COVID-19: естественно возникшая инфекция или биологическое оружие XXI века?

Бесплатный доступ

Статья посвящена некоторым аспектам новой коронавирусной инфекции. Актуальность избранной темы объясняется лавинообразным распространением COVID-19 с высокими показателями летальности. Обсуждается имеющий правовое значение вопрос загадки происхождения инфекции. Авторы работы, по понятным причинам не проводя оценку и не давая прогнозы развития военно-политической и стратегической обстановки, без обсуждения любых вопросов в отношении планирования, а также осуществления мероприятий по гражданской и территориальной обороне, приходят к выводу, что при подозрительной неясности причин возникновения SARS-CoV-2 наглядно очевидной становится необходимость поддержания некоторой готовности оперативной реакции государственных структур России и отечественного общества на возможные глобальные эпидемические катастрофы, подобные новой коронавирусной инфекции. При этом, как полагают авторы, юридическими доминантами должны являться как обеспечение национальной безопасности, так и гарантия соблюдения индивидуальных человеческих ценностей, в т. ч. жизни и здоровья, чести и достоинства, защиты экономических и социальных прав.

Еще

Новая коронавирусная инфекция, биологическое оружие

Короткий адрес: https://sciup.org/170197179

IDR: 170197179   |   DOI: 10.24411/2409-4102-2022-10306

Текст научной статьи COVID-19: естественно возникшая инфекция или биологическое оружие XXI века?

Коронавирусы (лат. Coronaviridae) — семейство РНК-содержащих вирусов1, включающее по состоянию на май 2020 года 43 вида, объединённых в два подсемейства2. С этим согласны М. Ю. Щелканов и соавт., детально изучающие современную классификацию коронавирусов [1]. Поражают данные инфекционные агенты млекопитающих (включая человека), птиц и земноводных. Название связано со строением вируса, шиповидные отростки которого напоминают солнечную корону. Известно 7 коронавирусов, поражающих человека3:

HCoV-229E — альфа-коронавирус, впервые выявлен в середине 1960-х годов;

HCoV-NL63 — альфа-коронавирус, возбудитель был выявлен в Нидерландах в 2004 году;

HCoV-OC43 — бета-коронавирус A, возбудитель выявлен в 1967 году;

HCoV-HKU1 — бета-коронавирус A, возбудитель обнаружен в Гонконге в 2005 году;

SARS-CoV — бета-коронавирус B, возбудитель тяжёлого острого респираторного синдрома, первый случай заболевания которым был зарегистрирован в 2002 году;

MERS-CoV — бета-коронавирус C, возбудитель ближневосточного респираторного синдрома, вспышка которого произошла в 2015 году;

SARS-CoV-2 — бета-коронавирус B, выявленный во второй половине 2019 года, вызвавший пандемию пневмонии нового типа COVID-19 и к весне 2020 года ставший всемирной проблемой, в результате чего были закрыты многие границы и введены экстренные меры безопасности (карантин, строгая изоляция, ношение масок и т. д. и т. п.). С этим согласен и М. В. Супотницкий [2].

В средствах массовой информации встречается немало заявлений об искусственном происхождении SARS-CoV-2. Так, доктор медицинских наук Михаил Бала высказал свое мнение по поводу новой инфекции: «Не только у меня есть все основания говорить о том, что вирус имеет признаки биологического оружия. Это не моя фантазия. Это заявления очень уважаемых людей, в том числе экспертов по такому оружию. Смотрите, как интересно получается. Предположим, кому-то надо, чтобы потери понесла определенная часть населения. Что он делает: первое — создает условия, чтобы этот возбудитель проник в такую часть населения, как бы далеко она ни находилась от магистральных транспортных потоков. Следовательно, это должен быть воздушно-капельный путь передачи, возможно, дополняемый контактным или пищевым. Второе — длинная инкубация, до 14 суток. В инкубационном периоде инфицированный человек представляет собой наибольшую опасность, а следовательно, наиболее эффективен в распространении вируса», — рассказал Бала порталу GOROD484.

Весной 2020 г., в начале эпидемии, тот же эксперт предположил, что коронавирусная инфекция окажется наиболее губительной для людей с избыточным весом, больных хроническими сердечнососудистыми и легочными заболеваниями, сахарным диабетом и пенсионеров. «Вирус выбивает, как бы цинично это ни звучало, самую экономически неэффективную часть населения. Затратную для бюджета часть населения <…> Резюмируем. Налицо все признаки искусственного происхождения вируса: длительная инкубация, высокая степень заражаемости и вирулентности. Плюс целевая аудитория: люди с хроническими заболеваниями»5.

Постановка проблемы

Возникла новая коронавирусная инфекция естественным путём (всё живое, как известно, мутирует)? Или новый коронавирус выведен искусственно?

Материал и методы исследования

Для цели указать возможные истоки возникновения новой коронавирусной инфекции авторы настоящей работы диалектически прибегли к общетеоретическим методам анализа и синтеза научной и околонаучной информации из общедоступных источников.

Результаты исследования и их обсуждение

Самый простой, казалось бы, вариант — предположить естественное происхождение новой коронавирусной инфекции.

Е. Ю. Малинникова ещё в 2020 году отмечала, что SARS-CoV-2 хоть и близок к SARS-CoV по строению геномной последовательности, но отличается более высокой контагиозностью; видимо, этим можно объяснить высокую скорость и масштабность распространения инфицирования. Показано, что подтип L SARS-CoV-2 чаще встречался на ранних этапах вспышки в городе Ухань (КНР), однако к началу января 2020 г. его частота снизилась. Менее распространен, подчёркивает Е. Ю. Малинникова, подтип S, который эволюционно старее и не так агрессивен; именно он, вероятнее всего, и есть изначальная версия SARS-CoV-2 [3].

При этом некоторые считают, что появление у SARS-CoV-2 способности заражать человека — результат естественного отбора [4].

Но другие уверены, что высокая агрессивность SARS-CoV-2 не может быть случайной: правомерно предположить, что новые свойства SARS-CoV-2 — это результат изменения его генетического кода. В естественных условиях частота мутирования не настолько велика, чтобы в исторически короткие сроки кардинально изменить повреждающие свойства вирусов, повлекшие за собой трудности терапии; лишь индуцированный мутагенез способен создать вирус с заведомо заданными признаками: в короткие сроки вызывать тяжелые поражения легочной ткани, как при вдыхании химических соединений [5].

Создание биологического оружия как наиболее опасного вида оружия массового уничтожения стало возможным благодаря национальным программам расшифровки человеческого генома и появившимся новым областям знаний (нанотехнологии, синтетическая биология) [6]. Биологическим (бактериологическим, в частности — прим. авт. наст. работы) оружием назы- вают болезнетворные микробы и бактериальные (правильнее — микробные — прим. авт.) яды (токсины), предназначенные для поражения людей, животных, растений и заражения запасов продовольствия, а также боеприпасы, с помощью которых они применяются [7].

На сегодняшний день биологическое оружие является, пожалуй, самым идеальным средством, направленным на уничтожение населения и экономики противника. Заражать ведь можно не только военнослужащих неприятеля или его мирное население, но и уничтожать животных, растения, т. е. сельскохозяйственные культуры.

Некоторые виды биологического оружия способны уничтожить человеческую расу на планете. В настоящее время разработка, создание и хранение биологического оружия запрещены Конвенцией ООН о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении от 16 декабря 1971 года. Однако, несмотря на все международные конвенции, в прессе регулярно появляется информация о новых разработках этого запрещенного оружия. Не случайно, видимо, на днях (03 ноября 2022 г.) Совет Безопасности ООН не смог принять проект резолюции России о расследовании возможной деятельности американских биолабораторий на Украине; за документ проголосовали Россия и Китай, против выступили Великобритания, США и Франция, ещё девять делегаций воздержались1.

Современные работы по созданию новых видов боевых микроорганизмов основываются на методах биотехнологии и генной инженерии, т. е. разработчики создают новые штаммы вирусов и бактерий с невиданными свойствами. Если такой инфекционный агент будет применён какой-либо из мировых держав, то это способно повлечь за собой начало эпидемии, даже, вероятнее всего, пандемии.

Нельзя при всём том исключать и случайный выход «на свободу» искусственно разработанного микроба, что представляет не меньшую опасность для человечества.

Заключение

Таким образом, при подозрительной неясности причин возникновения SARS-CoV-2 наглядно очевидной становится необходимость поддержания готовности оперативной реакции государственных структур России и отечественного общества на возможные глобальные эпидемические катастрофы, подобные новой коронавирусной инфекции. При этом, полагаем, юридическими доминантами должны являться как обеспечение национальной безопасности, так и гарантия соблюдения индивидуальных человеческих ценностей, в т. ч.

жизни и здоровья, чести и достоинства, защиты экономических и социальных прав. Разумеется, мы считаем себя не вправе в открытом доступе давать какие-либо оценки и прогнозы развития военно-политической и стратегической обстановки, обсуждать вопросы в отношении планирования, а также осуществления мероприятий по гражданской и территориальной обороне.

Список литературы COVID-19: естественно возникшая инфекция или биологическое оружие XXI века?

  • Щелканов М. Ю., Попова А. Ю., Дедков В. Г., Акимкин В. Г., Малеев В. В. История изучения и современная классификация коронавирусов (Nidovirales: Coronaviridae) / М. Ю. Щелканов // Инфекция и иммунитет. 2020. Т. 10, № 2. С. 221-246.
  • Супотницкий М. В. Новый коронавирус SARS-CoV-2 в аспекте глобальной эпидемиологии коронавирусных инфекций // Вестник войск РХБ защиты. 2020. Т. 4, вып. 1. С. 32-65.
  • Малинникова Е. Ю. Новая коронавирусная инфекция. Сегодняшний взгляд на пандемию XXI века // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2020. Т. 9, № 2. С. 18-32.
  • Jaimes J. A., Millet J. K., Stout A. E., Andre N. M., Whittaker G. R. A tale of two Viruses: the distinct spike glycoproteins of feline coronaViruses // Viruses. 2020. Vol. 12, iss. 1. p. E83.
  • Дорофейчук В. Г., Шер С. А. Концепция возникновения новой коронавирусной инфекции // Педиатрическая фармакология. 2020. № 17 (6). С. 547-551.
  • Холопова Е. Н., Масальская В. О. Биологическое оружие как угроза национальной безопасности России // Правовое государство: теория и практика. 2020. Т. 16, № 2 (60). С. 112-122.
  • Попов Н. И., Анисимов С. Ю., Мобангани Осса Ж. О., Самбо В. Использование биологического оружия в террористических целях // Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2019. № 1. С. 327-329.
Еще
Статья научная