Гуманитарий: актуальные проблемы науки и образования
Гуманитарий: актуальные проблемы науки и образования - издается: с июня 2000 года.
Журнал входит в Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук.
Журнал включен в базы данных РИНЦ и Ulrich’s Periodicals Directory американского издательства Bowker.
Цель журнала состоит в расширении возможностей публикации, обсуждения и оценки выдвигаемых научных идей в области гуманитарных наук и образования с привлечением представителей отечественного и зарубежного профессиональных сообществ.
Рецензируемые отрасли журнала:
07.00.00 Исторические науки и археология
07.00.02 Отечественная история
07.00.03 Всеобщая история (соответствующего периода)
09.00.00 Философские науки
09.00.11 Социальная философия
09.00.13 Философская антропология, философия культуры
19.00.00 Психологические науки
19.00.01 Общая психология, психология личности, история психологии
19.00.05 Социальная психология
Территория распространения журнала: Российская Федерация, зарубежные страны.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва»
Выпуски журнала
Статьи журнала
Рецензия на книгу: Метелёва И. Г. Бич божий. История чумы. - М. : Пятый Рим, 2020. - 352 с
Рецензия
Бесплатно
Жизнь, отданная служению науке. Памяти профессора Андрея Александровича Гагаева
Персоналии
Бесплатно
Диалектика развития целостных социальных систем
Статья научная
Введение. Анализируется специфика диалектического развития целостных социальных систем - личности и общества. Наличие позитивных (естественных) противоречий признается в качестве необходимого и созидающего фактора социальной практики. Под воздействием данного вида противоречий происходят отрицание старых, отживших форм общественного устройства (отдельных компонентов социальной системы) и переход к новым, более совершенным в результате благополучного их разрешения. Методы. При анализе автор опирался на системно-целостный подход, традиционные общефилософские методы: индукцию и дедукцию, теоретический анализ и синтез, экстраполяцию и др. Обсуждение. Социальная система как целостное образование проходит ряд этапов от зарождения, формирования и зрелости до перехода в качественно новое состояние. Соответственно процесс возникновения и развития диалектических противоречий также имеет несколько ступеней: от несущественных различий между противоположными сторонами в начале возникновения системы до их усиления и обострения. Характер противоречий зависит от специфики противоположных сторон, а также от тех условий, в которых разворачивается их взаимодействие. Определяющим здесь, на взгляд автора, является положительная (естественная) направленность социальной оппозиционности, под влиянием которой происходит формирование сущности противоречий. Заключение. Согласно диалектическому подходу, источником общественного развития выступает единство и борьба противоположностей в рамках социальной системы. Однако наличие противоположных сторон является необходимым, но недостаточным условием развития. Они создают предпосылки для него, но не выступают его движущей силой. Только изменение одной противоположности относительно другой создает альтернативную напряженность, порождая диалектическое противоречие. Поэтому антагонистический или неантагонистический характер последнего обусловлен положительным (естественным) или отрицательным характером социальной оппозиционности.
Бесплатно
Воспитание в гуманистической педагогике
Статья научная
Введение. Рассматривается проблема воспитания, основанная на методологии гуманистического подхода к формированию личности. Сравнительный анализ позволил выделить и охарактеризовать особенности, присущие как коммунистическому, так и современному гуманистическому воспитанию. Особое внимание уделено принципам гуманистической педагогики, которые определяют направленность и деятельность воспитательных организаций. Значимость рассматриваемой проблемы в том, что определенное ее понимание лежит в основе формирования духовной культуры личности и социума. Материалы и методы. Теоретико-методологической стратегией исследования выступал сравнительно-сопоставительный подход, позволивший выделить и охарактеризовать особенности, присущие как коммунистическому, так и современному гуманистическому воспитанию. С этой целью были использованы следующие методы: теоретическое моделирование, абстрагирование, обобщение, сравнительный анализ. Результаты и обсуждение. Выявлены и критически осмыслены подходы к воспитанию, осуществляемые под влиянием коммунистического и гуманистического (антропоцентристского гуманизма) воспитания. Как антитеза антропоцентрического гуманизма показана роль православного гуманизма на формирование личности человека. Заключение. Результаты исследования свидетельствуют, что гуманистическая педагогика, стремясь быть самостоятельной, разрабатывает подходы к воспитанию. Однако она использует тот воспитательный материал, который был в критикуемой ей традиционной педагогической науке и практике. Основное ее отличие от предыдущей педагогики состоит в том, что центр педагогического пространства занимает отдельная личность. Воспитание при этом понимается как деятельность, направленная на создание необходимых условий для ее самореализации, внутреннего самовыражения.
Бесплатно
Мордовская семья Саратовской губернии конца XIX в. по данным земских сельскохозяйственных переписей
Статья научная
Введение. Вторая половина XIX в. для Российской империи отмечена активизацией процесса перехода от традиционного общества к индустриальному. Данная трансформация коснулась и такого консервативного института, как семья. Характерными ее чертами стали уменьшение среднего размера и упрощение структуры. Однако процесс преобразования шел неравномерно, под влиянием региональных особенностей, факторов социально-экономического и культурного типа. Методы исследования. Исследование проведено на основании комплексного статистического анализа первичного материала земских сельскохозяйственных переписей, расположенных в фонде Губернского статистического комитета Государственного архива Саратовской области. Результаты исследования. В сохранившихся материалах мордовские домохозяйства составляют более 800 единиц. Их анализ позволяет говорить о преобладании у данного этноса в конце XIX в. большой, неразделенной семьи. Это прослеживается и по общему числу домохозяйств такого типа, и по числу людей, в них проживающих. В общей базе наиболее населенные домохозяйства принадлежали именно мордве, татарские и русские дворы были меньше. Обсуждение и заключение. Проверена гипотеза об усложнении семейной структуры по мере ее роста. Установлено, что в группе домохозяйств численностью до 6 чел. доминировала малая семья, 7 и более чел. - сложная семья. Расширенный тип домохозяйства не был преобладающим ни в одной группе, занимая промежуточное положение.
Бесплатно
Об истории изучения поселений и жилищ мордвы
Статья научная
Введение. Рассмотрена история изучения традиционных поселений и жилищ мордвы. Авторы уделяют внимание анализу средневековых упоминаний о мордве в работах европейских миссионеров и восточных путешественников. Проанализирован вклад отечественных и зарубежных исследователей в дело изучения материальной и духовной культуры мордовского этноса. На основе работ советских ученых показана трансформация некоторых архитектурно-конструктивных деталей в развитии поселений, жилищ и хозяйственных построек мордовского народа. Выявлены современные тенденции в этнографическом изучении традиционного хозяйственно-жилого комплекса построек мордвы. Материалы и методы. В основу исследования положены следующие методы: сравнительно-исторический, историко-генетический, проблемно-хронологический, структурно-системный. Из общенаучных методов исследования были задействованы логический, описательно-повествовательный, обобщения, классификации и систематизации. Проанализированы многочисленные труды по теме исследования отечественных и зарубежных авторов. Результаты и обсуждение. Интерес к изучению традиционных поселений, жилищ и надворных построек мордвы возник довольно давно. Историографию по данному вопросу можно разделить на три периода: дореволюционный, советский и постсоветский. Если в источниках вплоть до XVIII в. можно было найти лишь отрывочные сведения по интересующей нас теме, то с началом преобразований Петра I интерес к изучению народов Российской империи увеличился. Российской академией наук был организован ряд научных экспедиций для всестороннего анализа жизнедеятельности народов страны. П. С. Паллас, И. И. Лепехин, Н. П. Рычков, И. П. Фальк, И.-Г. Георги и другие исследователи XVIII в. внесли весомый вклад в изучение традиционной культуры народов России, в частности, мордовского. В XIX в., с созданием Русского географического общества в 1845 г., был издан ряд научных работ, в которых довольно глубоко и детально рассмотрены особенности материальной и духовной культуры мордвы. В советский период регулярными стали этнографические экспедиции. Благодаря этому удалось собрать ценные сведения по истории и традиционной культуре мордовского народа. Среди советских исследователей, внесших весомый вклад в дело изучения поселений и жилищ мордвы, следует вспомнить Н. П. Макушина, В. Н. Белицер, В. А. Балашова, Е. И. Горюнову, П. Д. Степанова, В. Ф. Вавилина и др. В постсоветский период проблема изучения поселений и жилищ мордвы по-прежнему остается актуальной. Например, изучению семантики крестьянского жилища мордвы посвятил ряд научных работ М. В. Сульдинский, различные аспекты этой темы освещались в трудах Н. Ф. Мокшина, Г. А. Корнишиной, А. С. Лузгина, Е. Н. Мокшиной, В. Б. Махаева, А. И. Меркулова, М. И. Святкина и др. Заключение. Таким образом, поселения, жилища и хозяйственные постройки мордвы являлись объектами изучения многих исследователей.
Бесплатно