Черно-белая ЮАР
Автор: Наумова Татьяна
Журнал: Прямые инвестиции @pryamyye-investitsii
Рубрика: Инвестиционный климат
Статья в выпуске: 11 (127), 2012 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/142170394
IDR: 142170394
Текст обзорной статьи Черно-белая ЮАР
Кстати, именно с «алмазной» и «золотой лихорадки» началось бурное развитие ЮАР в XIX веке. А статус страны, одной из самых богатых полезными ископаемыми экономик мира, ЮАР получила в 1994 году после падения апартеида (apartheid — разделение) — официальной политики расовой сегрегации, проводившейся правившей в ЮАР (до 1961 года — Южно-Африканский Союз, ЮАС) с 1948 по 1994 год Национальной партией. Все жители Южной Африки были разделены по расовой
Согласно Докладу о мировых инвести-
циях — 2012 ЮНКТАД, приток ПИИ
в ЮАР вырос с $1,23 млрд в 2010 году
до $5,81 млрд в 2011 году.

принадлежности на белых, цветных, черных и индийцев (азиатов). Для разных групп были установлены разные права. Естественно, больше всего их было у белых. Были введены раздельные обучение и медицинская помощь, разделены транспорт, общественные и развлекательные учреждения, церкви, запрещены смешанные браки.
Сегодня ЮАР — это «ворота» Африки. На данный момент страна является одной из самых развитых стран континента: ЮАР принадлежит каждая вторая машина автомобильного парка материка, половина энергетических мощностей, пропускная способность портов страны —

EAST NEWS
115 млн т в год больше, чем у Анголы, Конго, Габона
—
\ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ
\
Кении, Мозамбика, Танзании и Заира вместе взятых. Аналогичные показатели у ЮАР в плане воздушных перевозок (их объем превышает перевозки всех стран южноафриканской части континента, Центральной и Восточной Африки) и дорожной сети с твердым покрытием (их площадь в ЮАР в 15 раз превосходит площадь дорог всей Африки).
Именно эти факторы и предопределили основные пять категорий товарного экспорта ЮАР: драгоценные металлы и камни, транспортные средства и оборудование, машины, производственное оборудование и электрооборудование, черные и цветные металлы и изделия из них, а также полезные ископаемые.
FOURTH
BRICS Summit March 29, 2012 : New Delhi
Высокий уровень технической подготовки кадров и крайне низкие ожидания в плане заработной платы сделали Африку местом паломничества для иностранных инвесторов, которые ищут дешевую рабочую силу. Как отмечает профессор экономики и директор Центра исследований экономики стран Африки в Оксфордском университете Пол Кольер (влиятельный британский экономист, автор бестселлеров «Нижний миллиард», «Война, оружие и голоса избирателей»; находится в списке величайших мыслителей мира журнала Foreign Policy) в своей
4–4,8%», — отмечает директор аналитического департамента ИГ «Норд-Капитал» Владимир Рожанковский .
В рейтинге глобальной конкурентоспособности (рассчитывается Всемирным экономическим форумом) Южная Африка занимает весьма солидное 50 место.
Довольно мягким здесь является налоговое законодательство. Установленный законом уровень налогообложения — 30% (за исключением малого бизнеса, где уплачивают 15% подоходного налога с нетто дохода, не превышающего 100 тыс. рандов).
Сегодня стоимость всех запасов полез ных ископаемых в ЮАР составляет, по оценке Citigroup, $2,5 трлн.

ПИИ и программы поддержки инвестиций
Согласно Докладу о мировых инвестициях 2012 года на Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), приток ПИИ в ЮАР вырос с $1,23 млрд в 2010 году до $5,81 млрд в 2011 году. ЮАР стала вторым наиболее привлекательным направлением для ПИИ на континенте после Нигерии, показавшей результат в $8,92 млрд. По оценкам ЮНКТАД, последней книге «Ограбленная планета», все более оче- видным становится тренд найма дешевой рабочей силы

Китаем в африканских странах, и в ЮАР в частности (ведь уровень заработной платы в Поднебесной неуклонно растет). «Потенциально китайские и азиатские инвестиции могут создать тысячи рабочих мест в Африке и заложить основу для процветания так же, как десятилетия назад западные инвестиции посеяли семена азиатского чуда», — отмечает г-н Кольер .
Что касается роста ВВП, то в последние месяцы из-за снижения производств многочисленных
Одна из самых известных африканских компаний — De Beers — контролирует порядка 80% мирового рынка алмазов.
сырьедобывающих шахт он в ЮАР замедлился со среднегодовых 3,6 до 2,8% (последний прогноз на 2012 год). «Вместе с тем южноафриканская валюта — ранд — вместе с китайским юанем пользуется славой наиболее стабильных денежных единиц БРИКС. Индекс волатильности пары «американский доллар — африканский ранд» за последние девять месяцев составил всего 8,2, тогда как в дуэте «доллар — российский рубль» этот показатель вчетверо выше — около 32,9, и государство поддерживает приемлемый уровень среднегодовой инфляции — приток ПИИ в ЮАР за 2011 год составил 13,6% от общего показателя по Африке, достигнув 31,8% ВВП страны за 2011 год и показав значительный рост по сравнению с 9,9% в 1995 году.
В 2011 году количество проектов с участием ПИИ в стране впервые превысило 150, и аналогичный результат ожидается в 2012 году. Лидируют сегменты программного обеспечения и IT, на которые приходится 14% проектов. Далее идут бизнес-услуги, финансовые услуги, металлы, автопром.
«Основными торговыми партнерами ЮАР традиционно являлись США и Европейский союз, а среди его членов в первую очередь Великобритания и Германия. В 1986 году порядка половины южноафриканского импорта и около 40% экспорта приходилось на страны Европы. К 2010 году значение европейских стран во внешнеторговом обороте ЮАР несколько сократилось, составив 30,9% от общего экспорта и 34,1% от общего импорта. В то же время во внешней торговле ЮАР возрастает роль стран Азии. В 2010 году главными направлениями экспорта были Китай (11,3%), США (10,1%), Япония (8,9%), Германия (8,2%), Великобритания (5,1%), Индия (4,3%),

FOTOLINK/AP
Нидерланды (3,3%), Швейцария (3,2%), Зимбабве (2,9%) и Мозамбик (2,7%). А ключевыми партнерами по импорту — Китай (14,4%), Германия (11,4%), США (7,2%), Япония (5,3%), Саудовская Аравия (4,1%), Иран (3,9%), Великобритания (3,8%), Индия (3,6%), Франция (3%) и Нигерия (2,7%)», — отмечают к.э.н., старший научный сотрудник Центра исследований Юга Африки Института Африки РАН Юрий Скубко и младший научный сотрудник того же Центра Василий Сидоров .
Но не все иностранные инвестиции одинаково полезны для стран-получателей. Судя по индексу эффективности ПИИ от ЮНКТАД (который показывает, как потоки иностранных капиталовложений служат увеличению благосостояния страны, созданию рабочих мест, росту экспорта, повышению налоговых поступлений, увеличению заработной платы, инвестиций в НИОКР и расширению производственных возможностей), все страны можно подразделить на четыре категории. В первую войдут государства, которые лучше всех воспользовались финансовыми потоками транснациональных корпораций,
а в четвертую — страны, развитию которых ПИИ помогли менее всего. ЮАР, наряду с Великобританией, Финляндией, Малайзией, Бельгией, Швецией и Швейцарией, принадлежит именно к первой группе. Отдельно стоит подчеркнуть, что в ней ЮАР является единственным представителем африканского континента.
В ЮАР не существует законодательных инициатив на ограничение иностранных инвестиций ни по их объему, ни по составу. Однако действует ряд рестрикций при инвестировании в отдельный отрасли. Например, если иностранный банк открывает свое представительство в ЮАР, то в нем должно работать определенное количество резидентов.
В плане кредитования инвесторов-нерезидентов также существует ряд ограничений, касающихся в первую очередь компаний с долей иностранного участия, превышающего 75%. На кредиты, выдаваемые иностранным инвестором резиденту ЮАР, требуется разрешение Резервного банка ЮАР.
Правительство Южной Африки проводит политику по привлечению иностранных инвестиций в экономику страны, реализуя целый ряд программ, в частности, создания зон промышленного развития. Подобная зона представляет собой специализированный технопарк, связанный с международным аэропортом или морским портом, на территории которого находится свободная таможенная зона. Расположенные в ней субъекты предпринимательства освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость и импортных пошлин на оборудование и активы. Кроме того, существует программа субсидирования иностранных инвестиций, которая разработана специально для международных компаний, инвестирующих в южноафриканские производственные предприятия, а также в оборудование, для них предназначенное.
Буквально в начале июля Южно-Африканская Республика объявила о том, что потратит $35,6 млрд на развитие железных дорог, портов и трубопроводов. Открытая акционерная компания Transnet является главным транспортным оператором страны (учредителем Южно-Африканских авиалиний, железнодорожного перевозчика Spoornet, Autonet — предприятия, занимающегося автомобильными перевозками, почтовой компании Portnet и службы контейнерных перевозок Fast Forwards), и именно за ее счет, как предполагается, и произойдет дальнейшее инфраструктурное развитие.
Transnet расширит свою железнодорожную сеть впервые за 40 лет. Параллельно компания начнет менять парк локомотивов, большая часть которых была закуплена в 1960–1970-е годы. По плану, продвигаемому президентом ЮАР Джейкобом Зумой, пропускная способность всей инфраструктуры Transnet в течение семи лет удвоится. Треть необходимой суммы предполагается изыскать за счет размещения облигаций.
«Планы правительства открывают возможности для частных компаний по инвестированию в железнодорожное оборудование (подвижной состав и локомотивы), в компании, поставляющие подобную технику и другие сопутствующие услуги», — отмечает руководитель экономического отдела посольства ЮАР в РФ Вуси Мвели .

VOSTOCK-PHOTO/REUTERS
Кроме того, в проектах властей — строительство восьми новых АЭС в течение ближайших 20 лет. «Это открывает новые возможности для производителей оборудования и компонентов, поддерживающих атомные электростанции. Новая программа возобновляемой энергетики правительства также направлена на привлечение инвестиций в развитие солнечной энергии, гидроэнергии, энергии, получаемой из биомасс, а также ветроэнергетики», — рассказывает г-н Мвели .
Огромное социальное расслоение остается одним из главных рисков экономического развития ЮАР.
Не только полезные ископаемые… Наибольшим потенциалом обладают следующие сектора африканской экономики: сельское хозяйство, химическая промышленность, металлургия, текстильная, легкая и обувная отрасли промышленности, автомобилестроение, а также виноделие и туризм.
Факторы риска
Проводимое в рамках осуществляемой правящим Африканским Национальным конгрессом (АНК) политики «широкомасштабного усиления экономической власти черных» (Broad-Based Black Economic Empowerment) выдавливание белых профессионалов и замена их в значительной части полуграмотными черными (в соответствии с обязательными отраслевыми квотами) имели следствием серьезные провалы в сфере экономики (энергетический кризис) и инноваций (провал самой амбициозной и дорогостоящей инновационной программы — создания модульных ядерных реакторов и др.). При этом в большинстве других стран континента положение намного хуже, и ЮАР остается самой развитой страной, в первую оче редь Субсахарской Африки, «воротами» для инвестиций в страны Юга Африки
(благодаря, в частности, развитой инфраструктуре и сектору услуг) и внедрения инноваций, пусть не самого высокого уровня, стратегическим поставщиком ценного сырья на мировой рынок.
Факторы риска, которые могут привести к серьезным социальным потрясениям наряду с упомянутыми коррупцией и снижением качества управления: сохраняющееся огромное социальное расслоение (основные дивиденды африканизации получили небольшой паразитический класс черной буржуазии и связанная с ним номенклатура АНК), высокий уровень безработицы и преступности, пандемия ВИЧ/СПИДа и др. Программы социально-экономического развития могут быть сорваны второй волной мирового кризиса.
Юрий СКУБКО , к.э.н., старший научный сотрудник Центра исследований Юга Африки Института Африки РАН, Василий СИДОРОВ , младший научный сотрудник того же Центра
«В 2010 году Южную Африку посетило 8,1 млн туристов. Доход индустрии туризма составил более 73 млрд рандов, или $8,7 млрд. Отрасль прибавляет по 11% в год. А в связи с разнообразием страны еще существуют инвестиционные возможности в области культурного, делового, приключенческого, спортивного и экотуризма», — отмечает г-н Мвели .
Причем рядовому инвестору (с возможностью инвестирования до $30 млн) дорога открыта в текстильную, легкую и обувную отрасли промышленности, а также туризм и виноделие. Во всех остальных отраслях инвестиции стартуют от $100 млн. Так, доля в южноафриканской перерабатывающей компании где-нибудь в про- винции Мпумаланге или Северо-Западной провинции обойдется в $100–2500 млн.
Тем не менее предложения для инвесторов носят крайне диверсифицированный характер. На сайте www. предлагают купить от стэйк-хауса в провинции Западный Кейп за всего $120 тыс. (шаговая доступность от одного из самых загруженных туристами пляжей провинции, с устойчивым потоком клиентов и просто фантастическим поставщиком мяса) до бизнеса по спортивной одежде в Квазулу-Натал за всего $91 тыс. Продается онлайн-центр компьютерного обучения (и снова примерно за $120 тыс.) и даже магазин по продаже антикварной мебели всего за $24 тыс.
Социально-экономическое прошлое и настоящее
В 1488 году, после открытия португальцами южной оконечности Африки, началась колонизация территории современной ЮАР, населенной африканскими племенами. Первое европейское поселение было основано здесь в 1652 году голландской Ост-Индской компанией (ныне Кейптаун). История ЮАР отмечена ожесточенной борьбой (особенно после открытия месторождений алмазов) между потомками переселенцев — голландцев и французов-гугенотов, составивших особую этническую общность — буров, и Англией.
В 1961 году Южно-Африканский Союз (ЮАС) стал независимой Южно-Африканской Республикой.
Важнейшим пунктом в истории и политике ЮАР является расовый конфликт между черным большинством и белым меньшинством. Своей кульминации он достиг после установления в 1948 году режима апартеида, просуществовавшего до 1990-х годов. Инициатором введения дискриминационных законов стала Национальная партия. Эта политика привела к долгой и кровопролитной борьбе, в которой одну из ведущих ролей сыграл Африканский национальный конгресс (АНК), отмечающий в этом году свое столетие.
Определенную роль в крахе апартеида сыграли давление со стороны международного сообщества и поражение армии ЮАР в Анголе в 1988 году. В 1994 году прошли первые демократические выборы, победу на которых одержал АНК. СССР был основной силой, поддерживавшей АНК в годы апартеида.
Среди высокопоставленных чиновников ЮАР — немало выпускников советских вузов, что, конечно, благоприятствует российскому бизнесу. Но до сведения
потенциальных российских инвесторов необходимо донести, что социальноэкономическая обстановка в стране, мягко говоря, оставляет желать лучшего.
Ю.С. СКУБКО и Г.В. ШУБИН в своей книге «Социально-экономическое и политическое развитие ЮАР в 2005–2009 годах» (Москва, 2009), в частности, отмечают, что в стране сохраняется огромный разрыв между богатыми и бедными.
Поэтому велика опасность социального взрыва (например, реальная безработица, в том числе среди нелегальных эмигрантов, доходит до 40%). Усиливается напряженная криминальная обстановка, растет число ограблений. Причиной продаж недвижимости все чаще становится эмиграция. «В стране существует многомиллионный слой хронически безработных африканцев (среди них можно встретить и цветных и белых), которые не хотят и никогда не будут всерьез, напряженно работать.
Во всяком случае работать на шахты они не пойдут, туда возьмут других черных африканцев — неприхотливых и выносливых мигрантов из Мозамбика, Зимбабве или Малави. Миллионы же южноафриканских люмпенов («порох» для возможных социальных взрывов) предпочитают жить на социальные подачки, участвуя время от времени в необременительных общественных работах», — отмечают авторы книги.
ЮАР с точки зрения жителей других африканцев является страной изобилия, как Россия, например, для жителей Таджикистана. Но из-за увеличения числа иммигрантов усиливается волна ксенофобии. Раньше во всех бедах жители ЮАР обвиняли апартеид, а сейчас во многих случаях — иностранцев.
Серьезную проблему для экономики
страны создает принудительная африканизация не только госаппарата ЮАР, но и предпринимательских структур (не менее 60% персонала — не белые). Квалифицированные кадры эмигрируют или рано выходят на пенсию, а их заменяют представителями ранее угнетенных групп, часто малокомпетентными африканцами. Президент ЮАР и лидер АНК Джейкоб Зума известен своими сексуальными эскападами. Он состоит в официальном полигамном браке с несколькими женщинами и имеет как минимум 20 детей. До того как стать президентом, Джейкоб Зума обвинялся в изнасиловании, но был оправдан.
ВИЧ-инфицированных в ЮАР, в основном это африканцы, свыше 6 млн (из 50 млн населения страны).
В ЮАР нет абсолютного религиозного большинства. Распределение по религиям и мировоззрениям выглядит примерно следующим образом: католики (6,5%), англикане (3,8%), голландские реформаты (6,7%), пятидесятники (7,5%), другие христиане (36%), методисты (6,8%), мусульмане (1,3%), приверженцы сионских церквей (10%), приверженцы других религий (2%), неопределившиеся (1,4%), атеисты (15,1%). *
Этно-расовый состав (по переписи 2010 года): черные — 79,4%, белые — 9,2%, цветные (в основном мулаты) — 8,8%, индийцы и азиаты — 2,6%. В республике государственными признаны 11 языков (английский, африкаанс, венда, зулу, коса, ндебеле, свати, северный сото, сесото, тсвана и тсонга). ЮАР — третья страна по количеству языков после Индии и Боливии. Национальная валюта — южноафриканский ранд (рэнд).
Ирина ВОРОБЬЕВА
* Данные 2001 года.
«Еще один интересный вариант — это телекомы. Развертывание Wimax и других беспроводных технологий ведет к дальнейшему проникновению Интернета во все сферы жизни, которое, по оценкам, составило 20% в 2009–2011 годах. Сейчас покрытие Всемирной сетью оценивается в диапазоне от 30 до 40%, причем большая его часть идет через мобильные устройства. Дальнейшее проникновение и рост рынка открывает возможности для новых инвесторов и, конечно же, для привлечения новых технологий в отрасль», — рассуждает г-н Мвели .
На сайте eurofirma.ru трехзвездочный отель (76 номеров) в Кейптауне, в исторической части города, с конференц-залами, рестораном, бассейном, парковкой можно приобрести за $5,5 млн. А businessforsale.com предлагает 24 га земли, «идеально подходящей под развитие бизнеса, связанного с экотуризмом», в свободной провинции Готенг всего за $1,5 млн.