Цицерон и Сенека о страстях и пороках

Бесплатный доступ

В статье изучаются представления Цицерона и Сенеки о страстях и пороках (их определения, источники возникновения эмоций и пороков, соотношение этих понятий и их соотношение с понятием «болезни»). Хотя на Цицерона существенно повлияли стоики, а Сенека был убежденным приверженцем стоицизма, их взгляды о страстях и пороках имеют больше отличий, чем общих черт. Противоположными являются позиции этих философов по проблемам изменчивости пороков, их источников и связи со страстями, соотношения терминов «vitia» и «morbi»/ «animi morbi».

Древний рим, цицерон, сенека, стоицизм, страсти, эмоции, пороки

Короткий адрес: https://sciup.org/147243516

IDR: 147243516   |   DOI: 10.25205/1995-4328-2023-17-2-736-747

Список литературы Цицерон и Сенека о страстях и пороках

  • Брагова, А. М. (2017a) «Цицерон о наслаждении», Juvenis scientia 7, 34–37.
  • Брагова, А. М. (2017b) «Понятие libido в оценке Цицерона», Juvenis scientia 8, 28–31.
  • Брагова, А. М. (2018) «Содержание Цицероновского понятия iracundia», Бюллетень науки и практики 4.5, 727–734. https://www.bulletennauki.ru/ (дата обращения: 25.12.2022).
  • Брагова, А. М. (2019) «Понятие ambitio в трудах Цицерона», Ученые записки Новгородского государственного университета 4, 1–4. https://portal.novsu.ru/univer/press/eNotes1/i.1086055/?id=1544020 (дата обращения: 25.12.2022).
  • Демина, С. С. (2015) «Гнев и политико-правовая жизнь римского общества в представлениях Цицерона», А. А. Конопленко, ред. Историческая психология государственного управления 2. Саратов, 14–20.
  • Демина, С. С. (2020) «Представления Цицерона и Сенеки о политике и эмоциях», Вестник Пермского университета. Сер. История 2, 17–23.
  • Демина, С. С. (2022) «Сенека о влиянии общественного мнения на сознание и поведение», Проблемы истории, филологии, культуры 1, 200–206.
  • Медведева, Г. П. (2016) «Идеи помощи человеку в трактате Луция Аннея Сенеки «О благодеяниях», Социальная политика и социология 15.1, 136–144.
  • Утченко, С. Л. (1972) «Две шкалы римской системы ценностей», Вестник древней истории 4, 19–33.
  • Шалимов, О. А. (2000) Образ идеального правителя в Древнем Риме в середине I-го – начале II века н. э. Москва.
  • Arena, V. (2007) «Invocation to Liberty and Invective of Dominatus at the End of the Roman Republic», Bulletin of the Institute of Classical Studies 50, 49–73.
  • Baars, J. (2012) Aging and the Art of Living. Baltimore.
  • Baiter, J. G., Kayser, C. L., ed. (1860) M.Tullii Ciceronis opera quae supersunt omnia. Vol. II. Lipsiae.
  • Baiter, J. G., Kayser, C. L., ed. (1863) M.Tullii Ciceronis opera quae supersunt omnia. Vol. VI. Lipsiae.
  • Baiter, J. G., Kayser, C. L., ed. (1864) M.Tullii Ciceronis opera quae supersunt omnia. Vol. VII. Lipsiae.
  • Baiter, J. G., Kayser, C. L., ed. (1865) M.Tullii Ciceronis opera quae supersunt omnia. Vol. VIII. Lipsiae.
  • Boal, S. J. (1973) «Doing battle with grief: Seneca, Dialogue 6», Hermathena 116, 44–51.
  • Classen, C. J. (2010) Aretai und Virtutes: Untersuchungen zu den Wertvorstellungen der Griechen und Römer. Berlin.
  • Enenkel, K. A. E. (2015) «Neo-Stoicism as an Antidote to Public Violence before Lipsius’s De constantia: Johann Weyer’s (Wier’s) Anger Therapy, De ira morbo (1577)», K. A. E. Enenkel, A. Traninger, ed. Discourses of Anger in the Early Modern Period. Leiden, Boston, 49–96.
  • Erskine, A. (2003) «Cicero and the Shaping of Hellenistic Philosophy», Hermathena 175, 5–15.
  • Fischer, S. E. (2008) Seneca als Theologe: Studien zum Verhältnis von Philosophie und Tragödiendichtung. Berlin.
  • Fortenbaugh, W. W. (1988) «Benevolentiam conciliare and animos permovere: Some remarks on Cicero’s De oratore 2.178–216», Rhetorica: A Journal of the History of Rhetoric 6.3, 259–273.
  • Graver, M. R. (2007) Stoicism and Emotion. Chicago and London.
  • Haase, F., ed. (1862) L.Annaei Senecae opera quae supersunt. Vol. I. Lipsiae.
  • Haase, F., ed. (1877) L.Annaei Senecae opera quae supersunt. Vol. II. Lipsiae.
  • Haase, F., ed. (1878) L.Annaei Senecae opera quae supersunt. Vol. III. Lipsiae.
  • Inwood, B. (2000) «The Will in Seneca the Younger», Classical Philology 95.1, 44–60.
  • Ioppolo, A. M. (1972) «La dottrina della passione in Crisippo», Rivista critica di storia della filosofia 27.3, 251–268.
  • Konstan, D. (2006) «The Concept of “Emotion” from Plato to Cicero», Méthexis 19, 139–151.
  • Manning, C. E. (1976) «Seneca’s 98th Letter and the Praemeditatio futuri mali», Mnemosyne 29.3, 301–304.
  • Moreschini, C. (1979) «Osservazioni sul lessico filosofico di Cicerone», Annali della Scuola Normale Superiore di Pisa. Classe di Lettere e Filosofia. Serie III 9.1, 99–178.
  • Nussbaum, M. C. (1994) The Therapy of Desire: Theory and Practice in Hellenistic Ethics. Princeton.
  • Pajón Leyra, I. (2018) «Irracionalidad, barbarie y violencia en el De ira de Séneca: una lectura política», Revista Anales del Seminario de Historia de la Filosofía 35.1, 11–25.
  • Prescendi, F. (2008) «Le deuil à Rome: mise en scène d’une émotion», Revue de l’histoire des religions 225.2, 297–313.
  • Remer, G. (2013) «Rhetoric, Emotional Manipulation, and Political Morality: The Modern Relevance of Cicero vis-à-vis Aristotle», Rhetorica: A Journal of the History of Rhetoric 31.4, 402–443.
  • Rosivach, V. J. (1995) «Seneca on the Fear of Poverty in the Epistulae Morales», L’Antiquité Classique 64, 91–98.
  • Sorabji, R. (2000) Emotion and Peace of Mind. From Stoic Agitation to Christian Temptation. Oxford.
  • Stacey, P. (2014) «The Princely Republic», The Journal of Roman Studies 104, 133–154.
  • Strange, S. K. (2004) «The Stoics on the Voluntariness of the Passions», S. K. Strange, J. Zupko, ed. Stoicism: Traditions and Transformations. Cambridge, 32–51.
  • van Hoof, L. (2007) «Strategic Differences: Seneca and Plutarch on Controlling Anger», Mnemosyne 60.1, 59–86.
  • Vogt, K. M. (2006) «Anger, Present Injustice and Future Revenge in Seneca’s De Ira», K. Volk, G. D. Williams, ed. Seeing Seneca Whole: Perspectives on Philosophy, Poetry and Politics. Leiden, 57–74.
  • von Ziegler, K., ed. (1979) Cicero. Staatstheoretische Schriften. Lateinisch und Deutsch. Berlin.
  • Wood, N. (1968) «Some Common Aspects of the Thought of Seneca and Machiavelli», Renaissance Quarterly 21.1, 11–23.
Еще
Статья научная