Чехов и "чеховское" в романе Б. Л. Пастернака "Доктор Живаго"
Автор: Гельфонд Мария Марковна, Мухина Анна Анатольевна
Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu
Рубрика: Русская литература
Статья в выпуске: 2 (45), 2018 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена рассмотрению рецепции личности и творчества А.П. Чехова в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго». Высказывания Б.Л. Пастернака об А.П. Чехове, отразившиеся в эпистолярии и мемуарах разных лет, отчетливо показывают сложную эволюцию, которую претерпело пастернаковское восприятие А.П. Чехова. Характерное для раннего Пастернака осмысление «чеховского» как воплощения обыденности, к середине 1930-х гг. сменяется интересом к личности Чехова и его поэтике. В период работы над романом «Доктор Живаго» А.П. Чехов становится для Б.Л. Пастернака одним из главных художественных ориентиров, о чем свидетельствуют его многочисленные высказывания. В стремлении «дать исторический образ России за последнее сорокапятилетие» Б.Л. Пастернак ориентируется на «русскую детскость Пушкина и Чехова», отсутствие проповеднической установки и дидактизма. В статье последовательно комментируются все чеховские реминисценции в романе, сложным образом взаимодействующие с пастернаковским текстом. Их рассмотрение показывает, что чеховские формулы в романе Пастернака начинают прирастать новыми смыслами; «чеховское» осознается как некогда устойчивый мир, с которым постоянно резонирует разрушающийся. Вместе с тем, в чеховском мире, воспринятом Пастернаком, уже заложены и потенциал распада, и возможность обновления, хотя последняя в большей степени отзовется не в прозе, а в стихах из романа. Еще одним аспектом взаимодействия двух художественных миров становится наделение Юрия Живаго одновременно писательским и диагностическим даром. Полемизируя с заложенной в русской литературе традицией «исцеления», Пастернак делает своего героя гениальным диагностом - и это вероятно резонирует с опытом А.П. Чехова, признававшим, что его писательское зрение в значительной степени было сформировано влиянием медицины. Чеховское начало в романе проявляется на различных уровнях его организации и составляет один из значимых подтекстов «Доктора Живаго». Проведенное сопоставление позволяет прийти к выводу о том, что Чехов присутствовал в писательском сознании Б.Л. Пастернака и как автор, структурирующий художественный мир, и как герой - писатель, диагност, интеллигент, принадлежащий к той «сошедшей со сцены» «среде», от имени которой говорит в своем итоговом романе Б.Л. Пастернак.
Б.л. пастернак, "доктор живаго", а.п. чехов, рецепция
Короткий адрес: https://sciup.org/14914708
IDR: 14914708 | DOI: 10.24411/2072-9316-2018-00028
Список литературы Чехов и "чеховское" в романе Б. Л. Пастернака "Доктор Живаго"
- Берлин И. История свободы. Россия. М., 2001.
- Борисов В.М. Река, распахнутая настежь. К творческой истории романа Б. Пастернака «Доктор Живаго»//Пастернак Б. Доктор Живаго. М., 1989. С. 409-429.
- Гладков А.К. Не так давно: Мейерхольд, Пастернак и другие М., 2006.
- Кушнер А.С. Почему они не любили Чехова?//Звезда. 2002. № 11. С. 190-196.
- Левин Ю.Д. Заметки к статье Мандельштама о Чехове//Russian Literature. 1977. Vol. 3. P. 174-175.
- Немзер А.С. При свете Жуковского. М., 2013.
- Поливанов К.М. «Доктор Живаго» как исторический роман. Тарту, 2015.
- Сухих И.С. Двадцать книг ХХ века. Эссе. СПб., 2004.
- Флейшман Л.С. От Пушкина к Пастернаку. Избранные работы по поэтике и истории русской литературы. М., 2006.