Цивилизационные основания и перспективы устойчивого развития Байкальского региона
Автор: Сактоев В.Е., Мантатов В.В.
Журнал: Вестник Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления @vestnik-esstu
Рубрика: Персоналии
Статья в выпуске: 2 (29), 2010 года.
Бесплатный доступ
статье рассматриваются гуманитарный и технологический аспекты инновационной модели ус- тойчивого развития Байкальской природной территории. Предлагаются три программно-концептуальных подхода к развитию Республики Бурятия: а) ноосферная стратегия развития, б) нравственная система управления, в) идея превращения Республики Бурятия в опорный регион России для отработки вопросов перехода РФ на инновационную модель устойчивого развития
Устойчивое развитие, закон гармонии, гармоничная цивилизация, инновационная экономика, опережающее образование, байкальский регион
Короткий адрес: https://sciup.org/142142169
IDR: 142142169
Текст научной статьи Цивилизационные основания и перспективы устойчивого развития Байкальского региона
Философский смысл идеи устойчивого развития
Идея устойчивого развития есть выражение глубочайшей философской истины, касающейся самой сущности мира, а именно эйдоса космической гармонии. У истоков концепции гармонии мира стоят основоположники философских систем и Востока, и Запада (Лао-Цзы, Будда, Конфуций, Пифагор, Гераклит, Шеллинг, Гегель и др.). По Гераклиту, закон гармонии выражает динамическое равновесие расходящихся противоположностей; и эта «борьба» противоположностей несет в себе элемент устойчивости. С научнофилософской точки зрения (Кеплер, Гегель и др.) гармония представляет собой универсальный мировой закон, выражающий целостность мира, согласованность и соразмерность частей целого. В соответствии с законом гармонии существуют и Вселенная, и Человек.
Немецкому философу Г.В. Лейбницу принадлежит приоритет в открытии закона увеличения степени идеальности (совершенства), который утверждает: «гармоничность отношений между частями системы в процессе эволюции возрастает». Русский химик Д.И.Менделеев развивал идею о гармоническом порядке природы. Известный эколог Н.Ф.Реймерс, опираясь на идеи Лейбница и Менделеева, сформулировал три принципа концептуальной экологии: принцип синхронизации и гармонизации составных частей экосистемы; принцип экологической корреляции и принцип системной направленности эволюции. В трудах русского ученого В.И.Вернадского обоснована идея коэволюции, то есть взаимной адаптации и сотрудничества живых организмов, сопряженной эволюции земных и космических факторов. В гармоническом взаимодействии объекта и окружаю- щей его среды реализуется сбалансированная динамика их совместного (коэволюционно-го) развития. По данным астрофизики, наша Вселенная устойчиво развивается во вполне гармоничном режиме. В основе всех спиральных и ветвящихся структур Вселенной лежит гармонизирующий инвариант - принцип золотого отношения или «золотой фрактально-сти». (Н.Н.Якимова).
Существует ли социальная теория рассматривающая общественное развитие в контексте космического порядка? Такой теории пока нет, но есть концепция ноосферы Вернадского, которая рассматривает историю природы и историю общества как единую неразрывную цепь творческой эволюции мира.
В «Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» сказано: «Движение человечества к устойчивому развитию в конечном счете приведет к формированию предсказанной В.И. Вернадским сферы разума (ноосферы), когда мерилом национального и индивидуального богатства станут духовные ценности и знания Человека, живущего в гармонии с окружающей средой» [1.С.З.]. Согласно данной концепции устойчивое развитие должно быть осознано и понято как нравственно-историческая задача, как необходимость перехода от материальной цивилизации (потребительского общества) к ноосферному обществу, ориентированному на высокие технологии, духовные и экологические ценности.
Основные ориентиры устойчивого (гармоничного) развития человеческого общества в контексте ноосферы можно охарактеризовать следующим образом. Во-первых, это гармонизация общественных отношений на принципах гуманизма. Представители народов мира, собравшиеся на Всемирной встрече на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (Южная Африка, 2-4 сентября 2004 г.) заявили о своей «приверженности строительству гуманного, справедливого и заботливого глобального общества, сознающего, что все нуждаются в человеческом достоинстве» [6, С.82.]. Достижение этой цели предполагает решение трех взаимосвязанных задач: во-первых, ограничение сверхпотребления богатых ( в т.ч. нуворишей) и ликвидацию бедности (эта задача является следствием закона социальной справедливости); во-вторых, возвышение потребностей человека, т.е. ограничение материального потребления и стимулирование духовного творчества как формы бытия человека в мире (эта задача является следствием закона возвышения человеческих потребностей); в-третьих, обеспечение эффективности использования материальных и интеллектуальных ресурсов общества, неубывающего темпа роста производительности социоприродных систем не только в настоящее время, но и в будущем (эта задача является следствием закона роста полезной мощности).
Во-вторых, это гармонизация отношений между человеком и природой на принципах экологической этики. Система ценностей экологической этики основана на том, что процветание Жизни на Земле представляет собой высшую ценность и цель. Человеческое деяние благородно, когда оно направлено на сохранение целостности, красоты, разнообразия и стабильности всех экосистем планеты, и будет противоестественным, если все будет происходить наоборот. Экологическая этика призывает оценивать и воспринимать природу скорее как субъект коэволюции, нежели как объект покорения.
Следует подчеркнуть, что современная капиталистическая экономика пришла в противоречие как с космическим законом гармонии, так и гуманистическими целями общественного развития. Учитывая реалии современной информационной эпохи и углубление кризиса мировой системы капитализма, мы считаем целесообразной и перспективной конвергенцию идей ноосферы и социализма. Как известно, еще Вернадский отмечал созвучие ноосферных идей научному социализму, разработанному К.Марксом, Ф.Энгельсом и В.И.Лениным. Для обозначения этого нового конвергентного типа общественного устройства мы вводим концепт «ноосферный социализм». Это социально-справедливое и духовно-креативное общество, двигателем которого является научно-технологический прогресс.
Ноосферный социализм по отношению к классическому социализму находится в таком же отношении, как неклассическая физика по отношению к механике Ньютона-Лапласа. Ноосферный социализм - это концепция глобальной эмансипации, включающей не только мир человека, но и весь жизненный мир. В освобождении, защите и поддержании эволюции нуждается вся биосфера Земли. Ноосферный социализм - это пространство свободы для развертывания духовно-творческого потенциала каждого человека, утверждения его нравственного достоинства на основе всеобщей индивидуализированной собственности, и в этом смысле он является альтернативой как технократическому социализму советского образца, так и современному капитализму, основанному на грубой материальности прибылей и потребления.
Сегодня - после Рио-де-Жанейро, после Йоханнесбурга - совершенно очевидно, что необходим новый подход к проблеме устойчивого развития, и этот подход мы связываем с формированием единой науки о Человеке и Вселенной, с созиданием на ее основе гармоничной ноосферной цивилизации.
Мы рассматриваем понятие гармоничной цивилизации как «необходимое мерило разума», по выражению Канта, а в качестве метода, соорганизующего разумное и действительное, мы используем «метод бэккастинга» (Т.Стивенсон), то есть метод идентификации перемен, которые должны произойти в случае реализации цели, а также тех стратегий, которые необходимы для осуществления этих перемен. Согласно принципу бэкка-стинга мы должны, взяв за основу проект новой цивилизации, перенести в наш сегодняшний мир как можно больше элементов будущего, предусмотренных этим проектом. Это означает, что аттрактором устойчивого развития мира и его регионов является идеал гармоничной ноосферной цивилизации.
Байкальский регион - территория устойчивого развития
12 сентября 1993 года на Консультативном Совете высокого уровня по устойчивому развитию при Генеральном секретаре ООН профессор В. А. Коптюг предложил Байкальский регион в качестве одного из возможных кандидатов на звание «всемирной модели устойчивого развития». Первый Всероссийский съезд по охране природы (июнь 1995 г.) предложил в качестве объекта международного сотрудничества Байкальский регион как модельную территорию для отработки вопросов перехода Российской Федерации на путь устойчивого развития. В июле 2001 года на базе Восточно-Сибирского государственного технологического университета состоялся Международный симпозиум «ХХ1 век: диалог цивилизаций и устойчивое развитие» под эгидой Российской ассоциации содействия ООН, на котором было принято Обращение к ООН «О создании Байкальской мировой модельной территории устойчивого развития и диалога цивилизаций».
37 Пленарная Ассамблея Всемирной Федерации Ассоциаций ООН (Барселона, 11 мая 2003 г.) по инициативе Бурятского отделения Российской Ассоциации содействия ООН и Института устойчивого развития Восточно-Сибирского государственного технологического университета приняла резолюцию о придании озеру Байкал и прилегающей к нему территории статуса «стратегической территории устойчивого развития всемирного значения». Данная резолюция была одобрена на Консультативном Совещании Правительства Республики Бурятия и Российской Ассоциации содействия ООН с участием специализированных учреждений ООН: «Партнерство в целях устойчивого развития Байкальской природной территории » (Москва - Улан-Удэ, июнь 2005 г.).
Почему Байкальский регион выбран в качестве всемирной модели устойчивого развития?
Во-первых, Байкальский регион располагает колоссальным потенциалом экологических благ и услуг. Например, по обилию минеральных источников и их свойствам наш регион стоит в одном ряду со всемирно известными курортными районами планеты, такими, как Центральная Европа или Кавказ. Байкальский регион относится к числу центров стабилизации биосферы - здесь сохранились естественные экосистемы в ненарушенном
(«диком») состоянии. Процент ненарушенной территории составляет здесь 80,9 процента. (Для сравнения в Западной Европе он составляет всего 0,2 процента). Мы потребляем чистой первичной продукции в 10 раз меньше, чем в Европейской части России. Несущая емкость (производительная способность) экосистем еще позволяет нам наращивать производство до определенного предела. Байкальская природная территория располагает достаточным резервом экологической устойчивости. Здесь сохранились большие территории, практически не затронутые хозяйственной деятельностью; здесь сохранились этнокультурные традиции коренных народов, конгениальные экологической этике; здесь нет ни признаков сверхпотребления, ни признаков перенаселения - главных дестабилизирующих факторов развития. На огромной территории проживают всего 2 млн. человек. Средняя плотность населения по региону составляет 2,5 человека на один квадратный километр: это в два раза ниже, чем предельно допустимая плотность населения на планете. Как известно, рост численности народонаселения является главной причиной превышения порога допустимого «возмущения» биосферы. На наш взгляд, следует внимательно изучить вопрос о создании Всемирного природного парка на территории Байкальского региона (под эгидой ЮНЕСКО и ЮНЕП).
Во-вторых, Байкальский регион занимает особое место не только в истории природы, но и в истории народов мира. Он является колыбелью многих племен и народов древности. Отсюда во времена великого оледенения вышли предки индейцев Северной Америки. Регион имеет богатейшую историю межкультурных связей и диалога цивилизаций. На его территории существовали державы хуннов и монголов, каганаты жужаней, тюрков, уйгуров и киданей. Байкальский регион лежит в области пересечения всех наиболее важных геополитических мировых осей: мир христианский - мир буддийский, Россия - Китай, Россия - Азиатско-Тихоокеанский регион. Байкальский регион был географической родиной многочисленных миграционных взрывов, оказавших существенное влияние на обитателей всего евразийского континента. Здесь сложилась особая формация, характеризующаяся взаимодействием западной и восточной цивилизаций, мирным сожительством различных этносов; именно здесь исторически осуществлялся синтез разнородных традиций и укладов, кристаллизовывались культурные «веяния» Европы и Азии; здесь укоренялись духовные ценности буддизма и христианства. Население Байкальского региона имеет интереснейшие эколого-этические традиции, связанные с защитой природы и поддержанием оптимального уровня потребления.
В-третьих, Байкальский регион можно рассматривать как место встречи и диалога восточной и западной цивилизаций. Восток и Запад - это два геополитических полюса мира, две цивилизационные противоположности, от взаимодействия которых зависит устойчивое развитие человечества. Входя одновременно в оба полюса и соединяя их, Россия тем самым предстает как геополитическая ось мира. Мы должны научиться вести диалог как с Западом, так и с Востоком, - от эффективности этого диалога зависит как будущее нашей Родины, так и геополитическая стабильность на планете Земля.
Занимая в некотором смысле среднее географическое положение на евразийском континенте, Байкальский регион должен занять и в экономическом смысле срединное положение. На Байкальском экономическом форуме (Иркутск, сентябрь 2000 г.) прозвучала мысль о внутриконтинентальном переносе центра мировой экономики и торговли в район Байкала.
В-четвертых (и это самое главное), стратегическое значение Байкальского региона определяется пониманием общецивилизационного смысла защиты Байкала как космопланетарного феномена, как особого «месторазвития» в пространстве Вселенной. Поскольку охрана озера Байкал является глобальной проблемой, следует разработать международную программу устойчивого развития Байкальского региона под эгидой ЮНЕСКО, а также мероприятия по организации Всемирного Года Байкала.
Инновационная модель устойчивого развития Республики Бурятия
Целью инновационной модели устойчивого развития является обеспечение высокого качества жизни на основе «производства знаний» при соблюдении допустимых объемов потребляемых природных ресурсов. Для создания такой системы хозяйствования предлагается использовать методы «системообразующего проектирования территорий» (А.С. Щеулин). Они позволяют сконцентрировать ресурсы для реализации относительно небольшого числа системообразующих проектов. К числу этих системообразующих проектов относятся и гуманитарные, и технологические программы, как, например, «Образование для устойчивого развития, «Управление устойчивым развитием», «Технологии устойчивого развития», «Экономика устойчивого развития».
Что касается потенциала устойчивого развития Республики Бурятия, то можно выделить следующие факторы:
-
• значительный объем неосвоенных природных ресурсов, требующих применения наукоемких технологий;
-
• наличие восстанавливаемых на инновационной основе высокорентабельных биологических ресурсов;
-
• возможности развития стратегически перспективной, высокодоходной и высокотехнологичной отрасли «питьевая вода»;
-
• высокий интеллектуальный потенциал и наличие относительно молодого населения, что позволяет реализовывать долговременные научно-технические проекты;
-
• достаточно высокий образовательный уровень населения при неравномерном его распределении по отраслям и районам;
-
• эффективный научный потенциал (при практическом отсутствии действенной инновационной политики);
-
• «байкальский фактор» как мощный импульс развития.
Гуманитарный аспект устойчивого развития состоит в реализации духовнокреативного потенциала народа (и каждой личности), а также в создании социально ориентированного экологического менеджмента. Как неоднократно подчеркивал основоположник теории ноосферы В.И.Вернадский, «все решает человеческая личность», и в значительной мере устойчивое развитие мира зависит от формирования высоконравственных и высококреативных личностей, способных решать сложные проблемы современности. Ведущая роль в этом процессе формирования высоких человеческих качеств принадлежит опережающему образованию, основанному на принципах устойчивого развития (синтеза науки и нравственности, коэволюции общества и природы, принципа предосторожности, принципа толерантности и т.д.)
Важнейшим условием перехода Республики Бурятия к устойчивому развитию является создание региональной инновационной системы разработки и использования экологически допустимых и экономически эффективных технологий (технологический аспект устойчивого развития). В этих целях необходимо: создать банк данных по наилучшим ресурсо- и энергосберегающим, эколого-безопасным технологиям; провести системную диагностику технологического и экологического уровня промышленных предприятий Республики Бурятия; разработать комплексную программу структурных изменений в экономике города Улан-Удэ на основе концепции экологически ориентированного технополиса.
Три программно - концептуальных подхода к развитию Республики Бурятия
Во-первых, это ноосферная стратегия развития, ориентирующая на формирование нового ценностного сознания, креативной культуры и инновационной экономики.
Во-вторых, это нравственная система управления, основанная на принципах социальной справедливости и личной ответственности. Начиная с Платона, эффективность управления, как правило, связывается с интеллектуально-нравственным уровнем руководящих кадров.
В-третьих, это идея превращения Бурятии в опорный регион России для отработки вопросов перехода Российской Федерации на инновационную модель устойчивого развития. Действительно, для этого - для борьбы за лидерство - у нас есть все составляющие: природные ресурсы, культурное наследие, удобная география, научно-технологический потенциал, а главное - озеро Байкал (Участок мирового наследия ЮНЕСКО).
Концепция устойчивого развития - это новая философия развития, обосновывающая необходимость системного подхода к решению социальных, экономических, экологических и культурных задач в их неразрывном гармоничном единстве. Никогда ранее человеческое общество не ставило перед собой такой цели. «Устойчивое развитие, возведенное в ранг Закона РФ «Об охране озера Байкал», - пишет председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ С.М. Миронов, - совершенно новое явление в мировой практике. Первопроходцами быть трудно, но цель устойчивого развития вполне реальна». Именно Республика Бурятия, по его мнению, могла бы стать «первопроходцем» в реализации модели устойчивого развития как общепланетарного деяния.