Цезаропапизм и секуляризм в византийской и русской традиции

Автор: Елдин Михаил Александрович, Малоземов Сергей Иванович

Журнал: Гуманитарий: актуальные проблемы науки и образования @jurnal-gumanitary

Рубрика: История

Статья в выпуске: 1 (53), 2021 года.

Бесплатный доступ

Введение. В обобщающей характеристике духовных творений мыслителей Руси и России рассматривается роль ортодоксального конфессионального наследия, представляется анализ социальных традиций балканских и российских народов. Разнонаправленные тенденции, с одной стороны, антиклерикальных сил, с другой - церковной общественности свидетельствуют, что актуального разрешения тема секуляризации российского общества не получила. Цель статьи заключается в рассмотрении понимания процессов цезаропапизма и секуляризма в российском обществе, историософских и методологических последствиях данного понимания. Материалы и методы. В качестве теоретико-методологической стратегии исследования рассматривается интегративный подход, соединенный с историко-методологическим и философско-историческим анализом. Решение исследовательских задач обеспечивалось комплексом взаимодополняющих теоретических (анализ научной, исторической литературы, журналистских исследований по изучаемой проблеме, компартивистский анализ текстов, сопоставление, обобщение) и эмпирических (изучение и обобщение нормативно-правовых документов, рассматриваемых понятия цезаропапизма и секуляризма) методов. Результаты исследования. Рассмотренная модель понимания секуляризации и секуляризма в реалиях российской истории свидетельствует о вторичном, заимствованном характере данных понятий. По мнению авторов, декреты императоров Византии, Декрет Совета народных комиссаров «Об отделении церкви от государства и церкви от школы» не соответствовали ожиданиям участников Поместного собора, которые выразили свои чаяния в документе «О правовом положении Православной российской церкви». Обсуждение и заключение. Ожидаемым эффектом фактического понимания процессов может стать правильно выстроенная модель государственно-церковных отношений, которая может появиться только при сбалансированном факторе разнообразных интересов акторов современной государственно-религиозной политики России. Предлагаемые положения и выводы создают предпосылки для дальнейшего изучения феноменов секуляризма и секуляризации при проектировании государственно-религиозного ландшафта недалекого будущего.

Еще

Секуляризация, цезаропапизм, квазирелигия, декрет «об отделении церкви от государства и церкви от школы», документ «о правовом положении православной российской церкви», логика государственно-церковных отношений, конвенционалистская и сепарационная модели государственно-церковных отношений

Еще

Короткий адрес: https://sciup.org/147218529

IDR: 147218529   |   DOI: 10.15507/2078-9823.53.021.202101.019-030

Список литературы Цезаропапизм и секуляризм в византийской и русской традиции

  • Гайда Ф. Февральская революция. Почему церковь поддержала Временное правительство [Электронный ресурс]. – М., 2013. – URL: https://pravoslavie.ru/59859.html.
  • Гараджа В. И. Вебер [Электронный ресурс] // Православная энциклопедия / сост.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». – М., 2014. – URL: http://religion.niv.ru/ doc/encyclopedia/orthodox/articles/1351/veber.htm.
  • Елдин М. А. Византийская константа духовных традиций российского и финно-угорского типа культур и современность // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. – 2013. – № 4 (24). – С. 34–44.
  • Леонтьев К. Н. Полное собрание сочинений и писем : в 12 т. Т. 7. Кн. 1 : Публицистика 1862–1879 годов. – СПб. : Владимир Даль, 2005. – 560 с.
  • Рокуччи А. Размышления о пост-секулярном обществе и о секуляризации в истории России в новейшее время // ЧЕЛОВЕК.RU. – 2012. – № 8. – С. 94–99.
  • Скрыльников п. Как церковь отлучали от управления государством. Большевистский антиклерикальный декрет подготовил священник [Электронный ресурс] // НГ-Религии. – 2018. – 17 января. – URL: https://www.ng.ru/ng_religii/2018-01-17/13_435_dekret.html.
  • Смолич И. К. Русское монашество, 988–1917. – М. : Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 1997. – 607 с.
  • Цыплаков Д. А. «Культурный код» и секуляризация в России // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. – 2016. – № 1 (49). – С. 116–121.
  • Шахов М. Объединения религиозного характера в современной Франции [Электронный ресурс]. – М., 2017 / Московская Сретенская духовная семинария. – URL: http://sdsmp.ru/news/ n3456/.
  • Щипков А. Религиозность и кризис идеологии секуляризма. [Электронный ресурс]. – М., 2016 / Всемирный русский народный собор. – URL: https://vrns.ru/analytics/4182.
  • Habermas J. Glauben und Wissen. – Frankfurt am Main : Suhrkamp, 2001. – 57 s.
  • Joas H. Wellen der Säkularisierung // Kühnlein M., Lutz-Bachmann M. Unerfüllte Moderne?: Neue Perspektiven auf das Werk von Charles Taylor. – Frankfurt am Main, 2011. – S. 716–729.
Еще
Статья научная