Честь и достоинство личности как правовые категории

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/147149215

IDR: 147149215

Текст статьи Честь и достоинство личности как правовые категории

Задачей правового государства является защита, обеспечение прав и свобод личности, установление ответственности за их нарушение, восстановление в нарушенных правах. Законодательство закрепляет основные права и законные интересы личности, подлежащие государственной защите. Все они подразделяются на имущественные и личные неимущественные права.

Личными неимущественными правами являются права, не связанные с экономическими, материальными интересами личности, направленные на достижение неимущественного (духовного) блага. М.Н. Малеина отмечает: «Неимущественные права характеризуются рядом признаков: 1) нематериальный характер личных прав; 2) особый объект личных прав; 3) специфика оснований их возникновения и прекращения; 4) индивидуализация личности. Нематериальный характер личных прав проявляется в том, что они лишены экономического содержания. Это означает, что они не могут быть оценены, для них нехарактерна возмездность, а их осуществление не сопровождается имущественным предоставлением со стороны других лиц»1. В группу личных прав объединены такие права граждан, которые индивидуализируют личность как таковую, неотделимы от нее, охраняют различные сферы индивидуальной жизни. Это право на охрану чести, достоинства, жизни, здоровья, имени, тайны различных сторон личной, в том числе семейной, жизни и другие, гарантированные нормами закона2.

В советский период времени значимость личных прав и необходимость их правовой охраны отрицалась некоторыми учеными, которые придерживались точки зрения, что целесообразно выделять не личные права, а личные блага, а последние не нуждаются в правовой охране. Так, В.А. Тархов3 и P.O. Халфин4 считали, что нет рациональности в охране личных благ путем построения какого-либо правоотношения, так как в этом случае правоотношение будет настолько неопределенным, что не выполнит никакой полезной функции. К.Ф. Егоров не считает пра во на честь субъективным правом потому, что (по его мнению) нет юридических фактов их возникновения и объекта правоотношения5. С этим справедливо не соглашались многие авторы. Например, М.Н. Малеина пишет, что тайна переписки, честь, достоинство, неприкосновенность личности - это действительно фактические социальные блага, а гарантированная государством возможность пользоваться ими - субъективное право, т.е. право на охрану названных ценностей и право требовать защиты от нарушений, причем не только когда они нарушены, но и постоянно. Перед нами вполне реальные правомочия на пользование благом, притязания субъектов на признание за ними прав со стороны органов, должностных лиц, организаций, граждан. Таким образом, налицо субъективные права со всеми основными признаками6. С этой точкой зрения следует полностью согласиться и отметить, что позиция ее противников в советский период времени объясняется скорее приоритетными началами советского государства и законодательства, нежели собственно отрицанием личных неимущественных прав как объекта государственной охраны. Поскольку на первом месте определялись публичные интересы государства, постольку правам и законным интересам личности не придавалось должного значения.

Значение прав и законных интересов личности в настоящее время существенно повысилось, что связано с изменением приоритетных начал в российской законодательной системе. При правильно расставленных акцентах защита личности должна являться эпицентром законодательной системы любого правового государства. Конституция РФ как раз и закрепляет такое положение, при котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст. 2). Государство берет на себя обязанность обеспечивать права и свободы личности, в отрыве от которых она не может осуществлять полноценную жизнедеятельность.

Значение личных неимущественных прав состоит также и в том, что в них наглядно проявляется связь моральных и юридических правил. Многие личные отношения основываются на взаимном доверии, уважении, дружбе, любви и составляют особую сферу отношений, где нравственные, моральные правила имеют определяющее значение7. Связь права и морали на современном этапе развития уголовно-процессуального законодательства вызывает повышенный интерес ученых, стимулом которому послужило возведение личности с ее правами и законными интересами в ранг высшей ценности государства. А.П. Гуськова по этому поводу пишет: «Построение правового демократического государства в нашей стране и решение связанных с этим задач обновления всех сфер жизнедеятельности общества настоятельно выдвигают в числе кардинальных проблем проблему использования нравственноправовых средств при реализации прав человека»8.

Таким образом, права (в том числе и неимущественные) и законные интересы личности в российской правовой системе совершенно обоснованно занимают главенствующее положение, а их защита является основным направлением деятельности всех государственных органов и должностных лиц.

Характеризуя право на уважение чести и достоинства, многие ученые9 выделяют такое его свойство как «неотделимость» от самой личности. Очевидно, «неотделимость» означает прежде всего, что у человека в обществе не может не быть моральной оценки, и ее связь с личностью столь же неразрывна, как связь человека со своей тенью. В то же время сама оценка немыслима без своего предмета. Внутренняя сторона чести и достоинства есть часть самой личности. Следовательно, в этом смысле честь и достоинство входят в само понятие личности, являются его качеством. Однако было бы неправильно понимать неотделимость чести и достоинства как блага от данной личности в том смысле, будто она может существовать в качестве блага лишь до тех пор, пока существует личность. Конечно, честь перестает быть благом для умершего, но не теряет ценности, значимости (и потому остается благом) для его близких.

Право на уважение чести и достоинства принадлежит каждому от рождения и является неотчуждаемым, что как догма признается всеми российскими нормативными актами. Конституция РФ защищает достоинство личности, устанавливая в ст. 21 абсолютный принцип: «Ничто не может быть основанием для его умаления».

Категории «честь» и «достоинство» являются общеправовыми объектами охраны. В юридической литературе справедливо подчеркивается, что право не может считаться с юридической точки зрения гарантированным и практически осуществимым, пока его нарушение не дает гражданину права на судебный иск или иные законные пути восстановления нарушенного права. Честь и достоинство характеризуют личность, составляют ее важнейшие духовные блага. Вместе с тем они отражают определенные социальные отношения между человеком и обществом, а потому имеют большое общественное значение и обеспечиваются посредством гражданско-правовых, уголовно-правовых и уголовнопроцессуальных механизмов защиты. Законодательство, закрепляя и гарантируя права граждан, обеспечивает каждому уважение его жизненных прав, т.е. уважение его достоинства в широком смысле этого слова, включая специальную защиту чести и достоинства от посягательств на их отдельные стороны (А.В. Белявский, Н.А. Придворов). Так, ст. 129 и 130 УК РФ предусматривают уголовную ответственность за совершение таких преступных деяний, как клевета и оскорбление.

В то же время, если мы обратимся к тексту законов, то ни в одном нормативном акте не увидим определения понятий чести и достоинства личности. Как видно из приведенных мнений, между авторами нет существенных разночтений, что понимать под честью и достоинством личности. Именно поэтому для правоприменителей, как представляется, намного важнее закрепить систему действий, которые запрещается совершать во избежание унижения чести и достоинства личности, чем «закрытые» определения обозначенных моральных категорий.

Уважение чести и достоинства носит характер отношений, основанных на нормах права и морали, на принципах свободы и взаимной ответственности между государством, обществом и личностью, между различными личностями и социальными группами. Гражданское общество - носитель соответствующих ценностей. Государство в лице его органов и должностных лиц несет определенные обязательства по их реализации, по обеспечению охраны чести и достоинства своих граждан10. Особое значение такого рода обязательства, как представляется, получают в сфере

Телегина И.В.

уголовного судопроизводства, где существует вероятность максимального ограничения прав и свобод человека и гражданина, а также умаления его чести и достоинства. А.П. Гуськова относительно значимости уголовно-процессуальных отношений отмечает: «Во-первых, орган государства - конкретно должностные лица: судья, прокурор, следователь, дознаватель - наделены властными полномочиями и при наличии указанных в законе юридических фактов применяют в отношении граждан процессуальное принуждение. Во-вторых, эти решения имеют обязательную силу и касаются личности любого участника процесса, кто бы ни участвовал в рамках уголовнопроцессуальных отношений, и в первую очередь личности обвиняемого. В-третьих, исключительно в рамках указанных отношений реализуются процессуальные права и других участников, которые к тому же несут и определенные обязанности. И, наконец, в-четвертых, именно эти отношения предопределяют ход уголовно-процессуальной деятельности по возбуждению, расследованию, судебному разбирательству и разрешению уголовных дел»11.

Поэтому уважение чести и достоинства личности обозначено в настоящее время в виде принципа уголовного судопроизводства (ст. 9 УПК РФ). Как известно, принципы определяют направление деятельности всех участников процесса, им подчинены все этапы судопроизводства, реализация принципов обеспечивается мощным арсеналом уголовнопроцессуальных средств. Таким образом, категории «честь» и «достоинство» с принятием УПК РФ получили и уголовно-процессуальное звучание, что необходимо приветствовать и развивать дальнейшим совершенствованием уголовно-процессуального законодательства.

Список литературы Честь и достоинство личности как правовые категории

  • Малеина М.Н. Личные неимущественные права: учебное пособие. -М., 1990. -С. 4.
  • Малеин Н.С. Охрана прав личности советским законодательством. -М., 1985. -С. 5.
  • Тархов В.А. Ответственность по советскому гражданскому праву. -Саратов, 1973. -С. 384.
  • Халфин P.O. Общее учение о правоотношении. -М., 1974.-С. 124.
  • Егоров К.Ф. Личные неимущественные права граждан СССР: ученые записки -Вып. 4. -Л., 1953. -С. 144, 154.
  • Малеина М.Н. Указ. соч. -С. 8.
  • Малеин Н.С. Указ. соч. -С. 18.
  • Гуськова А.П. Нравственные начала реализации прав человека в уголовном судопроизводстве//Проблемные вопросы законодательной и правоприменительной деятельности в России на рубеже нового тысячелетия: сб. науч. тр./под ред. А.П. Гуськовой. -Оренбург, 2001. -С. 95.
  • Агарков М.М. Гражданское право. -Ч. 1. -М., 1938.
  • Власов В.А. Деятельность адвоката в суде по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации: практ. пособие. -М., 2006. -С. 11.
  • Гуськова А.П. Указ. соч. -С. 96.
Статья