Цифровое поколение «Альфа» в России: ценности и социокультурные особенности

Автор: Андрианова М.Д., Бережная Е.А., Степанцева О.А.

Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica

Рубрика: Социология

Статья в выпуске: 8, 2025 года.

Бесплатный доступ

Прикладные исследования ценностных особенностей картины мира и социальнопсихологических характеристик портрета современных детей и подростков актуальны по причине запроса от государственного и частного сектора экономики в условиях стремительной трансформации современного общества вследствие высокой динамики глобальных цифровых процессов в современном мире. Глубокий научный анализ на основе разнообразных методик междисциплинарного анализа позволил создать «социальный портрет» типичного потребителя современной цифровой массовой культуры, раскрыть его ценностный каркас и определить вектор развития отечественной культуры в дальнейшем. Аксиологическое осмысление ценностных ориентаций поколений в сравнительном срезе раскрыто в разнообразных прикладных исследованиях междисциплинарного характера последних десятилетий в отечественной гуманитарной науке на основе поколенческих теорий. Многообразие подходов и выводов требует создания единого видения и систематизации результатов.

Еще

Теория поколений, картина мира, социальный портрет, поколение «Альфа», социально-психологические характеристики, субкультуры, сленг, массовая культура, цифровизация, глобализация

Короткий адрес: https://sciup.org/149149031

IDR: 149149031   |   DOI: 10.24158/tipor.2025.8.5

Текст научной статьи Цифровое поколение «Альфа» в России: ценности и социокультурные особенности

,

,

,

Попытки сравнить основные параметры картины мира разных поколений и выявить сходства, осмыслить отличия, а также выделить референтные группы по разным основаниям всегда присутствовали в социокультурном знании. Идеи о разнообразии групп в обществе и его структурности восходят к древним философам, Аристотелю и Платону, дихотомия земного и небесного была раскрыта также в учениях средневековых схоластов, поиск смысла бытия обнаруживается в научных изысканиях просветителей и философов.

XIX в. осмысливает динамику исторических событий и человека в иных задачах. Тезис о том, что значимые или слишком яркие события в социокультурном, экономическом и политическом опыте общностей формируют у индивидов общие особенности, тоже далеко не новый. Так, в социологическом этюде «Самоубийство» Э. Дюркгейм (Дюркгейм, 2025) акцентирует внимание, что рост дестабилизации общества приводит к резкому числу самоубийств, а также создает видовую структуру по типам ценностных отличий-причин.

Культовые работы «Поколения: история будущего Америки, 1584–2069 годы» (Strauss, Howe, 1991) и «Четвертый поворот: американское пророчество» У. Штрауса и Н. Хоува (Howe, Strauss, 1997) создали небывалый интерес со стороны гуманитарного знания к проблеме «отцов и детей». Ученые выделили четыре архетипа поколений – каждый со своим набором черт и ценностных установок. Данный постулат положил начало довольно значительному блоку исследований, как иностранных, так и отечественных, посвященных всестороннему разбору теории на практике.

Популяризации концепции поколений способствовало несколько факторов – простота и схематизация, историчность и самое главное – универсальность и практическое применение для бизнеса и государства. Казалось бы, вот он – рецепт понимания общих ценностей и построения диалога с любым представителем общества с учетом его «социального портрета» и «картины мира». Но со временем научное сообщество накопило достаточно противоречивых результатов, которые показали проблемы практического применения данной теории.

Аналитические выкладки Д.В. Зубко и Ю.В. Клюева (Зубко, Клюев, 2022) показывают, что основными минусами построения исследований на основе поколенческой теории являются: усреднение результатов, избирательная интерпретация данных и несоответствие исторических рамок зарубежной модели отечественным социокультурным процессам.

Представляется методологически правильным создание междисциплинарного подхода с учетом отечественных реалий и скорости изменений в массовой культуре. Например, М.Р. Ми-рошкина с коллегами представляет механизм смены поколений не заданным циклом, как у У. Штрауса и Н. Хоува, а важными историческими вехами. Так, цифровое поколение «Альфа», поколение «Путина» 1986–2014 гг. соответствует «Z» поколению (2004–2024 гг.) у У. Штрауса и Н. Хоува (Комплексное междисциплинарное исследование, проводившееся в рамках реализации проекта «Цифровое поколение. Портрет в контексте образования», осуществляемого при финансовой поддержке РГНФ (Соглашение № 15-06-10018 (а) от 26 мая 2015 г.). Подходы, обоснования, организация проекта …, 2017).

Современные маркетинговые концепции развития бизнеса предполагают фокус на уникальности продукта или услуги, учат использовать адресные обращения к клиентам, вовлечение в процесс создания рекламного продукта микроинфлюенсеров. Все это – результат перенасыщения рынка рекламой, маркетинг начинает все более опираться на ценности клиентов, вот почему идея поколенческой теории об общих ценностях может получить новое академическое осмысление. Залог успешной бизнес-стратегии – понимание ценностей поколения будущего, каким является «Альфа».

С методологической точки зрения важным будет соединение осмысления аксиологических основ картины мира с социально-психологическими особенностями представителей поколения «Альфа». Необходимо наращивать базу прикладных исследований, проводить пилотные исследования, ввести дополнительный маркер, например, изучение специфического сленга поколения, как давно признанного в культурологии маркера наличия субкультурных и иных образований.

Процедурная часть исследования состоит в получении собственных данных и сравнении их с результатами аналогичных инициатив. Так как его первый этап является пилотным, география была ограничена Санкт-Петербургом по выбору исследователей (доступность). Выборка определена на основе статистических данных Росстата (на 1 января в Санкт-Петербурге – 5 млн 646 тыс. жителей, из них 17,7 % – подростки до 15 лет включительно1, то есть 999 362 тыс. примерно, распределение по полу взяли по 50 %, в реальности есть незначительная разница). Квота составила 9 993 респондента, данные были получены методом опроса, выбор респондентов – метод «снежного кома». Дата исследования – июнь 2025 года.

Результаты . В настоящее время пока еще мало эмпирических исследований, содержащих статистический сравнительный анализ характеристик психической жизни представителей самого молодого поколения. Имеющиеся научные изыскания носят более гипотетический, предсказательный характер, однако в них содержится важная информация для понимания того, какими будут представители поколения «Альфа». Предположения, в первую очередь, опираются на анализ внешних факторов, оказывающих влияние на формирование особенностей поведения, таких как среда, культура, воспитание в семье.

Ученые обозначают временные границы, в которых складывается поколение «Альфа» – с 2010 по 2025 гг. (Себаева, Байгираев, 2024; Бесчасная, 2020). Дети, рожденные в этот период, еще больше, чем предыдущие поколения, погружены во взаимодействие с различными гаджетами и прекрасно чувствуют себя в мире цифровых технологий (Мухамедзянова, Степанова, 2021). Их родители зачастую уже обладают высокой технологической грамотностью, интегрируя различные компьютерные инновации в повседневную жизнь. В связи с этим Альфа практически с рождения умеют пользоваться смартфонами, планшетами, компьютерами, имеют опыт общения с различными голосовыми виртуальными помощниками. В науку был введен термин «цифровые аборигены» – к ним относятся «компьютеризированные» с рождения люди, отличающиеся своим поведением от тех, чье детство прошло вне технологий (Осадчий, 2022). Цифровая среда оказывает большое влияние на представителей поколения «Альфа». Подвергаются изменениям высшие психические функции, процессы социализации, способы и формы взаимодействия с окружающими, характер деятельности в целом (Осадчий, 2022).

Рассмотрим, каким же образом изменяются психические процессы и когнитивное развитие представителей поколения «Альфа». Я.С. Базылев отмечает, что активное взаимодействие с гаджетами с раннего возраста предполагает несколько иную организацию процессов памяти, так как нет необходимости запоминать фактическую информацию, достаточно просто знать, где искать (Базылев, 2024), то есть запоминается путь к информации, а не ее содержание. Увлечение мобильными играми и интерактивными приложениями у детей способствует увеличению скорости восприятия и формированию навыков многозадачности с точки зрения когнитивных процессов (Васильева, Овсянникова, 2024). Это также способствует развитию клипового мышления – такого типа мышления, «при котором человек воспринимает информацию фрагментарно, короткими кусками и яркими образами, не может сосредоточиться и постоянно переключается с одного на другое» (Щирский и др., 2024: 2032).

У детей поколения «Альфа» наблюдается сокращение периода концентрации внимания и быстрое переключение между предметами интереса, что подпитывается форматом современной мультипликации, ставшей огромной частью повседневной жизни (Николаева, Долгина, 2023). При этом активнее развивается визуальный интеллект, предполагающий способность контролировать несколько визуальных стимулов единовременно, развитие пространственных отношений, распознавание образов и развитие зрительной памяти. Информационно-коммуникационные технологии стимулируют метакогнитивные процессы, такие как планирование, стратегии поиска и оценку информации (Осадчий, 2022). В целом, мышление представителей поколения «Альфа» можно характеризовать как ориентированное на высокую скорость и большой объем потребления информации, многозадачное, фрагментарное, глобальное, но обладающее сниженной аналитичностью и самостоятельностью (Минасян, Дарбинян, 2024). Высокая скорость и большой объем потребления информации отмечены как основные ценности при работе с информационными потоками (96 % респондентов по данным нашего исследования).

Помимо изменений в когнитивной сфере, исследователи отмечают также и новые особенности эмоциональной сферы современных детей и подростков. Увеличение времени в гаджетах сопряжено с уменьшением времени живого общения и взаимодействия, что негативно сказывается на развитии эмоционального интеллекта и социальных навыков. Дети поколения «Альфа» не учатся грамотно выражать, проживать свои эмоции, имеют затруднение с распознанием чувств других людей. С подобной трудностью сталкиваются порядка 67 % респондентов (Хриптович, 2023).

Ученые диагностировали, что представители поколения «Альфа» склонны к гневу, упрямству, жадности, чаще нарушают правила, реже нуждаются в поддержке со стороны других, менее эмпатичны и имеют проблемы в общении в большей степени, чем «зумеры» (Себаева, Байги-раев, 2024; Бесчасная, 2020). Подобные особенности объясняются большей ориентацией на индивидуализм и меньшим опытом социального взаимодействия. При этом отмечается, что современные подростки имеют более ярко выраженную потребность в социальном признании. Для них характерна повышенная импульсивность, стремление к творческому самовыражению, к лидерству, любознательность, по сравнению с предыдущими поколениями (Себаева, Байгираев, 2024; Бесчасная, 2020).

Уменьшение важности реальных социальных контактов и офлайн-взаимодействия, большие возможности общения в социальных сетях приводят к тому, что современные дети не видят разницы между реальным и виртуальным взаимодействием. Дети свободнее себя чувствуют именно в последнем, так как там для выражения эмоций есть более привычные и понятные им инструменты: смайлики, эмодзи, мемы (Прозументик, Наумова, 2021). В целом, это может привести к целому ряду негативных эффектов для личности ребенка: девальвации дружбы, снижению ответственности за свои поступки и слова по отношению к другим людям, агрессивному поведению в Сети (Осадчий, 2022).

Еще одной тенденцией поколения «Альфа», которую подчеркивают ученые, стало более раннее созревание организма при отсутствии психологической готовности к этому (Комлик, Фау-стова, 2024). Доступность информации и сложности с ее фильтрацией и контролем со стороны родителей приводят к тому, что дети рано сталкиваются с различными «взрослыми» темами и проблемами. Таким образом, границы подросткового периода с психологической точки зрения сдвигаются в сторону более младшего возраста. Однако ментальная незрелость при стремлении к самостоятельности и самоутверждению приводит к увеличению девиантного поведения и расширению репертуара соответствующих практик, к которым прибавляется интернет- и гаджетозависимость, кибербуллинг и др. (Комлик, Фаустова, 2024). Важно отметить, что опасения столкнуться с ситуацией кибербуллинга высказывают 36 % респондентов, по данным нашего исследования.

«Я-концепция» представителей поколения «Альфа» также расширяется за счет включения в нее такого элемента, как «Я-виртуальное». Оно состоит из различных элементов, презентующих виртуальный образ, который может быть никак не связан с реальными качествами личности. М.Д. Осадчий отмечает, что социализация современных детей и подростков реализуется в том числе через становление цифровой личности (Осадчий, 2022). Изменяются взгляды на приватность, частная жизнь становится видимой многим, в том числе и вообще не знакомым в реальности людям. Профиль в социальных сетях является важным показателем социального статуса в группе сверстников. При этом значимость числа подписчиков постепенно уходит на второй план, первичным становится наполнение и вид социальных сетей. Происходит группирование по ценностным ориентирам, выражаемым, прежде всего, через язык. Так, сленг является одним из важнейших показателей принадлежности к группе, поэтому был выбран исследователями как один из ярких социокультурных маркеров.

Вплоть до недавнего времени в российском языкознании господствовало представление, что молодежный сленг не является достойным предметом изучения, жаргонизмы лишь искажают и позорят русский язык. Однако в последнее десятилетие ситуация изменилась, и сегодня наблюдается своеобразный «жаргонологический бум» (Mokienko, 1999). При этом объектом изучения становится преимущественно уже устоявшийся и отчасти ушедший в историю сленг милленниа-лов. Язык зумеров и поколения «Альфа» до сих пор не был предметом подробного научного анализа, главным образом потому что его еще нельзя считать статичным, он находится в процессе формирования. Наше исследование, целью которого является очертить научное поле и наметить методологические проблемы исследования, тем не менее позволяет сделать некоторые выводы на основе различных современных сетевых «словарей» молодежного сленга, не претендующих на академичность, но созданных для улучшения понимания между поколениями1.

Поколение «Альфа» использует очень разнородный сленг, заимствуя слова и выражения из соцсетей, геймерской среды и частично у предыдущих поколений, особенно зумеров. Их сленг довольно неустойчив и быстро меняется в зависимости от того, какие темы популярны в конкретный момент в социальных сетях. Чтобы хорошо понимать их, нужно знать большое количество мемов, флешмобов, популярных видео и других ассоциаций.

Приведем наиболее часто употребляемые слова: «сигма» (крутой, популярный, человек с лидерскими качествами), «альтушка» (девушка, которая выбирает альтернативный стиль в одежде, макияже и жизни вообще), «скуф» (оскорбительное прозвище мужчин с лишним весом,

«пивным» животом, отсутствием какого-либо стиля в одежде и перспектив в жизни), «анк» (мужчина старше 30 лет, который пытается молодиться и сойти у молодежи за своего), «вайб» (общее настроение, впечатление, атмосфера; используется как в позитивном, так и в негативном смысле: «плюс вайб» или «минус вайб»), «нормис» (человек с типичными увлечениями, интересами и распространенными в обществе взглядами), «босс KFC» (ироничное название людей с лишним весом), «ульта» или «ультануть» (показать максимум своих возможностей; совершить поступок, который впечатлил окружающих), «изи катка» (что-то легко выполнимое), «потная катка» (что-то сложное, трудновыполнимое), «рофлить» (подшучивать над кем-то или чем-то, веселиться), «форсить» (распространять, продвигать), «чилить» (отдыхать, хорошо проводить время), «кринге» (стыд, соответствует слову «кринж» у поколения зумеров) «краш» (возлюбленный, предмет воздыханий), «плюс реп» (уважение, благодарность), «база» (истина, правда, нечто верное и фундаментальное), «минус реп» (порицание, неодобрение), «пов» (точка зрения, синоним выражения «представь, что…»), «гостинг» (внезапное исчезновение, когда человек резко перестает общаться, пропадает без объяснений), «стэн» (ярый поклонник чего-то или кого-то), «тильт» (крайняя степень уныния, раздражения, нервозности, сильного стресса и грусти; «тильтовать» или «тильтануть» – разозлиться от неудачи, взбеситься или бросить играть, расстроившись и предчувствуя проигрыш), «имбá» (крутое, нестандартное), «воук (прогрессивный), «чиназес» (удовольствие, радость, что-то хорошее), «делулу» (человек с богатой фантазией), «пикми» (девушка, которая старается выделиться, понравиться противоположному полу, создавая образ «не такой, как все»), «симп» (человек, который чрезмерно восхищается или угождает другому, часто в романтическом контексте, иногда даже в ущерб себе), «соевый» (человек, который слишком чувствителен и неадаптирован к реальной жизни).

Обсуждение . На основе анализа многочисленных сетевых словарей можно отметить следующие основные тенденции, характеризующие сленг поколения «Альфа»:

На основании этой подборки можно сделать выводы об импульсивности современного поколения, неуверенности в себе и в собственном выборе, тревожности, апатии, страхе осуждения, причем не столько близкими, сколько рандомными пользователями соцсетей.

Вообще чрезвычайно много внимания в современном молодежном сленге уделено выражению различных оттенков чувств, что может свидетельствовать, с одной стороны, о повышенной эмоциональности поколения «Альфа», а с другой – о проблемах с выражением своего психологического состояния. То, что раньше передавалось и считывалось при помощи мимики и жестов, не может быть адекватно транслировано в письменной речи, поэтому приходится использовать эмодзи или, как вариант, вышеприведенные аббревиатуры, которые впоследствии переходят и в устную речь. Поскольку у современных подростков хуже развиты навыки визуального распознавания эмоций, им приходится объяснять свои эмоции при помощи слов.

Заключение . Проведенное исследование позволяет сделать ряд выводов:

  • 1.    Динамика ценностных ориентаций современного российского общества в период трансформационных процессов, в том числе в сфере культуры и образования, диктует необходимость построения ценностных основ ядра культуры с учетом молодого поколения.

  • 2.    Важным аспектом аксиологического осмысления «картины мира» представителя цифрового поколения «Альфа» будет является выстраивание диалога с учетом понимания ценностных основ молодого поколения.

  • 3.    Быстрый технологический рост и информационное насыщение цифровой среды требует постоянного мониторинга массовой культуры и построения социального портрета типичного представителя поколения «Альфа», анализа особенностей и выявления различий в культуре социальных групп разного возраста для построения наиболее эффективной модели взаимодействия «Человек в безопасной социокультурной цифровой среде».

  • 4.    Накопление базы прикладных исследований приведет к трансформации научного понимания и переосмысления теории поколений, созданию нового междисциплинарного инструментария на стыке социологии, культурологии, психологии и лингвистики с учетом национальных особенностей и отечественных реалий.

Статья научная