Человек и мир в мордовской сказке (в сравнении со сказками других этнокультур)

Автор: Анастасия Андреевна Осьмушина

Журнал: Финно-угорский мир @csfu-mrsu

Рубрика: Культурология

Статья в выпуске: 2 т.14, 2022 года.

Бесплатный доступ

Введение. Актуальность работы определяется эффективностью исследования фольклора для познания космопсихо-логоса народа. Ее научная новизна состоит в применении дейксисного анализа сказок разных этносов со сходным сюжетом для изучения эрзянской и мокшанской сказок. Объект исследования – тексты эрзянской и мокшанской сказок с сюжетным мотивом «Мальчик-с-пальчик» в сравнении с русской, немецкой, английской, испанской и латиноамериканской сказками с аналогичным сюжетом. Предмет исследования – особенности онтологии, аксиологии, антропологии эрзи и мокши в сказке. Цель работы – выявление онтологических, аксиологических и антропологических особенностей мордовской сказки. Задачи исследования – выполнить дейксисный анализ текстов нескольких вариантов мордовской сказки и ее иноэтничных аналогов; выявить их сходства и различия; сформулировать онтологические, аксиологические и антропологические особенности мордовской сказки. Материалы и методы. Для достижения цели исследования был выполнен сравнительный контент-анализ дейксиса семи сказок с ведущим сюжетным мотивом «Мальчик-с-пальчик». Метод критического отбора источников применен при выборе аутентичных версий сказок. Общенаучные методы исследования позволили провести анализ, систематизировать полученные сведения и синтезировать выводы. Результаты исследования и их обсуждение. Все рассмотренные сказки фиксируют трагедию отсутствия детей в этнической семье, дезидеративность рождения детей, состоящие в детях счастье и смысл жизни человека. В эрзянской сказке отмечаются локально-общая солидарность, борьба с агрессивной властью, вооруженное восстановительное правосудие. В мокшанской сказке присутствует мотив обмана обманщика как формы восстановительной справедливости для улучшения материального положения семьи. И в эрзянской, и в мошанской сказке реализуется интенция возвращения домой непрямым путем и жизни в созидательном труде в своем месторазвитии. Заключение. Сравнительный анализ дейксиса сказок разных этносов со сходным сюжетом позволяет выявить общее и особенное в содержании сказок, определить особенности онтологии, аксиологии, антропологии этноса. Проведенное исследование показало, что онтологические, аксиологические и антропологические особенности сказки эрзи и мокши близки, но не тождественны, выявило сходства и различия со сказками других этнокультур.

Еще

Эрзянская сказка, мокшанская сказка, сходный сюжет, Мальчик-с-пальчик, онтология, аксиология, антропология

Короткий адрес: https://sciup.org/147237045

IDR: 147237045   |   DOI: 10.15507/2076-2577.014.2022.02.223-240

Список литературы Человек и мир в мордовской сказке (в сравнении со сказками других этнокультур)

  • Айер А. Дж. Язык, истина и логика. М.: Канон + РООИ «Реабилитация», 2010. 240 с.
  • Аникин В. П. Русская народная сказка. М.: Просвещение, 1977. 208 с.
  • Антонов Ю. Г., Шеянова С. В., Шаронова Е. А. Мордовский сказочный эпос как средство этнокультурного образования и развития личности // Финно-угорский мир. 2018. Т. 10, № 1. С. 18–28. DOI: 10.15507/2076-2577.010.2018.01.018-028.
  • Бенвенист Э. Общая лингвистика. М.: Прогресс, 1974. 447 с.
  • Гагаев А. А., Гагаев П. А. Философия татарской сказки = Татар əкиятенең фəлсəфəсе. Саранск; Пенза: [Б. и.], 2017. 190 с.
  • Гагаев А. А., Гагаев П. А., Кудаева Н. В. Философия мордовской сказки = Мокшень ёфксть философияц = Эрзянь ёвксонть философиясь: моногр. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2016. 160 с.
  • Гагаев А. А. и др. Философия и природа, космо-психо-логическая модель русской сказки: в 3 кн.: кол. моногр. / отв. ред.: А. А. Гагаев, П. А. Гагаев. Саранск: [Б. и.], 2016. Кн. 1–3.
  • Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991. 573 с.
  • Девяткина Т. П. Мифология мордвы. Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 1998. 336 с.
  • Девяткина Т. П., Панфилова С. С. Образ и функции змея в народных представлениях мордвы // Вестник Марийского государственного университета. 2021. Т. 15, № 1. С. 79–85.
  • Делез Ж. Различие и повторение. СПб.: Петрополис, 1998. 384 с.
  • Желтухина М. Р. Тропологическая суггестивность масс-медиального дискурса: о проблеме речевого воздействия тропов в языке СМИ. М.: Ин-т языкознания РАН; Волгоград: Изд-во ВФ МУПК, 2003. 656 с.
  • Ключевский В. О. Русская история: в 3 кн. М.: Мысль, 1995. Кн. 1. 572 с.
  • Ковалевский М. М. Социология. Т. 1. Социология и конкретные науки об обществе. Исторический очерк развития социологии. СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1910. 300 с.
  • Монтень М. Опыты: в 3 кн. М.: Наука, 1979. Кн. 1–3.
  • Никифоров А. И. Сказка, ее бытование и носители // Русская народная сказка / сост. О. И. Капица. М.; Л., 1930. С. 7–55.
  • Остин Дж. Избранное. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999. 332 с.
  • Осьмушина А. А. Модель справедливости в мордовской этнической сказке // Финно-угорский мир. 2020. Т. 12, № 2. С. 212–219. DOI: 10.15507/2076-2577.012.2020.02.212-219.
  • Осьмушина А. А., Ингл О. П. Этнопедагогическое значение комического в творчестве мордовского народа // Интеграция образования. 2016. Т. 20, № 3. С. 415–421.
  • Пропп В. Я. Морфология сказки. Л.: Академия, 1928. 152 с.
  • Самарин Ю. Ф. Православие и народность. М.: Ин-т русской цивилизации, 2008. 716 с.
  • Сепир Э. Язык. М.; Л.: Соцэкгиз, 1954. 222 с.
  • Шаронов А. М., Шаронова Е. А. О некоторых особенностях эрзянского героического эпоса // Ежегодник финно-угорских исследований. 2018. Т. 12, № 3. С. 47–60.
  • Шаронов А. М., Шаронова Е. А. Основные концепты эрзянской мифологии // Вестник угроведения. 2019. Т. 9, № 2. С. 328–339.
  • Шаронова Е. А. Образ героя – покорителя змеев в эрзянском фольклоре и эпосе «Масторава» // Семантика народной культуры в литературе: материалы Междунар. науч.- практ. конф. М., 2018. С. 117–124.
  • Шаронова Е. А., Шаронов А. М. Бог, мир и человек в эрзянском мифе о сотворении мира // Финно-угорские народы в контексте формирования общероссийской гражданской идентичности и меняющейся окружающей среды: материалы Междунар. науч. конф. Саранск, 2020. С. 206–209.
  • Шаронова Е. А., Шаронов А. М. Идея образа богини Комлявы в эпосе «Масторава» // Проблемы марийской и сравнительной филологии: сб. ст. Йошкар-Ола, 2018. С. 239–242.
  • Шаронова Е. А., Шаронов А. М. Фольклор села Шокша Теньгушевского района Республики Мордовия: жанровый состав // Карповские чтения: сб. ст. Всерос. науч.-практ. конф. Арзамас, 2017. Вып. 7. С. 273–282.
  • Шеянова И. И. Жили-были старик со старухой… Мордовские бытовые сказки. Темы, сюжеты, образы // Центр и периферия. 2019. № 1. С. 42–48.
  • Шеянова И. И. «Золото» и «серебро» как элементы мифопоэтической системы мордвы // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. 2020. № 2. С. 200–207.
  • Юрченкова Н. Г. Мифология в культурном сознании мордовского этноса. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2002. 156 с.
  • Якобсон Р. Лингвистика и поэтика // Структурализм: «за» и «против»: сб. ст. М., 1975. С. 193–231.
  • American folklore / ed. by R. M. Dorson. Chicago; London: The University of Chicago Press, 1959. 328 p. URL: https://archive.org/details/americanfolklore00dors/page/n7/mode/1up (дата обращения: 16.10.2021).
  • Anderson S. R., Keenan E. L. Deixis //Language typology and syntactic description. Vol. 3. Grammatical categories and the lexicon. Cambridge, 1985. P. 259–308.
  • Brown G., Yule G. Discourse analysis. Cambridge: Cambridge University Press, 1983. 304 p.
  • Fillmore C. J. Lectures on Deixis. Berkeley: University of California, 1971. 145 p. URL: http://www-personal.umich.edu/~jlawler/FillmoreDeixisLectures.pdf (дата обращения: 10.07.2016).
  • Fillmore C. J. Towards a descriptive framework for spatial deixis // Speech, place and action: Studies in deixis and related topics. New York, 1982. P. 31–59.
  • Grimm J., Grimm W. Kinderund Hausmaerchen. Berlin: Realschulbuchhandlung, 1815. 389 S. URL: https://archive.org/details/GrimmKinderUndHausmaerchen2-1815/page/n22/mode/1up (дата обращения: 15.10.2021).
  • Karsdorp F., Fonteyn L. Cultural entrenchment of folktales is encoded in language // Palgrave Communications. 2019. No. 5. P. 1–11. DOI: 10.1057/s41599-019-0234-9.
  • Levinson S. C. Deixis // The Handbook of Pragmatics. Oxford: Blackwell Publishing, Ltd, 2006. P. 97–120.
  • Nadales M. R. Retellings of tradition. Little Red Riding Hood and the voice of the wolf // Fabula. 2019. Vol. 60, no. 3–4. P. 244–262. DOI: 10.1515/fabula-2019-0016.
  • Radi M. L’espace et le fantastiquedans les voyages de Sindbad le marin // Fabula. 2019. Vol. 60, no. 3–4. P. 304–317. DOI: 10.1515/fabula-2019-0019.
  • Toelken B. The dynamics of folklore. Boston: Houghton Mifflin, 1979. 395 p. URL: https://archive.org/details/dynamicsoffolklo0000toel/page/225/mode/1up (дата обращения: 16.10.2021).
  • Uther H. J. The Types of International Folktales: A Classification and Bibliography. Based on the system of Antti Aarne and Stith Thompson. Helsinki: Suomalainen Tiedeakatemia: Academia Scientiarum Fennica, 2004. (FF communications; no. 284–286).
  • Watts L. S. Encyclopedia of American folklore. New York: Facts On File, 2007. 441 p. URL: https://archive.org/details/encyclopediaofam00lind/page/n8/mode/1up (дата обращения: 16.10.2021).
  • Whorf B. L. Language, thought and reality. Selected Writings. Cambridge: Technology Press of Massachusetts Institute of Technology, 1956. 278 p.
Еще
Статья научная