Цифровая трансформация ТНК потребительского сектора
Автор: Долженко И.Б.
Журнал: Экономика и бизнес: теория и практика @economyandbusiness
Статья в выпуске: 12-2 (58), 2019 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена вопросам цифровой трансформации транснациональных корпораций (ТНК) потребительского сектора. В условиях роста конкуренции под влиянием новых конкурентов и цифровых платформ традиционные ТНК потребительского сектора трансформируют свою деятельность в цифровом направлении. Потребительские ТНК используют цифровой маркетинг, уделяя особое внимание мобильным технологиям, бизнес-аналитике и социальным сетям, для глобальных производственных цепочек используют цифровые фабрики-близнецы и искусственный интеллект для анализа данных.
Транснациональные корпорации, потребительский сектор, глобализация, цифровая трансформация, цифровые потоки, глобальная производственная система, потребительские предпочтения, pop-up магазины
Короткий адрес: https://sciup.org/170189867
IDR: 170189867 | DOI: 10.24411/2411-0450-2019-11469
Текст научной статьи Цифровая трансформация ТНК потребительского сектора
Для потребительского сектора на всех совокупностях национальных рынков все большее влияние на поведение потребителей оказывает цифровая составляющая, прежде всего, информационные потоки и каналы обмена данными.
В условиях глобализации произошло формирование укрупненного потребительского сектора мировой экономики [1]. Границы между отраслями сложного и неоднородного потребительского сектора стали размытыми, прежде всего потому что новые конкуренты применяют эффект платформ и часто не нуждаются в специфических активах.
Развитие цифровизации привело к стремительному изменению всей структуры внешней среды [4], в которой осуществляют свою деятельность ТНК потребительского сектора. Четыре ключевых технологии являются в настоящее время важнейшими для современной цифровой экономики: мобильные технологии, облачные вычисления, бизнес-аналитика и социальные сети [5]. Мобильные технологии оказывают существенное положительное влияние на бизнес. Маркетинг через смартфоны стал важнейшим новым каналом сбыта продукции, особенно на развивающихся рынках. Например, по данным Всемирного банка, каждые 10 дополнительных мобильных телефонов на 100 человек в типичной развивающейся стране приводят к росту ВВП примерно на 0,8%.
Общий размер электронной коммерции B2b и b2C во всем мире в 2016 г. оценивался примерно в 16 трлн. долл., из них на долю B2C приходилось около 1,8 трлн. долл. Глобальный рынок цифровых товаров и услуг оценивался в 4,4 трлн. долл. в 2013 г., таким образом, общий размер цифровой экономики оценивается в 20,4 трлн. долл., что эквивалентно примерно 13,8% всех продаж мировой экономике [6].
При численности населения в 7,593 млрд. человек, общее число интренет-пользователей в 2017 г. составило 4,021 млрд. человек, количество пользователей социальных сетей превысило 3,196 млрд. человек и около 5,14 млрд. мобильных абонентов в мире, причем около 73% (3,8 млрд. человек) проживают в развивающемся мире. При этом общее число заключенных мобильных контрактов в мире составляет 8,485 млрд., а это означает, что в среднем на одного пользователя приходится по 1,65 мобильного контракта [7].
Тенденции глобальной мобильности проявляются в быстром внедрении новых цифровых технологий на развивающихся рынках. На Китай и Индию приходится большая большую часть прироста пользователей мобильной связи. Согласно eMarketer, число мобильных пользователей в Китае превысило 1,26 млрд. в 2017 г., в том же году количество мобильных пользователей в Индии увеличилось до 990 млн. человек.
Цифровизация ведет к серьезным изменениям в сложившихся вокруг потребительских ТНК глобальных цепочек создания стоимости. Тот факт, что цифровые продукты воспроизводятся при низких или нулевых затратах, влияют на всю глобальную производственную систему ТНК [8]. В цифровой экономике резко возрастает значение нематериального капитала (интеллектуальная собственность, алгоритмы, программное обеспечение, данные) по сравнению с материальными активами. Экономика цифровых платформ быстро растет параллельно с развитием онлайн-рынков информации (Google, Facebook), товаров (Amazon, eBay) и услуг (Uber, Airbnb) [9]. Снижение затрат на сбор, хранение и управление данными облегчило обработку количества данных, что привело к все более «ориентированной на данные» экономике. В частности, облачные вычис- ления предоставили небольшим фирмам доступ к вычислительным мощностям без больших инвестиций и затрат на маркетинг.
За последние 25-30 лет глобализация и цифровая революция привели к изменению операций ТНК, оперативной организации, корпоративной культуры и структуры их продуктового портфеля [10]. Цифровые технологии радикально изменяют способ распределения товаров и услуг в течение следующих 10 до 15 лет, открывая возможности для создания стратегических альянсов, в том числе наукоемких компаний с фирмами потребительского сектора, что подтверждает пример Amazon [11]. Англо-голландская ТНК сектора FMCG Unilever PLC создает виртуальные версии своих заводов, используя потоковую передачу данных с оборудованных датчиками машин для создания цифровых моделей, которые могут отслеживать физические условия и проводить тестирование операционных изменений.Стратегия «цифрового близнеца» использует машинное обучение и искусственный интеллект для анализа потоков информации с подключенных устройств и направлена на повышение эффективности и гибкости производства. Unilever работает с Microsoft Corp. над созданием виртуальных версий десятков своих примерно 300 глобальных заводов в течение 2020 года [12].
Цифровая трансформация – это трансформация бизнеса путем пересмотра стратегий, бизнес-моделей, операций, товаров, подходов к маркетингу производству и сбыту и т.д. на основе широкого применения цифровых технологий.
Цифровая трансформация затрагивает потребительский сектор экономики в полной мере и проявляется в трех основных направлениях: цифровизация товаров и услуг (например, дистанционный мониторинг работоспособности), цифровизация взаимодействия с клиентами (например, цифровой канал для продаж и цифровые каналы самообслуживания) и цифровизация внутренних операций для повышения производительности (например, цифровизация деятельности отдела продаж).
Цифровая трансформация ведет к все более взаимосвязанному миру, но характер этих взаимосвязей меняется коренным образом. Объем используемой трансграничной информационной пропускной способности в 2016 г. увеличился в 45 раз по сравнению с 2005 г. По прогнозам, в течение следующих пяти лет он увеличится еще в девять раз. Цифровая форма глобализации открыла новые возможности развивающимся странам, небольшим компаниям и стартапам, а также миллиардам частных лиц.
Четыре ключевых технологии являются важнейшими для современной цифровой экономики: мобильные технологии, облачные вычисления, бизнес-аналитика и социальные сети [13].
Основные процессы цифровой трансформации, влияющие на деятельность международных фирм потребительского сектора:
– изменения потребительских предпочтений, все больше определяемые цифровой средой;
– ускорение технологических перемен в сфере разработке и производства потребительских товаров на основе активного применения цифровых технологий;
– новые способы общения потребителей с применением цифровых технологий;
– новые способы логистики и каналы распределения.
От умной упаковки до т.н. «всплывающих магазинов» новые технологии позволяют компаниям, производящим потребительские товары, взаимодействовать с потребителями новыми и инновационными способами. Цифровая трансформация позволяет ТНК потребительского сектора усилить ориентированный на клиента подход, гибко реагировать на изменения рыночных тенденций, лучше понимать предпочтения потребителей [15].
В прошлом компании потребительского сектора обычно не были в авангарде внедрения передовых технологий. Но по мере того, как все больше потребителей исследуют, покупают и взаимодействуют с брендами в цифровом виде, для компаний, занимающихся потребительскими товарами необходимо применять все более новые технологии [16].
Цифровые технологии в сочетании с постоянным стремлением к ориентации на клиента являются главной тенденцией развития ТНК потребительского сектора:
– Производители потребительских товаров разрабатывают запатентованную технологию для стимулирования инноваций и создания непрерывной и взаимосвязанной цепочки поставок для повышения эффективности работы.
– Технология лежит в основе отраслевых и потребительских тенденций, таких как:
– рост прямых торговых марок (DTC);
– развитие нового формата временных торговых точек, так называемых «всплывающих магазинов» (pop-up магазинов), которые открываются на небольшой срок – от нескольких дней до нескольких месяцев. В условиях, когда ведущие ТНК – производители одежды частично закрывают магазины, пытаясь экономить на аренде, они борются за потребителей в интернете, временные розничные точки позволяют познакомить клиентов онлайн-магазинов с новыми продуктами или услугами лично. «Всплывающие магазины» сначала были созданы в основном для продаж в формате шоу, теперь же большинство из них предназначены для того, чтобы рассказывать историю бренда или поделиться личным опытом. Pop-up магазины становятся частью основной розничной стратегии для многих ТНК сектора одежды.
– онлайн-ритейлеры развивают свое присутствие, одновременно инвестируя в интеллектуальную упаковку и исследуя новые тенденции в нейро-питании и биологическом хакерстве.
– цифровые технология обеспечивают доступ к информации по требованию в любое время, что обеспечивает полную прозрачность для потребителей, постоянно проявляющих интерес к здоровому образу жизни, экологически чистым продуктам и устойчивому развитию.
Деятельность ведущих ТНК потребительского сектора испытывает серьезное давление от эффекта платформы, при котором цифровые компании, создают сети, соединяющие продавцов и покупателей широкого ассортимента товаров и услуг, обеспечивая масштабируемость операций и резкое увеличение оборота за счёт эффекта глобального масштаба [17]. Десятки миллионов малых и средних фирм во всем мире превратились в экспортеров, присоединившись к рынкам электронной коммерции, таким как Alibaba, Amazon, eBay,
Flipkart и Rakuten. Примерно 12% мировой торговли товарами осуществляется через международную электронную торговлю. Интернет и цифровые платформы предоставили мелким и малым фирмам доступ к конечным потребителям и возможность конкурировать с крупнейшими ТНК.
Заключение. Цифровая трансформация глобальной экономики привела к существенному изменению операций ТНК потребительского сектора. Среди важнейших цифровых технологий, влияющих на деятельность ТНК потребительского сектора, уже сейчас можно выделить: мобильный интернет; большие данные, облачные технологии.
Список литературы Цифровая трансформация ТНК потребительского сектора
- Перспективы экономической глобализации // Булатов А.С., Вардомский Л.Б., Габарта А.А., Галищева Н.В., Горбанев В.А., Данилин И.В., Жизнин С.З., Зарицкий Б.Е., Захаров А.Н., Капица Л.М., Карлусов В.В., Комкова Е.Г., Конина Н.Ю., Костюнина Г.М., Кузнецов А.В., Олейнов А.Г., Платонова И.Н., Ребрей С.М., Сенюк Н.Ю., Сидорова Е.А. и др. - М., 2019.
- Бодиенкова В.С., Десятниченко Д.Ю., Кондюкова Е.С. Влияние транснациональных корпораций на мировую экономику // Экономические отношения. - 2017. - №3. - С. 269-278.
- Конина Н.Ю. Конкурентоспособность транснациональных корпораций в условиях глобализации / автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук // Московский государственный институт Международных отношений. - М., 2009.
- Глобальная система на переломе: пути к новой нормальности / Дынкин А., Барроуз М., Михеев В.В., Арбатов А.Г., Иванова Н.И., Войтоловский Ф.Г., Кузнецов А.В., Мачавариани Г.И., Арбатова Н.К., Афонцев С.А., Данилин И.В., Жуков С.В., Луконин С.А., Миркин Я.М., Трубников В.И., Федоровский А.Н., Швыдко В.Г., Болте Б., Вадламаннати А., Чек М. и др. // Мировая экономика и международные отношения. - 2016. - Т. 60. № 8. - С. 5-25.
- UNCTAD (2013). World investment report 2013. Global value chains: investment and trade for development. New York and Geneva: UNCTAD.