"Чваш тнчи" как "изобретенная традиция" в поэтическом воображении чувашского модернизма и постмодернизма

Автор: Кирчанов Максим Валерьевич

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Русская литература и литература народов России

Статья в выпуске: 3 (62), 2022 года.

Бесплатный доступ

Цель этого исследования - анализ образов «чӑваш тӗнчи» или «чувашского мира» в поэзии модернизма и постмодернизма. Автор анализирует «чӑваш тӗнчи» как совокупность различных нарративов, которые формируют изобретенную традицию идентичности, представленной в литературе. В статье проанализированы поэтические эксперименты Ҫеҫпӗл Мишши, Андрея Пе-токки, Митта Ваҫлейҫ, Петера Хусанкая, Г. Айги и И. Трера. Автор анализирует как Ҫеҫпӗл Мишши воображал и конструировал идеальные образы «чувашского мира». В статье также показан культурный вклад Андрея Петокки, Митта Вадлейе, Петера Хусанкая в формирование и развитие «чувашского мира» как одной из «изобретенных традиций» идентичности. Вклад этих авторов анализируется в контекстах интеграции чувашской поэзии в официальный идеологический канон. Предполагается, что образы «чӑваш тӗнчи» или «чувашского мира» в поэзии модернизма и постмодернизма стали его «изобретенными традициями», которые содействовали конструированию и воображению идентичности в советской и постсоветской культурных ситуациях. Автор анализирует попытки визуализации образов «чӑваш» в категориях изобретенной традиции чувашской литературе ХХ в., предполагая, что такие культурные практики были в одинаковой степени характерны для советского модернизма и современного постмодернизма. Результаты исследования позволяют предположить, что концепт «чувашский мир» стал одной из «изобретенных традиций» идентичности, включив мотивы утопического «чувашского мира» будущего; завода как источника социальных изменений и трансформаций, стимулирующих модернизацию, а также образы прошлого, редуцируемых в постмодернизме до концептов «солнца» и «предков» как возможных ориентиров для национального и культурного воображения.

Еще

Чувашская литература, чувашская идентичность, чувашские интеллектуалы,

Короткий адрес: https://sciup.org/149141332

IDR: 149141332   |   DOI: 10.54770/20729316-2022-3-262

Список литературы "Чваш тнчи" как "изобретенная традиция" в поэтическом воображении чувашского модернизма и постмодернизма

  • Адорно Т. Что значит «проработка прошлого» // Память о войне 60 лет спустя. Россия, Германия и Европа / ред.-сост. М. Габович. М.: Новое литературное обозрение, 2005. С. 64-82.
  • Айхи Г. Таванла тайма пудам. 1958. URL: https://chuvash.org/lib/haylav/6716. html (дата обращения: 24.01.2022).
  • Айхи Г. Челхе уявен керекинче. 1989. URL: https://chuvash.org/lib/ haylav/2428.html (дата обращения: 24.01.2022).
  • Акудовiч А., Казакевiч А. Навука i стратэгп працы з мшулым. Дыску^ у межах семшара «Сучаснае беларускае мысленне», 1нстытут сацыялогй, 1нстытут фшасофп НАН, 16 сакавiка 2006 года // Палиычная сфера. 2006. № 6. С. 44-48.
  • Владимирский В., Доброхотова-Майкова Е. Киберпанк мертв, а они еще нет. Интервью с переводчицей Екатериной Доброхотовой-Майковой // Горький. 2019. 9 апреля. URL: https://gorky.media/context/kiberpank-mertv-a-oni-eshhe-net/ (дата обращения: 24.01.2022).
  • Досс Ф. Как сегодня пишется история: взгляд с французской стороны // Как мы пишем историю / отв. ред. Г. Гаррета, Г. Дюфо, Л. Пименова. М.: РОССПЭН, 2013. С. 9-56.
  • Ермакова Г.А. Отражение национальной картины мира в семиотике языковых единиц лирики М. Сеспеля и Г. Айги // Вестник Чувашского университета. Гуманитарные науки. 2011. № 2. С. 299-305.
  • Ермакова Г.А., Якимова Н.И. М. Сеспель и Г. Айги как носители духовно-нравственной ценности чувашского этноса // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2019. № 3(103). С. 40-45.
  • Зубов А. Оптимистичная фантастика. Два лица литературы о будущем: вторая часть разговора о том, как устроена Sci-fi // Горький. 2019. 14 марта. URL: https://gorky.media/context/optimistichnaya-fantastika/ (дата обращения: 24.01.2022).
  • Кирчанов М.В. Чувашский модерн начала 1920-х годов: национальная революция и футуризм // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2013. № 2(2). С. 74-83.
  • Кирчанов М.В. Поэтическая депрессия в дискурсе чувашского модернизма начала 1920-х годов // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2014. № 2(4). С. 12-20.
  • Карчансем М. Постмодернизм в современных тюркских литературах России (на примере чувашской прозы Б. Чиндыкова) // Панорама. 2021. № 39. С. 104113.
  • Кром М. Использование понятий в исследованиях по истории допетровской Руси; смена вех и новые ориентиры // Как мы пишем историю / отв. ред. Г. Гаррета, Г. Дюфо, Л. Пименова. М.: РОССПЭН, 2013. С. 94-125.
  • Мышкина А.Ф. Чувашская литература первого послевоенного десятилетия (1946-1955) // История чувашской литературы ХХ века. 1900-1955 годы / отв. ред. В.Г. Родионов. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2015. С. 384-419.
  • История чувашской литературы ХХ века. 1956-2000-е годы / отв. ред. А.Ф. Мышкина. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2017. 432 с.
  • Митта Вадлейе. Таван челхем! Таса хелхем. 1956. URL: https://chuvash.org/ lib/haylav/104.html (дата обращения: 24.01.2022).
  • Никифорова В.В. Современный литературный процесс. Чувашская интеллектуальная проза рубежа XX-XXI веков. Чебоксары: ЧГИГН, 2018. 48 с.
  • Петокки А. Сирем икке (1928-1930). URL: https://chuvash.org/lib/ haylav/848.4.html (дата обращения: 24.01.2022).
  • Петокки А. Тенчен дене кевви (1932). URL: https://chuvash.org/lib/ haylav/842.html (дата обращения: 24.01.2022).
  • (a) Родионов В. Чувашская литература 1917-1922 годов // История чувашской литературы ХХ века. 1900-1955 годы / отв. ред. В.Г. Родионов. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2015. С. 146-221.
  • (b) Родионов В. Чувашская литература 1923-1929 годов // История чувашской литературы ХХ века. 1900-1955 годы / отв. ред. В.Г. Родионов. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2015. С. 236-281.
  • Седпел Мишши, Сен Кун аки // Седпел Мишши, Мильоном стих мой повторен. Эп пин чаваш. Савасем. Стихи. Фрагменты дневника и письма. Шубаш-кар: Чаваш кенеке издательстви, 2012. 239 с.
  • (a) Трер И. Арам поэми // Иосиф Трер (Дмитриев). 2020. 11 июня. URL: https://vk.com/club193547082 (дата обращения: 24.01.2022).
  • (b) Трер И. Кеске кана пертен-пер емерем! // Иосиф Трер (Дмитриев). 2020. 18 мая. URL: https://vk.com/club193547082 (дата обращения: 24.01.2022).
  • (c) Трер И. Сурес текенсене дул парар // Иосиф Трер (Дмитриев). 2020.
  • 18 июня. URL: https://vk.com/club193547082 (дата обращения: 24.01.2022).
  • (d) Трер И. Сухаличчен, дук пуличчен... // Иосиф Трер (Дмитриев). 2020. 17 июня. URL: https://vk.com/club193547082 (дата обращения: 24.01.2022).
  • (e) Трер И. Чавашъен // Иосиф Трер (Дмитриев). 2020. 30 марта. URL: https://vk.com/club193547082 (дата обращения: 24.01.2022).
  • (f) Трер И. Шура юр ашшине, ун хёру чёнёвне. 2020. URL: https://chuvash. org/lib/haylav/3601.html (дата обращения: 24.01.2022).
  • Трер И. Кётетёп даланад. 2007. URL: https://vulacv.wordpress.com/2007/03/26/ кeтетeп-caлaнac-iossef-trer-иосиф-трер/ (дата обращения: 24.01.2022).
  • Трер И. Маш пурнад // Трер И. Сул куракё. Шупашкар: Чаваш кёнеке изд-ви, 1993. 271 с.
  • Трер И. Юмах // Аван-и. 1992. № 5. URL: https://vk.com/club193547082 (дата обращения: 24.01.2022).
  • Хусанкай П. Чавашран сан пекки эп курманччё. 1921. URL: https://chuvash. org/lib/haylav/1921.html (дата обращения: 24.01.2022).
  • Elkins Ch. An Approach to the Social Functions of American SF // Science Fiction Studies. 1977. Vol. 4. No. 13. URL: https://www.depauw.edu/sfs/backissues/13/ elkins13.htm (дата обращения: 24.01.2022).
  • Jameson F. Progress Versus Utopia; or, Can We Imagine the Future? // Science Fiction Studies. 1982. Vol. 9. No. 27. URL: https://www.depauw.edu/sfs/backissues/27/ jameson.html (дата обращения: 24.01.2022).
  • (a) Kyrchanoff M.W. From suicide of revolutionary to symbolic communication with the world of the dead (death in the modern Chuvash identity) // The New Past. 2016. № 4. С. 84-98.
  • (b) Kyrchanoff M.W. Intellectual strategies of sovietization in order to overcome frontier, or how Chuvash nationalists formed socialist canon of the 1920s and 1930s // Journal of Frontier Studies. 2016. № 2. С. 9-23.
  • (a) Kyrchanoff M.W. Difficulties of mental mapping of historical time in the Chuvash national identity: cultural continuities and intellectual failures // Social Evolution and History. 2017. Т. 16. № 1. С. 128-155.
  • (b) Kyrchanoff M.W. Imagining Chuvash historical time: historical continuities and intellectual failures // Tractus Aevorum. 2017. Т. 4. № 2. С. 134-155.
  • Moylan T. The Locus of Hope: Utopia Versus Ideology // Science Fiction Studies. 1982. Vol. 9. No. 27. URL: https://www.depauw.edu/sfs/backissues/27/moylan. html (дата обращения: 24.01.2022).
  • Science Fiction and Postmodernism. Editorial Introduction: Postmodernism's SF and SF's Postmodernism // Science Fiction Studies. 1991. Vol. 19. No. 55. URL: https://www.depauw.edu/sfs/backissues/55/intro55.htm (дата обращения: 24.01.2022).
  • The Invention of Tradition / eds. E. Hobsbawm, T. Range. Cambridge: Cambridge University Press, 1983. 324 p.
Еще
Статья научная