Цифровизация и медиатизация этнокультуры Приднестровья: современный нарратив

Автор: Голубь Н.А.

Журнал: Общество. Среда. Развитие (Terra Humana) @terra-humana

Рубрика: Здоровое общество

Статья в выпуске: 2 (75), 2025 года.

Бесплатный доступ

Перед этнокультурой, играющей ключевую роль в формировании мировоззрения подрастающего поколения, благодаря возможностям цифровизации и медиатизации открываются новые и неограниченные возможности – по ее транслированию и распространению. Отмечается, что лавинообразный характер применяемых сегодня цифровых технологий актуализирует деятельность институтов культурной памяти (особенно государственного сектора) в области цифровой культуры, что сопряжено с пересмотром существующих форматов коммуникационных процессов, переосмыслением используемых методик и транслируемого контента, содержательное ядро которого должно базироваться на традиционных ценностях, соответствовать культурному коду страны. Для Приднестровья, отличающегося этнической толерантностью и поликультурностью, в спектре транслирования этнокультуры государства учреждениям культуры важно интегрироваться в данные процессы, наращивая информационные объемы, чтобы с учетом современных запросов общества предоставлять востребованный и дифференцированный продукт. Отмечается также необходимость сочетания технологических достижений и творческой составляющей, базирующейся на применении инновационных технологий. А следовательно, актуализируется необходимость создания специалистами сферы культуры современного и востребованного контента (с опорой на сторителлинг, бриколаж и подкастинг, применяя виртуальный маскот в социальных сетях, лонгриды с мультимедийными вставками), обеспечения его цифрового и медийного сопровождения.

Еще

Медиатизация, Приднестровье, традиционные ценности, цифровизация, этнокультура

Короткий адрес: https://sciup.org/140310689

IDR: 140310689   |   DOI: 10.53115/19975996_2025_02_066_070

Текст научной статьи Цифровизация и медиатизация этнокультуры Приднестровья: современный нарратив

Общество. Среда. Развитие № 2’2025

В нашу жизнь прочно вошли такие дефиниции, как «цифровизация», «интернетизация», «медиатизация», степень влияния которых на культурные процессы со временем только увеличивается. Апеллируя к социальным и когнитивным практикам «цифрового поколения», отметим, что, с одной стороны, они предоставляют возможность самореализации детей и подростков, стимулируют их творческие способности, а, с другой – ведут к зависимости, формирует клиповое мышление, влияют на мировоззрение. Поскольку интернет выступает той всепроникающей культурной силой, тем фактором, меняющим этические принципы и основания социокультурного взаимодействия, тем институциональным контуром и элементом инфраструктуры, что открывает дополнительные возможности в спектре формирования и транслирования базовых национально-культурных ценностей, имеет реальные основы для вовлечения подрастающего поколения в сохранение этнокультуры.

Применяя методы анализа и обобщения, социокультурный подход с учетом междисциплинарного рассмотрения проблемного поля, рассмотрим текущее состояние этнокультуры Приднестровья и наметим перспективы ее сохранения и продвижения в свете современных модусов трансляции и влияния на умы подрастающего поколения.

Результаты исследования

Отметим, что складывающаяся современная культурная модель информацион- ного общества, в основе которой коммуникативная природа памяти, актуализирует возможность учреждениям культуры в процессе медиатизации и цифровизации «сохранять и транслировать исторически значимые нарративы, … работать на достижение единой цели: собирания, сохранения культурного и исторического наследия в форме само(ре)презентирования» [10, с. 295]. Однако, при этом обозначается динамика «в сторону безграничной свободы, порой даже лишенной морально-нравственных дискурсов» [12, с. 75], что приводит зачастую к выработке иной иерархии ценностей у подрастающего поколения. В связи с чем необходимость перестройки деятельности институтов культурной памяти (в первую очередь государственного сектора) в области цифровой культуры важна не только с точки зрения внедрения современных технологий в практическом поле, но и выработки того содержательного ядра предоставляемого контента, что оказывает существенное влияние на процессы сохранения и транслирования этнокультуры государств.

Важно базироваться на тех ценностях этнокультуры, что характерны для страны и ее национальных сообществ, на тех смысловых доминантах, которые посредством знаково-символической системы выступают действенным императивом в условиях современности. Акцентирование внимания на темах доброты, сострадания, соучастия, этнической и конфессиональной толерантности, сохранения культурного многообразия, позволит на основе данных технологий, интегрировать их в умы подрастающего поколения и стать современным трендом. А для этого сфере культуры требуется «подстроиться» под современные реалии, уже сформировавшие «фрагментированную культурную картину, результатом которой выступает не столько «цифровой разрыв» между поколениями, а более глубокий разрыв -между их культурными кодами» [9, с. 197], что предполагает апеллирование к новым средствам воздействия, мобилизуя весь арсенал этнокультуры страны. Это становится возможным посредством корреляции содержательной части интерактивного контента, востребованного заинтересованными аудиториями, через воспринимаемые ими визуальные образы, символы и смыслы, «ценности, историю и традиции определенной этнокультурной группы, … что способствует формированию чувства социальной принадлежности и культурной самобытности» [2, с. 208].

Это подразумевает опору на возможности активно развивающихся в последнее десятилетие социальных медиа и сетевых средств массовой информации, цифровую культуру, актуализирует внедрение действенной госпрограммы с опорой на современные мультимедийные средства. Так, музеи, библиотеки, клубные учреждения, выставочные пространства должны быть интегрированы в цифровую и медийную среду, предлагая сформированный ценностный контент. Электронные библиотеки, виртуальные музеи, цифровизация фондов, мультимедийные реконструкции памятников, цифровая сценография и пр., являются необходимым условием развития сферы культуры в спектре нынешнего нарратива. Это позволяет расширить число пользователей и повысить интерес к культурному наследию путем сочетания виртуальной (VR) и дополненной реальности (AR), которые создают новый увлекательный опыт, открывают новые горизонты для креативного самовыражения.

С учетом того, что «результаты различных исследований утверждают, что современная молодежь проводит в соцсетях минимум 6-7 часов в день» [5, с. 63], поэтому актуализируется роль учреждений культуры, как генераторов социокультурного воздействия, обладающих творческо-технической базой и идеологическими ресурсами, сотрудники которых имеют возможность создавать соответствующий контент, отражающий тот культурный контекст, что должен быть направлен на формирование самосознания, сохранение самобытности, влиять на ментальность. И, в первую очередь, это повышает требования как к количеству, так и качеству информации, размещенной на открытых национальных ресурсах культуры – сайтах культурно-досуговых центров, библиотек и музеев, ведомственных порталах, выступающих генератором того содержательного контента, той ценностно-смысловой основой, что непосредственно повлияет на формирование национально-культурной идентичности граждан.

Цифровизация и медиатизация должна базироваться на тех социально-культурных, смысловых характеристиках, что обусловлены «конкретно-историческими особенностями данного общества, места и роли в нём личности» [4, с. 78]. Необходимо не допустить отрыв от тех оснований, на которых базируется отечественная культура (традиции, ценности, смыслы), отступление от которых приводит к смещению ядра идеалов и целей, и как след-

Общество

Общество. Среда. Развитие № 2’2025

ствие – потере идентичности, что чревато уже более глубокими последствиями и может привести к разбалансированности и неустойчивости ценностно-смысловой основы этнокультуры, деформации культурного капитала. И актуальной повесткой здесь выступает выработка индивидуальных и коллективных культурных практик, программ этноразвития, актуализирующих присутствие в медийном поле, предлагая востребованный и дифференцированный контент, в котором цифровая культура выступает в контексте нового качества восприятия бытия и принципиально новых форм коммуникации.

Опора на обеспечение «транспарентности, драматизации, сериализации, геймификации, сторителлинга, подкастинга» [1, с. 13] с учетом возрастающей значимости рассылок, особенностей применяемых алгоритмов и различающихся возможностей социальных сетей и мессенджеров, в которых непременно должны присутствовать организации культуры, создает предпосылки развития культурного ареала, отвечающего требованиям времени. Важно также ориентироваться на медиатизацию, рассматриваемую как концепт продвижения поликультурности, предполагающей перманентное проведение пресс-конференций, брифингов, создание декодируемых и уникальных текстов для СМИ, ведение собственных постов, что суммарно позволяет влиять на востребованность учреждений культуры, активизировать механизмы сближения в рамках межкультурного взаимодействия.

Но не только внедрение современных цифровых технологий, а и широкая медийная поддержка обуславливает эффективность деятельности в спектре сохранения и транслирования этнокультуры. Актуальным представляется «упаковка» в привлекательную и интерактивную форму ценностно-смысловых оснований, что позволяет увлекать таким контентом, в центре которого основания традиционной культуры, а, следовательно, с юного возраста воспитывать, консолидировать подрастающее сообщество и купировать негативное влияние извне.

Для этого первоочередным представляется определение с теми культурными сентенциями, что являются базисом этнокультуры страны с целью формирования и репрезентации этнокультурной идентичности, где символизация – ядро того образа идентичности, что выступает концептом, объединяющим в себе «визуальный образ и ментальный конструкт, транслирующийся посредством исторически-, технологически- и культуро-обусловлен-ных практик, функционирующий внутри кодов конкретной культуры». [2, с. 212]. Структурными составляющими этнокультуры в данном ценностном ракурсе выступают традиции, обычаи и праздники, представляющие многогранное наследие Приднестровья, в основе концепции развития которого заложено культурное мно-гообразие1 (разнообразие культур, традиций, языков, обычаев и социальных норм).

Наиболее активными игроками в данной сфере являются клубные учреждения Приднестровья, применяющие технологии сторителлинга, подкастинга, размещая информацию в соцсетях и государственных СМИ. Однако, это только начало большого и продуктивного пути, на который следует обратить более пристальное внимание в рамках популяризации этнокультуры, как это представлено на других ресурсах. К примеру, на сайте «Исторический портал Приднестровья»2 размещено свыше тысячи материалов историко-культурной направленности в разных форматах: статьи, документальные фильмы, подкасты и лонгриды с мультимедийными вставками. Особенно популярны онлайн квесты и тесты «Страна легенд», адресованные подростковой аудитории, которые в познавательной форме помогают увлечься историей и этнокультурой своей Родины, погрузиться в таинственный мир легенд и загадок, ответы на которые, дают возможность идентифицировать себя как «приднестровца».

Наиболее широко в сети представлена культура трех доминирующих этносов – русского, молдавского, украинского, что соответствует этнической картине Приднестровья. Так, на сайте «Союза русских общин Приднестровья», в русле популяризации русской культуры, представлены такие онлайн-проекты как конкурс рисунков «России верные сыны», по итогам которого издается электронный сборник; история празднования русской Масленицы с викториной, участники которой получают возможность выиграть призы3, и т.д. что привлекает подрастающее поколение и позволяет укрепить единение с Россией (в Приднестровье треть жителей – граждане РФ). Общество украинской культуры ежегодно проводит конкурс украинской поэзии, в рамках которого проходят не только поэтические состязания, но и выступления юных солистов, танцоров и даже композиторов. А медийное сопровождение широко популяризирует украинское культурное наследие третьего по численности народа в Приднестровье. Молдавская культура представлена практически в каждом сельском клубном учреждении: на базе «Каса Маре» проводятся интерактивные мероприятия, конкурсно-игровые программы, квесты на знание национальных традиций и обычаев. На сайте «Центра национальных культур» размещена визуализированная информация о традициях проведения календарных народных праздников4, способствующая транслированию традиционной культуры народов, проживающих на территории ПМР. Таким образом, популяризации традиционных праздников способствует планомерная работа в соцсетях, позволяющая привлекать зрительские аудитории, заставляя пульсировать «родник традиций».

Однако констатируем, что республика на этом поприще делает только первые шаги, и приднестровская сфера культуры всё еще отстает от современных тенденций (за исключением столицы и крупных городов), тем самым упускается возможность эффективной интеграции в данную технологическую среду, влияя на сознание подрастающего поколения, формируя его мировоззрение. Всё еще низкая цифровизация учреждений культуры, невысокое качество и разнообразие создаваемых он-лайн-проектов обусловлены как отсутствием в штатном расписании соответствующих специалистов, так и невысокой компетентностью действующих сотрудников, что не может не отражаться на степени популярности организаций, востребованности и тиражировании творческого контента. В связи с чем в спектре реализации онлайн-проектов и их медиатизации требуется переосмысление деятельности творческого сообщества, особенно в государственном секторе, поскольку цифровая культура выступает уже неотъемлемой частью в спектре сохранения и транслирования этнокультуры.

4 Центр национальных культур // Интернет-ресурс. Режим доступа: html (29.03.2025)

В данной системе координат, характеризующейся ослаблением социальной базы традиционной культуры, важно актуализировать деятельность специалистов культуры в цифровом пространстве. Ориентация на современные технологии, конструирующие представления об этнокультурной идентичности, позволит влиять на подрастающее поколение. В современных условиях важно осуществлять перманентную регуляцию формируемого контента, дабы на фоне преобладания свободного выбора образа жизни, приводящего к переосмыслению своей идентичности, предотвратить потерю силы этнокультуры, поскольку «когда влияние традиций и обычаев в мировом масштабе ослабевает, меняется и сама основа самоидентификации — ощущения себя как личности» [6, с. 63].

Принимая во внимание неотвратимость вступления в цифровую цивилизацию и необходимость функционирования в ней, важно актуализировать деятельность учреждений культуры, переосмыслив дихотомию «традиция-модернизация», дабы стать активными акторами, способными внести вклад в устойчивое развитие поли-этнокультурного государства. Поскольку «вытеснение традиционных базовых идентичностей на периферию индивидуального и общественного сознания стимулирует сублимацию идентификационных стратегий самоопределения индивида в сферу массовой культуры и цифровой среды с их множественными, пересекающимися смысловыми потоками и дискурсивными полями» [8, с. 182], что ведет к переориентации на иные ценностные шкалы.

К практическим возможностям формирования и транслирования этнокультуры посредством цифровых коммуникаций и медиатизации в культурной сфере республики, приобретающих дополнительные ракурсы и валидность, с опорой на визуально-символическую среду, отнесем, во-первых, создание виртуального маскота в социальной сети, ориентацию на стори-теллинг и бриколаж, мультимедийную подачу материалов, внедрение этно-квестов, что особенно востребовано подрастающим поколением. В рамках идеологического продвижения собственных ментальных конструктов в Приднестровье это становится возможным благодаря технологиям «брендирования, основанным на умениях «упаковывать» знания, сжимать и «разряжать» информацию по законам сторител-линга, от генерализованной информации

Общество

до развернутых и дефрагментированных историй в рекламных и PR-кампаниях» [7, с. 132].

Во-вторых, с опорой на тот факт, что приднестровский народ отличается «высокой степенью внутренней межнациональной толерантности, консолидации вокруг общих национальных идей и солидаризации относительно общих стремлений» [13, с. 104], актуальным пред- ставляется выстраивание диалоговых коммуникационных стратегий на основе широкого и перманентного продвижения в медийном пространстве общегуммани-стических ценностей, эксплицируя ментальное пространство полиэтнокультур-ной республики.

В-третьих. Формирование межкультурного взаимодействия, актуализация, конструирование и трансляция этнокультурной идентичности возможны в условиях транспарентности и толерантности с учетом персонифицированного подхода к символическо-выразительным средствам каждой этнической группы, не допуская деформации общей системы ценностей, представленных на исследуемой территории. Тот уникальный культурный код, что заложен в отмечаемых народных праздниках (болгарских, молдавских, русских, украинских, еврейских и др.), в названиях улиц (отражающих историю развития республики) и населенных пунктов (отражающих русскую, молдавскую, турецкую, украинскую топонимику), во фресках и сграффито, может стать действенным триггером в спектре популяризации этнокультуры Приднестровья, подчеркивая тем самым его культурное многообразие и полиэтнокультурность.

И для того, чтобы не оказаться в ситуации «ценностно-смыслового хаоса, не потерять главное – социокультурную человеческую составляющую очередного этапа эпохальных изменений» [3, с. 517], требуется, в первую очередь, формирование четкой и ясной позиции относительно гуманистического императива развития этнокультурных сообществ, определения и трансляции тех символов, что отражают мейнстримное русло социально-гуманитарного дискурса; теми трансляторами смыслов и в той форме, что должны быть информационно и эмоционально насыщены, соответствовать запросам дифференцированных аудиторий.

Статья научная