Культурологический журнал
«Культурологический журнал» является сетевым рецензируемым научным изданием бесплатного доступа, издается один раз в квартал на русском и английском языках и не имеет печатного аналога.
В соответствии с Положением об электронном периодическом издании «Культурологический журнал / Journal of Cultural Research», в нем публикуются результаты открытых научных исследований в области культурологии, искусствоведения, исторических, философских, филологических, психологических и социологических наук.
Журнал призван содействовать развитию наук о культуре, широкому распространению результатов современных культурологических исследований и развитию профессиональных контактов, а также способствовать повышению качества подготовки специалистов и совершенствованию преподавания дисциплин гуманитарной и социальной областей знания, поддерживать профессиональные дискуссии и открытую научную полемику.
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева»
Выпуски журнала
Статьи журнала
![Россия в системе международного регулирования охраны нематериального культурного наследия Россия в системе международного регулирования охраны нематериального культурного наследия](/file/thumb/170191529/rossija-v-sisteme-mezhdunarodnogo-regulirovanija-ohrany-nematerialnogo-kulturnogo.png)
Россия в системе международного регулирования охраны нематериального культурного наследия
Статья
В статье рассматриваются вопросы правового положения нематериального культурного наследия в системе международного (в том числе на уровне СНГ) и российского законодательства. Автор анализирует плюсы и минусы отказа России от присоединения к Конвенции ЮНЕСКО об охране нематериального культурного наследия 2003 года. Обосновывается необходимость разработки федерального закона об охране нематериального культурного наследия.
Бесплатно
![Находки деревянных судов на реке Ветлуге Находки деревянных судов на реке Ветлуге](/file/thumb/170191530/nahodki-derevjannyh-sudov-na-reke-vetluge.png)
Находки деревянных судов на реке Ветлуге
Статья научная
Осенью 2021 г. в Нижегородской области на реке Ветлуга в результате низкого уровня воды были обнаружены останки пяти деревянных судов. Оперативное обследование находок было проведено сотрудниками Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника. Предварительные исследования показали, что останки могли принадлежать несамоходным судам типа баржи, использовавшимся на реке Ветлуге в XIX - первой половине XX веков.
Бесплатно
![Образы святого Антония Великого в творчестве художников Северной Европы XVI-XVII вв. На материале архива экспертизы ГОСНИИР Образы святого Антония Великого в творчестве художников Северной Европы XVI-XVII вв. На материале архива экспертизы ГОСНИИР](/file/thumb/170191531/obrazy-svjatogo-antonija-velikogo-v-tvorchestve-hudozhnikov-severnoj-evropy.png)
Статья научная
В связи с многолетним опытом работы экспертизы ГОСНИИР по исследованию картин художников Северной Европы было выявлено неоднократное поступление работ с изображением Святого Антония Великого. Статья посвящена исследованию трех образов Святого Антония XVI и XVII веков, прошедших исследование в отделе экспертизы.
Бесплатно
![Изучение причин самопроизвольного растрескивания музейных экспонатов, полученных обработкой давлением из латунных листов Изучение причин самопроизвольного растрескивания музейных экспонатов, полученных обработкой давлением из латунных листов](/file/thumb/170191533/izuchenie-prichin-samoproizvolnogo-rastreskivanija-muzejnyh-jeksponatov.png)
Статья научная
Исследованы музейные экспонаты, выполненные из листовой латуни, относящиеся к концу XIX в., которые проходили реставрацию в отделе металла ГОСНИИР. Изделия содержат трещины, разрывы и утраты металла, возникшие в процессе хранения. С помощью методов рентгено-флуоресцентного анализа, металлографии, измерения микротвердости изучены образцы, отобранные от участков с трещинами. Установлено, что причинами разрушения является коррозионное растрескивание, обусловленное недостатками технологии изготовления изделий из листовой латуни с помощью деформации в XIX в.
Бесплатно
![Основные причины и факторы угасания локальных аутентичных песенных традиций Основные причины и факторы угасания локальных аутентичных песенных традиций](/file/thumb/170191660/osnovnye-prichiny-i-faktory-ugasanija-lokalnyh-autentichnyh-pesennyh-tradicij.png)
Основные причины и факторы угасания локальных аутентичных песенных традиций
Статья научная
В статье описываются основные причины и факторы, способствующие угасанию традиционной культуры, локальных аутентичных песенных традиций; раскрывается суть понятий «культура», «миф», «традиция», «ценности», «псевдоморфоз», «капитал», «этос» и др., проводится различение понятий «народная культура» и «культура массовая», раскрывается суть проблематики современного «массового общества», современной массовой культуры; описываются основные тенденции и закономерности, имеющие место в современной глобальной социально-экономической системе.
Бесплатно
!["Органическое искусство": Станиславский, Григорьев, Страхов (часть 2) "Органическое искусство": Станиславский, Григорьев, Страхов (часть 2)](/file/thumb/170191661/organicheskoe-iskusstvostanislavskij-grigorev-strahov-chast-2.png)
"Органическое искусство": Станиславский, Григорьев, Страхов (часть 2)
Статья научная
О творчестве и трудах К.С.Станиславского (1863-1938) написано огромное количество исследований - и сделано это в основном в советский период. Сегодня его наследие всё чаще и чаще рассматривается как «проблематичное» - подвергнувшееся советской идеологизации, массовой унификации театров «под МХАТ», что имело место, но никак не смогло исказить суть творческих поисков театрального классика. Сама «система Станиславского» объявляется сегодня в лучшем случае «незавершённой», в которой современный театр не может найти для себя ничего существенного. С другой стороны, «новые наследники», написавшие имя Станиславского на своих знамёнах, демонстрируют чрезвычайное непонимание сути его творческих задач. Особенность нашего исследования в том, что мы попытались впервые в истории театра показать глубинную связь поисков К.С.Станиславского с теми вопросами о природе и сущности творчества, которые решали классики русской философии - Аполлон Григорьев (1822-1864) и Николай Страхов (1828-1896). Без такого подхода, без правильной философской постановки вопросов, нельзя дать ответа, почему «жизнь человеческого духа» - центр и сущность «системы Станиславского».
Бесплатно