"Concordia discors" и другие музыкальные образы в драматической поэме А.К. Толстого "Дон Жуан"
Автор: Пильд Леа Лембитовна
Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu
Рубрика: Русская литература
Статья в выпуске: 2 (57), 2021 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается одна из важных составляющих творческой эволюции Алексея Константиновича Толстого, уделявшего повышенное внимание осмыслению музыки как внеземного начала и как вида искусства. В статье делается попытка показать, что представление об онтологической картине мира и музыкальной природе вселенной восходит у Толстого не только к романтической эстетике и философии, как принято считать в исследованиях, но и к средневековым христианским идеям, которые согласуются со временем утопической историософии поэта. В поэме встречается сочетание «несогласимое согласно» представляющее собой русский перевод слегка измененной формулы «concordia discors» (несогласное согласие). Формула восходит к античности и означает гармонизацию несовместимых (противоречивых) предметов, явлений, понятий, образов. Так, Сатана у Толстого претендует на тотальное господство над вселенной («Господь» «только для красы»), а небесные ангелы полагают, что несогласованность явлений входит в изначальный и не постигаемый никем божественный замысел. В «Письме к издателю» 1862 г. Толстой пояснил общий смысл своего сочинения следующим образом: «Это был случайный и невольный протест против практического направления нашей беллетристики». Представляется, что в образе Сатаны можно увидеть легкий намек на нигилистов - современных «новых людей». Сатана у Толстого имитирует забвение своих истоков, однако небесные духи восстанавливают истину. Другое понятие, восходящее к ранней христианской литературе и актуальное для поэта, - это понятие «любви» как единого божественного начала, вносящего порядок в структуру музыкальной вселенной. Как показал Л. Шпитцер, в раннем христианском средневековье, в частности, в богословских сочинениях Августина Блаженного (несомненно известных Толстому), была переосмыслена концепция пифагорейско-платоновской музыкальной гармонии. Согласно мысли ученого, пифагорейцы идентифицировали музыку с космическим порядком, а христианские философы с музыкой отождествляют любовь.
Несогласное в согласном, музыкальные образы, средневековые христианские идеи, космический порядок, музыкальная гармония
Короткий адрес: https://sciup.org/149136578
IDR: 149136578 | DOI: 10.24411/2072-9316-2021-00041
Список литературы "Concordia discors" и другие музыкальные образы в драматической поэме А.К. Толстого "Дон Жуан"
- Аберт Г. В.А. Моцарт. Часть 2. Кн. 2. М.: Музыка, 1990.
- Анненский И.Ф. Сочинения гр. А.К. Толстого как педагогический материал. Часть первая. URL: http://az.lib.ru/a/annenskij_i_f/text_0790.shtml (дата обращения: 06.09.2020).
- Иванов-Борецкий М. Полемика о Бетховене в пятидесятые годы прошлого века // Русская книга о Бетховене. М.: Государственное издательство. Музыкальный сектор, 1927. С. 36-53.
- Ливанова Т. Моцарт и русская музыкальная культура. М.: Музгиз, 1956.
- Махов А. Musica literaria: Идея словесной музыки в европейской поэтике. М.: Intrada, 2005.
- Немзер А. При свете Жуковского. Очерки истории русской литературы. М.: Время, 2013.
- Пильд Л. «Правда» о личности Моцарта в поэме Якова Полонского «Кузнечик-музыкант» // Толкования правды в русской литературе и культуре. Studia Russica Helsingiensia. Helsinki: Helsinki University Press, 2021 (в печати).
- Толстой А.К. Собрание сочинений: в 4 т. М.: Правда, 1969.
- Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений: в 15 т. Т. 2. М.: Гослитиздат, 1949.
- Шешнева Т. Творчество А.К. Толстого в контексте русско-немецких литературных и историко- культурных связей: автореф. ... к. филол. н.: 10.01.01. Саратов, 2007.
- Ямпольский И. А.К. Толстой // Толстой А.К. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 1. М.: Правда, 1969. С. 3-50.
- Spitzer L. Classical and Christian Ideas of World Harmony: Prolegomena to an Interpretation of the Word "Stimmung". Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1963.