Цифровые транснациональные компании: особенности и тренды развития

Автор: Гуркова М.Д.

Журнал: Экономика и бизнес: теория и практика @economyandbusiness

Статья в выпуске: 4-1 (98), 2023 года.

Бесплатный доступ

В статье приведена краткая историческая справка о появлении и становлении транснациональных корпораций, затем раскрыты особенности транснациональных компаний цифрового формата, а также их отличия от традиционных и представлены их классификации. Приводятся индикаторы, позволяющие оценить уровень интернационализации, используемые в международных отчётностях, а также самые новые индексы, составленные на их основе. Кроме того, представлены тренды и особенности развития цифровых компаний, осуществляющих зарубежную экспансию.

Цифровые тнк, традиционные тнк, метрика, интернационализация, показатель деятельности, зарубежные активы, зарубежные продажи

Короткий адрес: https://sciup.org/170198793

IDR: 170198793   |   DOI: 10.24412/2411-0450-2023-4-1-92-95

Текст научной статьи Цифровые транснациональные компании: особенности и тренды развития

Значимость дружбы между Китаем и Россией в нынешней сложной и неспокойной международной обстановке становится еще более заметной, у двух стран есть еще больше возможностей для углубления сотрудничества по многим аспектам, в первую очередь это касается взаимной торговли.

Сотрудничество между Россией и Китаем представляет из себя новый тип отношений между двумя крупными странами, который не похож на остальные сотрудничества стран. На резком контрастировании сотрудничество РФ и КНР можно разобрать как полная противоположность мировых интеграций, увлеченных созданием различных «узких кругов», формированием клик и ведением блоковой политики [1].

К особенностям российско-китайского сотрудничества можно выделить принцип взаимного уважения и взаимной выгоды, так как обе страны проявляют дружескую искренность, то реализация совместных проектов и общих интересов может пройти в короткие сроки.

Также стоит отметить важно координации и доброжелательного взаимодействия между данными странами, так как такие действия крайне благотворны для регионального и глобального мира и стабильности. Китайско-российские отношения выдержали испытания временем, международной нестабильностью, экономический кризис, что привело на новый уровень взаимодействия, выгодном народам обеих стран и всего мира.

Так, важно проанализировать и наглядно рассмотреть торговый оборот между странами за период 2020-2022 гг. Данные представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Динамика товарооборота России и Китая в 2020-2022 гг., млрд. долл. США [3]

По данным из рисунка 1 можно увидеть, что суммы от товарооборота России с Китаем за 3 года в динамике выросли практически вдвое с 104,7 млрд. в 2020 году до 190 млрд. в 2022 году. Также как и в 2021 году Китай был главным торговым парнтером России с показателем товарооборота в 140,7 млрд.долл. США, так и в 2022 году Китай сохраняет свое лидерство.

Поскольку в апреле 2022 года ФТС перестала приводить внешнеторговую статистику, последние данные вышли в марте. Такое решение было принято для избежания избежать некорректных оценок и спекуляций. Но данные о товарообороте России и Китая совпадают с зеркальной статистикой китайского таможенного управления. Товарооборот России и Китая по итогам 2022 г. увеличился на 29% до рекордных $190 млрд, сообщала в январе таможня КНР. По ее данным, поставки из Китая составили $76 млрд, из России -$114 млрд.

К причинам увеличения товарооборота между странами можно также отнести введение жестких санкций в адрес России со стороны Западных стран. в следствие введения санкционных пакетов, Россия перенаправила в КНР значительные объемы нефти и угля, которые перестала поставлять в страны Европы. Китайские компании, в свою очередь, резко нарастили экспортные поставки в Россию, воспользовавшись уходом с российского рынка многих западных компаний [4].

Несмотря на стремительный рост товарооборота, в декабре 2022 года показатели взаимной торговли России и Китая резко снизились по сравнению с предыдущими значениями. Экспорт из Китая в Россию почти догнал импорт из России - $8,8 млрд против $9 млрд (в ноябре разрыв был $7,7 млрд против $10,5 млрд). Импорт товаров из России в Китай в декабре по сравнению с декабрем 2021 года увеличился лишь на 8,3% (для сравнения, в ноябре рост в годовом выражении был почти 29%).

Такое изменение в динамике может быть обусловлено со снижением продаж российской нефти. Также сюда можно отнести увеличение скидок на нефть на фоне увеличения странами Большой Семерки ценового потолка в отношении сырой нефти из России, перевозимой морем. В начале декабря страны ЕС приняли решение о назначении ценового максимума на покупку нефти из России на уровне 60 долл. США за баррель.

Еще одной причиной снижения товарооборота в декабре можно назвать вспышку коронавирусной инфекции в Китае, на фоне чего произошел всплеск заболеваемости в КНР [5].

Эксперты отмечают, что уже в первой квартале 2023 года товарооборот должен вырасти примерно на 10%, а к концу года товарооборот должен перейти отметку в 200 млрд. долл. США. Такие предположения обусловлены смягчением антиковид- ных ограничений, что приведет к восста-

2022 года страны договорились о реализа- новлению логистических цепочек для поставок товаров. В первую очередь это благоприятно повлияет на поставки готовых продуктов питания и сельскохозяйственных товаров [6].

В общем и целом, можно выделить хорошие перспективы для развития сотрудничества в таких направлениях как туризм и аэрокосмическая промышленность. Также перспективным направлением для развития станет сельхоз сектор.

Нельзя не отметить, что несмотря на антироссийские санкции, Китай и РФ будут набирать мощности по ввозу из Китая бытовой и спецтехники, а также легковых автомобилей. Автомобили из Китая уже пользуются спросом, что связано с уходом большинства крупных западных брендов с российского рынка в 2022 году.

Что касается инвестиционного сотрудничества, то Китай планирует поддерживать инвестиционные проекты в наиболее перспективных отраслях, таких как газо- и нефтехимия, транспорт и инфраструктура, зеленые и высокие технологии. В конце ции таких проектов как создание приграничной транспортно-логистической зоны в районе железнодорожной станции «Забайкальск». Вторым проектом станет строительство совместного предприятия по производству электротранспорта в Иркутской области, а также по созданию индустриального парка циркулярной экономики на Сахалине.

Также было произведено обсуждение возможного снятия ограничений и упрощения таможенных процедур, при осуществлении железнодорожных и автомобильных грузоперевозок на границе между странами.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что Китай станет главным поставщиком машин, технологических линий для производств, а также потребительских товаров в рамках развития программ параллельного импорта. Китай становится главным поставщиком в Россию тех изделий, которые мы раньше получали из Европы.

Список литературы Цифровые транснациональные компании: особенности и тренды развития

  • Chen L., Shaheer N., Yi J., Li S. The international penetration of ibusiness firms: network effects, liabilities of outsidership and country clout // Journal of International Business Studies. - 2019. - Vol. 50 № 2. - Pp. 172-192.
  • Ietto-Gillies, G. Different Conceptual Frameworks for the Assessment of the Degree of Internationalization: an Empirical Analysis of Various Indices for the Top 100 Transnational Corporations / G. Ietto-Gillies // Transnational Corporations. - 1998. - Vol. 7, № 1. - P. 17-39.
  • Доклад о мировых инвестициях ЮНКТАД, 2017. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://unctad.org/system/files/official-document/wir2017ch4_Annex_en.pdf.
  • Eden L. Multinationals and foreign investment policies in a digital world. E15 Initiative, International Centre for Trade and Sustainable Development and World Economic Forum, Geneva, 2016. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.e15initiative.org.
  • TRANSNATIONAL CORPORATIONS Volume 29, 2022, Number 1. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://unctad.org/system/files/official-document/diaeia2022d2a6_en.pdf.
  • Claver-Cortes E., Marco-Lajara B., Manresa-Marhuenda E. Innovation in foreign enterprises: The influence exerted by location and absorptive capacity // Technology Analysis & Strategic Management. - 2020. - Vol. 32, Issue 8. - Pp. 936-954.
  • Смирнов Е.Н., Лукьянов С.А. Оценка трансформирующего воздействия глобальных цепочек создания стоимости на международную торговлю // Управленец. - 2019. - Т. 10, № 3. - С. 36-46.
Еще
Статья научная