Что-то надо менять?

Автор: Людмила Черноносова

Журнал: Фермер. Черноземье @vfermer-chernozemye

Рубрика: Блиц-опрос

Статья в выпуске: 6 (6), 2017 года.

Бесплатный доступ

Что предпримут фермеры для защиты от повторения ситуации со сбытом в следующем году? Изменение технологии, замена культуры, сокращение площадей, кооперация – что поможет?

Короткий адрес: https://sciup.org/170177884

IDR: 170177884

Текст статьи Что-то надо менять?

– Никому ничего не надо, цена на зерновые упала в два раза. Элеваторы зерно не берут. Что будем предпринимать? Ждать хорошего не приходится. Может, отвезем куда-нибудь зерно и вывалим, перед администрацией, кур кормить. А сеять надо уже. Посевные площади сократить не можем, платим налог за землю, надо с нее хоть что-то получить, чтобы были средства на оплату налогов. Чтоб заменить культуру, надо покупать новую технику под нее. А кредиты заоблачные. Какая техника есть, тем и занимаемся – зерновыми и подсолнечником. Купить сеялку и жатку под кукурузу дорого, поэтому переход на другую культуру это затратное дело. Пробовали сдавать зерно в объединение, свозили со всех мест, а денег до сих пор не увидели.

Васюков Юрий Ведентьевич, ООО «Защитное», Курская область, Щигровский район:

– Хозяйство семеноводческое, это основное направление, но от рынка товарного зерна результаты нашей работы тоже зависят. О перепроизводстве зерна все сейчас говорят. Но речь идет о зерне фуражного качества, а зерна хлебопекарного качества не хватает. Научились выращивать много, но качества пока нет. Если будет больше пшеницы высокого класса, то весь урожай «съест» экспорт, никакого перепроизводства не будет. Но зерна экспортного качества мало. Мы на себе эту проблему не почувствовали, остались в стороне от кризиса, товарного зерна у нас не так много. Мы применяем в работе очень дорогие технологии производства зерна, все оно не ниже четвертого класса. В этом году два фактора, которые сыграли отрицательную роль в производстве зерна. Во-первых, по погодным условиям на две-три недели позже прошла уборка. И второе, не все смогли взять доступные кредиты. А сеять надо. Период между уборкой и посевом получился очень короткий. И рынок, обычно работающий активно полтора-два месяца, работал всего две недели. Уборка позже, но урожай выше, у кого возможность есть, положит на хранение. К февралю часть зерна сгниет, зерна станет меньше и цена на него повысится. Тогда те, кто смог сохранить, получат свою выгоду. Все решаемо, каждый год какие-то особенности, справляемся. А на семенном рынке немного другая ситуация. Эта продукция всем нужна. При покупке семян сейчас важным фактором стала не цена, а качество.

Сидляк Владимир Дмитриевич, КФХ, Курская область, Беловский район:

– Мы с проблемой сбыта не столкнулись. На данный момент никаких сложностей нет. Все, что произвели в этом году, реализуем. Выжить можно, хоть и трудно всем, легким наш труд никогда не был. Что можно придумать для улучшения ситуации? У нас был опыт хранения пшеницы до мая. Толку не вышло, цена так и не поднялась, хорошо еще, что за хранение с нас не взяли, хоть в плюсе остались. Сейчас покупатели сами звонят, не устраивает цена у одного – торгуйся с другим.

Черкашина Нина Николаевна, КФХ Черкашин Н.К., Курская область, Беловский район:

– Проблемы перепроизводства и сбыта на самом деле нет, это искусственно созданная ситуация. Урожай мы вырастили на уровне прошлого года, если брать средние цифры. У кого-то больше, у кого-то меньше, но, в общем, те же показатели, что и в прошлом году. Свои проблемы были у каждого. У нас посевы выбил град. Вдобавок и цен нет совсем. Цену ставят 5 рублей, и это за пшеницу продовольственную, я не говорю уже о фураже. При этом себестоимость от 6 рублей и выше.

Сейчас мы начали молотить сою, та же самая ситуация, как и с пшеницей. Что будет дальше непонятно, видимо ждут, когда сельхозпроизводители упадут духом. И выхода нет, уже надо сеять.

Черников Михаил Михайлович, ФХ «Рассвет-2», Курская область, Горшеченский район:

– Я отмечу, что по сбыту проблем-то нет, проблемы по ценам. Зерно не сбываем, цена не устраивает. Урожай получился, например, по гречихе, меньше прошлогоднего в два с половиной раза. И цена на нее стала меньше в два раза, при этом мы все видим, что цена на крупу в магазине не изменилась. Цены ниже себестоимости. Оставили урожай себе, будем кашу варить и есть. Заменить культуру, а на какую? Резко упали в цене и пшеница, и ячмень, и другие культуры, делать ставку на какую-то определенную нельзя. Впрочем, в нашей стране фермерам ничего нельзя планировать и быть уверенными в результате. Смотришь, хорошая цена была в прошлом

году, решил сеять, взял под посевную кредит, а цена упала. При этом объективных причин для понижения нет, нет никаких факторов, влияющих на понижение, просто решили давать такую цену и ничего не сделать. В этом году многие разочарованы в работе, не знают что делать. Я тоже подумываю бросить, так как не вижу, как можно ситуацию изменить. Раньше в районе были кооперативы по сбыту, работала Ассоциация фермеров, какие-то проблемы решались. Сейчас этого нет, сами бьемся.

16 Журнал«ФЕРМЕР.Черноземье» Октябрь2017

Кунин Игорь Анатольевич, СПК «Родина», Курская область, Касторенский район:

– Все в курсе, что проблема со сбытом зерна есть, потому что его сейчас берут за копейки. Что я могу еще нового добавить? Ничего. Гречиху покупают по 7-9 рублей, однако, в рознице цена не изменилась. Пшеницу покупают по 4 рубля. Что предпринять? Культуру мы уже меняли. По ситуации прошлого года, когда пшеница тоже практически ничего не стоила, посмотрели, и посеяли гречиху. И оказалась такая же ситуация. В прошлом году семена гречихи стоили 40 рублей, я в этом году купил уже по 50 рублей. А продаю теперь по 9 рублей, дешевле, чем давали за гречиху в прошлом году. Та же ситуация по гороху. Это сложная культура, она требует больше ухода, надо обрабатывать от тли, от ржавчины, вкладывать средства. А за горох сейчас дают 6,5 рублей, и это еще «скажите, спасибо».

Все отдал, потому, что нет условий для хранения. Чтобы были средства на организацию хранения, надо, чтобы хоть какая-то культура в хозяйстве была рентабельна. В этом году культуру поменяли, и снова в ноль. Цен нет, кредиты пятипроцентные не дали, сбыт убыточен. Спросите у крупных холдингов, как это у них все получается, как лоббируют свои интересы, как кредиты льготные забирают, как они сбывают продукцию. Сейчас начнется реализация подсолнечника, больше 7 рублей давать фермерам не будут, при том, что цена на масло не упадет. Увеличивать площади фермер не может, аукционы по земле также выигрывают крупные холдинги. Цены на энергоносители растут, а цены на зерно десятилетней давности. Буду еще пытаться получить пятипроцентный кредит. Надеяться на то, что государство обратит внимание на проблему цен, не приходится. Наверное, на съездах АККОР озвучивают этот вопрос, меня туда не приглашают. Да и некогда ездить, надо работать.

Фермер, просил не называть данные, Липецкая область, Грязинский район:

– Вы думаете, что люди, от которых зависит решение вопроса цены и сбыта, не в курсе, что такая ситуация в стране? Наш премьер-министр не в курсе или министр сельского хозяйства? Я много лет отработал в сельском хозяйстве, вижу, что на самом деле происходит, но ничего о «политических» моментах говорить не буду. Напишите письмо премьер-министру о том, что заниматься сельским хозяйством надо, это локомотив экономики.

Ланчева Наталья Николаевна, СПССК «Свет», Липецкая область, Добринский район:

– Кооператив сталкивается с теми же проблемами, что и фермеры. Никаких преимуществ в объединении по решению проблемы сбыта мы не видим. Например, если речь идет о том, чтобы организовать крупную партию для сбыта, то спрашивается, до какой степени ее можно организовать? Чтобы собрать крупную партию и сбыть ее по хорошей цене, это нужно собрать урожай всех кооперативов Липецкой области. Если взять наш район, то всю землю забрала себе одна крупная организация, а фермеров осталось очень мало. Даже если все фермеры района объединятся, все равно не смогут при- близиться к объему холдинга. На экспортную пшеницу дают цену выше, но мы, фермеры, просто-напросто не сможем выйти на этот рынок. Поэтому сдаем зерно по тем ценам, которые диктуют поставщики, другого выхода не видим. Многие фермеры отказываются от производства зерна, переходят, например, на свеклу. В том году прибыль по свекле получили хорошую, не пожалели, что отказались от зерновых. А в этом году многим не хватило полученных от реализации свеклы денег, чтобы хотя бы закрыть кредиты, не говоря уже о других выплатах. Фермеры пытаются уйти от какой-то проблемы, принимают решение и нарываются на что-то другое. В сельском хозяйстве трудно придумать какой-то универсальный рецепт. То цены, то неурожай, то погода. Мы в этом году с уборкой попали под дожди, урожай вышел ниже. С учетом цены мы можем только окупить затраты, о прибыли речи нет. Зерно сдали на элеватор на хранение, решили подождать.

Шпак Николай Леонидович, КФХ Шпак Л.Н., Тамбовская область, Уваровский район:

– С реализацией проблемы нет, с ценой есть. На сегодняшний день зерно не реализуем, тянем время, хотя вынуждены будем его продать все равно, нужны деньги. Сейчас начинаем убирать подсолнечник, надеемся на него. Какой выход на будущее? Наверное, не создавать таких ситуаций, когда приходится отдавать зерно за любую цену, чтобы получить средства на выплаты по обязательствам. Например, не брать кредиты, справляться своими силами, чтобы при плохой цене не торопиться отдавать урожай за копейки. Планируем и дальше заниматься зерновыми и подсолнечником.

Балыбин Аркадий Николаевич, КФХ «Деметра», Тамбовская область, Мичуринский район:

– Все зерно лежит. Урожай был хороший, а сбыта не было. Получилось так, что высыпали на открытый ток, и пошли дожди. Зерно подмокло, хоть и укрывали. Мы потеряли 60 тонн. Зерно и сейчас лежит. Элеваторы не принимают. В этом году занижают классность. Везем третий класс пшеницы, нам ставят четвертый. Везем четвертый – ставят фураж и понижают цену. Повысили требования по белку, от этого тоже цена падает, хотя раньше не обращали на него внимания совсем. Монополисты, что хотят, то и делают. Сегодня опять на 2 рубля цена пшеницы упала, третий класс сейчас стоит 6 рублей. Склады у всех забиты, а через неделю убирать ячмень. Куда его сыпать? Зная об этом, перекупщики будут давать низкую цену. Сейчас начнется массовая уборка подсолнечника. Пока дают по 18 рублей, но цена упадет до 12 рублей и ниже. Цены держат искусственно, вынуждая фермера, у которого кредиты, отдавать урожай за копейки, наживаясь на его труде. Элеваторы, мельницы в частных руках, государство не может помочь фермеру в этом вопросе. У моего хозяйства есть инвестор. Это спасает меня от неподъемных кредитов. Вот такой выход. И обязательно нужно озвучивать эту проблему на высоком уровне.

Людмила Черноносова f

Рекламавжурнале:+7-905-395-28-88         17

Статья