Численное исследование гибридного алгоритма глобального поиска в гексаматричных играх

Бесплатный доступ

В статье представлен гибридный подход к разработке методов отыскания ситуаций равновесия по Нэшу в полиматричных играх трех лиц (гексаматричных играх). С одной стороны, он базируется на теории глобального поиска в невыпуклых задачах оптимизации с d.c. функциями (представимыми в виде разности двух выпуклых функций), созданной А. С. Стрекаловским, с другой - для реализации одного из ключевых этапов глобального поиска (построения аппроксимации поверхности уровня) используются операторы генетических алгоритмов. После описания гибридного подхода подробно рассказывается об организации и проведении вычислительного эксперимента по сравнению гибридного алгоритма с «базовым» алгоритмом глобального поиска, разработанным ранее. Приведены результаты эксперимента на сериях случайно сгенерированных задач, свидетельствующие об эффективности предложенного гибридного подхода к решению гексаматричных игр.

Еще

Полиматричные игры трех лиц, гексаматричные игры, равновесие нэша, теория глобального поиска, локальный поиск, алгоритм глобального поиска, аппроксимация поверхности уровня, генетические операторы, гибридный алгоритм, вычислительный эксперимент

Еще

Короткий адрес: https://sciup.org/148327258

IDR: 148327258   |   DOI: 10.18101/2304-5728-2023-2-14-29

Список литературы Численное исследование гибридного алгоритма глобального поиска в гексаматричных играх

  • Петросян Л. А., Зенкевич Н. А., Семина Е. А. Теория игр. Москва: Высш. школа, 1998. 304 с. Текст: непосредственный.
  • Pang J.-S. Three modeling paradigms in mathematical programming // Mathematical Programming, Ser. B. 2010. Vol. 124, №2. P. 297-323. DOI: 10.1007/s10107-010-0395-1.
  • Орлов А. В., Стрекаловский А. С. О поиске ситуаций равновесия в биматричных играх // Автоматика и телемеханика. 2004. № 2. С. 55-68. Текст: непосредственный.
  • Стрекаловский А. С., Орлов А. В. Биматричные игры и билинейное программирование. Москва: ФИЗМАТЛИТ, 2007. 224 с. Текст: непосредственный.
  • Стрекаловский А. С., Энхбат Р. Полиматричные игры и задачи оптимизации // Автоматика и телемеханика. 2014. № 4. С. 51-66. DOI: 10.1134/S0005117914040043. Текст: непосредственный.
  • Орлов А. В., Батбилэг С. Олигополистический банковский сектор Монголии и полиматричные игры трех лиц // Известия Иркутского государственного университета. Сер. Математика. 2015. Т. 11. С. 80-95. Текст: непосредственный.
  • Orlov A. V., Strekalovsky A. S., Batbileg S. On computational search for Nash equilibrium in hexamatrix games // Optimization Letters. 2016. V. 10(2). P. 369-381. DOI: 10.1007/s11590-014-0833-8.
  • Orlov A. V. Finding the Nash equilibria in randomly generated hexamatrix games // Proc. of the 14th Intern. Symposium on Operational Research (SOR'17, Bled, Slovenia, September 27-29, 2017) / Ed. by L. Zadnik Stirn et. al. Ljubljana: Slovenian Society Informatika, Section for Operational Research, 2017. P. 507-512.
  • Strekalovsky A. S. On Solving Optimization Problems with Hidden Nonconvex Structures // Optimization in Science and Engineering / Ed. by T.M. Rassias et al. New-York: Springer, 2014. P. 465-502. DOI: 10.1007/978-1-4939-0808-0_23.
  • Strekalovsky A. S. On a Global Search in D.C. Optimization Problems // Optimization and Applications. OPTIMA 2019. Communications in Computer and Information Science / Ed. by M. Jacimovic et al. Cham: Springer, 2020. V. 1145. P. 222-236. DOI: 10.1007/978-3-030-38603-0_17.
  • Васильев Ф. П. Методы оптимизации. Москва: Факториал-пресс, 2002. 824 c. Текст: непосредственный.
  • Bonnans J.-F., Gilbert J. C., Lemarechal C., Sagastizabal C. A. Numerical optimization: theoretical and practical aspects. Berlin-Heidelberg: Springer, 2006. 494 p.
  • Стрекаловский А. С., Орлов А. В. Линейные и квадратично-линейные задачи двухуровневой оптимизации. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2019. 262 с. Текст: непосредственный.
  • Orlov A. V. The global search theory approach to the bilevel pricing problem in telecommunication networks // Computational Aspects and Applications in Large Scale Networks / Ed. by V.A. Kalyagin et al. Cham: Springer, 2018. P. 57-73. DOI: 10.1007/978-3-319-96247-4_5
  • Strekalovsky A. S., Orlov A. V. Global Search for Bilevel Optimization with Quadratic Data // Springer Optimization and Its Applications. Bilevel optimization: advances and next challenges / Ed. by S. Dempe, A. Zemkoho. Cham: Springer, 2020. V. 161. P. 313-334. DOI: 10.1007/978-3-030-52119-6_11
  • Audet C., Belhaiza S., Hansen, P. Enumeration of all the extreme equilibria in game theory: bimatrix and polymatrix games // Journal of Optimization Theory and Applications. 2006. Vol. 129, № 3. P. 349-372.
  • Golshteyn E., Malkov U., Sokolov N. The Lemke-Howson Algorithm Solving Finite Non-Cooperative Three-Person Games in a Special Setting // DEStech Transactions on Computer Science and Engineering. 2019. Suppl. vol. P. 265272.
  • Orlov A. V. Hybrid Global Search Algorithm with Genetic Blocks for Solving Hexamatrix Games // Известия Иркутского государственного университета. Серия Математика. 2022. Т. 41. C. 40-56. DOI: 10.26516/19977670.2022.41.40.
  • Michalewicz Z. Genetic Algorithms + Data Structures = Evolution Programs. New York: Springer-Verlag, 1994. 340 p.
  • Гладков Л. А., Курейчик В. В., Курейчик В. М. Генетические алгоритмы. Москва: ФИЗМАТЛИТ, 2010. 368 c. Текст: непосредственный.
  • Орлов А. В. Гибридный генетический алгоритм глобального поиска оптимистических решений в задачах двухуровневой оптимизации // Вестник Бурятского гос. ун-та. 2013. Вып. 9. С. 25-32. Текст: непосредственный.
  • Orlov A. V., Strekalovsky A. S. On a Local Search for Hexamatrix Games // CEUR Workshop Proceedings. DOOR-SUP 2016. 2016. V. 1623. P. 477-488. https://ceur-ws.org/Vol-1623/
Еще
Статья научная