Цифровизация, рынок труда и экономическое развитие
Автор: Лясковская Елена Александровна
Рубрика: Краткие сообщения
Статья в выпуске: 2 т.16, 2022 года.
Бесплатный доступ
Цифровые технологии и цифровые компетенции сотрудников увеличили разрыв как между занятыми в различных отраслях, так и между специалистами в рамках одной компании, а также в уровне развития между отдельными странами. Создавая социальные лифты, возможности для повышения квалификации, удалённой работы вне зависимости от географических и половозрастных характеристик, они поставили под сомнение возможность «стабильной работы», диктуя потребность в постоянной переквалификации и приобретении новых навыков, связанных с использованием цифровых технологий. В работе исследовано влияние цифровизации и автоматизации на рынок труда и экономическое развитие, систематизированы тенденции в изменении структуры занятости и доли труда в добавочной стоимости, рассмотрены проблемы высвобождения рабочей силы и направления их решения, изменения понятий «достойный труд» в цифровой экономике. Проведено исследование влияния удельного веса специалистов по ИКТ в структуре занятости на экономическое развитие в 31 странах Евросоюза, используя данные с 2012 по 2021 годы, определены группы европейских стран по уровню зависимости между ИКТ и ВВП.
Цифровая экономика, труд, рынок труда, занятость, автоматизация, экономическое развитие
Короткий адрес: https://sciup.org/147237141
IDR: 147237141
Текст краткого сообщения Цифровизация, рынок труда и экономическое развитие
Мы являемся свидетелями того, отрасли промышленности входят в Индустрию 4.0, цифровая экономика кардинальным образом трансформирует экономические понятия, бизнес-модели и методы организации производства и управления. На смену классических стадий снабжение – производство – сбыт продукции приходят стадии процесса создания, доставки и удержания ценности для потребителя, взаимоотношение с которым не заканчивается на стадии доставки ценности, а предполагают развитие длительных партнёрских взаимоотношений на протяжении всего времени использования продукта. При этом продукт становится услугой, а сервисная парадигма, лежащая в основе этих процессов, выходит на первый план не только к сфере услуг и созданию информационных продуктов, но и в промышленном производстве. Подрывные бизнес-модели «advanced customized services» (расширенные услуги, ориентированные на потребителя) и бизнес-модели жизненного цикла изделий связаны с внедрением цифровых технологий в основные и обеспечивающие бизнес-процессы организации, с автоматизацией производства и управления. По данным Глобального института McKinsey [6], уже к 2066 году доля автоматизированных работ может достичь от 46 до 99 %. Поскольку проще всего автоматизировать те виды работ, которые требуют выполнения предсказуемых, повторяющихся физических операций, а также деятельность по «сбору и анализу информации, то этот процесс, в первую очередь, коснется рабочих мест, требующих средней квалификации».
Цифровизация является одним из главных трендов, определяющим структуру занятости в мировой экономике и темпы экономического развития отдельных стран. Однако насколько сильно и однородно это влияние, и всегда ли существуют сильные зависимости между населением, занятым в цифровой и информационно-коммуникационной сферах, и экономическим развитием, являются недостаточно изученными вопросами. Исследованию обозначенного исследовательского разрыва посвящена данная работа.
Теория
По мнению Клауса Шваба [7], «главным показателем прогресса до сих пор является мера принятия обществом технологических новшеств». Одним из результатов цифровизации и технологических инноваций является автоматизация производственных процессов. В знаменитой производственной функции Кобба – Дугласа рабочая сила замещается капиталом. Однако это означает не только и не просто уменьшение совокупного спроса на рабочую силу, так как автоматизация одновременно вызывает четыре противоположных последствия: рост производственных результатов внутри отрасли, межотраслевые сдвиги, изменение межотраслевых балансов и изменение конечного спроса [2]. Несмотря на то, что технологические факторы не являются единственными факторами, влияющими на изменение доли труда в создании добавочной стоимости, именно технический прогресс в течение трех последних десятилетий повлиял на изменение структуры занятости и доли труда в создании добавочной стоимости. Согласно [1] это было связано двумя «противоборствующими экономическими силами». Первая сила – это «марш технического прогресса», который постепенно заменяет «старые» задачи использования труда, сокращает долю труда в выпуске и провоцирует уменьшение реальной заработной платы. Вторая сила – это эндогенный технический прогресс, который вызывает новые трудоемкие задачи, потенциально восстанавливая долю труда. Существует эмпирически установленная закономерность, что доля труда в национальном доходе даже сократилась во многих странах в последние десятилетия, и эта тенденция может становиться более выраженной в ближайшие десятилетия. Около половины роста занятости в прошлые десятилетия приходилось на профессии, в которых сегодня уже изменились названия должностей или задачи, выполняемые работниками [1]. Это подтверждается и практическими исследованиями – в странах и секторах, первоначально более специализирующихся на рутинных видах деятельности, произошло более значительное снижение доли труда [3]. Предполагается, что в будущем занятость будет расти в «высокодоходных когнитивных и творческих профессиях, а также в низкодоходном ручном труде, но она значительно снизится в среднедоходных монотонных стандартных профессиях» [7].
Метод
Влияние цифровизации на рынок труда отдельных стран значительно дифференцировано и определяется существующими политическими, экономическими, социально-демографическими и технико-технологическими факторами. Так, для стран, испытывающих нехватку трудоспособной рабочей силы (вследствие демографических проблем), автоматизация является одним из направлений ее снижения и представляет альтернативу ее решения за счет «трудовых мигрантов». Трудность изучения влияния цифровизации на экономическое развитие связана с тем, что ее влияние достаточно сложно разграничить с воздействием других факторов, определяющих текущую экономическую ситуацию, среди которых экономические кризисы и последствия пандемии Covid-19, нестабильности сырьевых рынков и планируемый отказ ряда стран от углеводородов, тенденции глобализации и интернационализации бизнеса, а также новые политические ландшафты. Так, согласно данным мировых консалтинговых агентств, основным инструментом выхода компаний из кризиса является сокращение затрат на оплату труда. В то же время приводят к сокращению персонала и затрат на оплату труда автоматизация и роботизация (по прогнозам в мире к 2036 году будет автоматизировано до 50 % рабочих процессов) [6], внедрение корпоративных информационных аналитических систем и автоматизированных систем управления в области оперативного планирования, управления производством и персоналом, а также в сфере бухгалтерского учета и управления персоналом. В качестве статистической базы исследования использованы данные Евростата [4]. Была создана пространственно-временная выборка из 31 страны, входящей в Евросоюз, включающая показатели «принятые на работу специалисты по ИКТ в процентах от общей занятости» и «реальный ВВП на душу населения, тыс. евро» с 2012 по 2021 годы. Для определения зависимости между показателями использована формула нахождения коэффициента корреляции (r):
E” =1 (X - x) * (у - у)
а: а. хГ<у .,■
где x – принятые на работу специалисты по ИКТ в процентах от общей занятости; y – реальный ВВП на душу населения, тыс. евро.
Отметим растущий тренд числа занятых в сфере ИКТ в целом по Евросоюзу (рис. 1).
Для определения влияния цифровизации на экономическое развитие был проведен корреляционно-регрессионный анализ между показателями и показателями в период с 2012 год 2021 годы (рис. 2).
Результаты
По результатам проведенного анализа в 81 % случаях (25 стран) установлено влияние числа занятых в ИКТ на ВВП страны (рис. 3). В 23 % случаев эта зависимость является очень высокой (7 стран), а в 58 % случаев – высокой (18 стран).
При этом выявлено, что число занятых в ИКТ оказывает неоднородное влияние на экономическое развитие по странам Евросоюза. В зависимости от значений коэффициента корреляции (r) все страны были разбиты на четыре группы (см. таблицу). В первую группу попали страны, для которых характерно наличие очень высокой зависимости между процентом занятых в ИКТ и ВВП, во вторую – высокой, в третью – средней, в четвер-

Рис. 1. Число занятых в сфере ИКТ, данные по Евросоюзу, %

Рис. 2. Коэффициент корреляции между ВРП и числом специалистов в сфере ИКТ по странам Евросоюза с 2012 по 2021 гг.

Группировка стран Евросоюза по зависимости между процентом занятых в ИКТ и ВВП
Полученные результаты доказывают, что связи между автоматизаций, цифровым трудом и экономическим развитием являются неоднозначными.
Обсуждение и выводы
Влияние цифровизации на характеристики рынка труда и трудовых ресурсов разнообразно: рост производительности труда и удовлетворенности трудом (вследствие обеспечения соответствия между индивидуальными характеристиками сотрудников и предъявляемыми работой требованиями); оптимизация процессов комплектации штата (вследствие сокращение сроков поиска персонала и использования возможностей удалённой работы); повышение качества рабочей силы и адаптация рынка труда к изменяющимся запросам и требованиям (вследствие использования технологий электронного образования). Автоматизация приводит к сокращению затрат труда и росту его производительности, к появлению трудоемких задач, увеличивает спрос на рабочую силу в автоматизированных задачах, к росту требований к размеру капитала и к уровню квалификации рабочей силы [5]. Цифровизация приводит к появлению новых угроз для специалистов в средней и низкой квалификации. Прогнозируется, что к 2025 году ситуация существенно осложнится вследствие выхода на рынок труда так называемых
«digital natives» или поколение Z, для которых владения цифровыми технологиями, неограниченный доступ и использование информации являются главными характеристиками [8]. В качестве главных приоритетов при выборе места работы для них являются возможности сохранения «work life balance» (баланса между работой и личной жизнью), возможности не только построения карьеры, но и личностного роста, а также свободное «межстрановое перемещение» и гибкие условия труда. Обладая высоким уровнем развитых цифровых компетенций, превосходящих уровень работодателей, «digital natives» будут создавать новые характеристики «decent work» (достойного труда) и требования к условиям организации и оплаты труда. Нехватка специалистов, обладающих цифровыми компетенциями, становится угрозой как для развития экономики, так и для национальной конкурентоспособности и безопасности. Инструментами решения проблем высвобождения рабочей силы вследствие автоматизации и внедрения цифровых технологий является введение «гарантированного базового дохода», так называемого «налога на роботов», системы непрерывного повышения квалификации сотрудников и специальных механизмов регулирования, которые должны быть подкреплены соответствующим аналитическим обоснованием. В то же время результаты проведенного исследования показали, что цифровой труд и цифровые навыки не являются факторами, гарантирующими экономическое развитие, несмотря на наличие тесных положительных зависимостей между занятыми в ИКТ и ВРП стран Евросоюза.
Список литературы Цифровизация, рынок труда и экономическое развитие
- Acemoglu D., & Restrepo P. (2018). Modeling Automation // AEA Papers and Proceedings, 108, 48-53.
- DOI: 10.1257/pandp.20181020
- Autor D., Autor D., Salomons, A., & Salomons, A. (2018). Is Automation Labor Share-Displacing? Productivity Growth, Employment, and the Labor Share // Brookings Papers on Economic Activity, 2018(1), 1-87.
- DOI: 10.1353/eca.2018.0000
- Bessen J. (2020). Automation and Jobs: When Technology Boosts Employment // Economic Policy.
- DOI: 10.1093/epolic/eiaa001
- Eurostat database. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/data/database.
- Ерзнкян Б.А., Арутюнян С.М. Рынок труда в цифровую эпоху // Экономический анализ: теория и практика. 2018. № 12 (483).
- Цифровая Россия: Новая реальность. URL: https://www.tadviser.ru/images/c/c2/Digital-Russia-report.pdf.
- Шваб К. Четвертая промышленная революция. М.: ЭКСМО, 2022.
- Ширинкина Е.В. Человеческий капитал и рынок труда в цифровом развитии российской экономики // Экономика труда. 2019. № 1.