Основные причины и факторы угасания локальных аутентичных песенных традиций
Автор: Васильев Глеб Евгеньевич, Дерябина Елена Дмитриевна, Утешева Анна Юрьевна, Васильева Светлана Евгеньевна
Журнал: Культурологический журнал @cr-journal
Рубрика: Теоретическая культурология
Статья в выпуске: 4 (46), 2021 года.
Бесплатный доступ
В статье описываются основные причины и факторы, способствующие угасанию традиционной культуры, локальных аутентичных песенных традиций; раскрывается суть понятий «культура», «миф», «традиция», «ценности», «псевдоморфоз», «капитал», «этос» и др., проводится различение понятий «народная культура» и «культура массовая», раскрывается суть проблематики современного «массового общества», современной массовой культуры; описываются основные тенденции и закономерности, имеющие место в современной глобальной социально-экономической системе.
Культура, традиции, ценности, миф, аутентичная песенная традиция, массовая культура
Короткий адрес: https://sciup.org/170191660
IDR: 170191660 | DOI: 10.34685/HI.2021.60.70.007
Список литературы Основные причины и факторы угасания локальных аутентичных песенных традиций
- Под традицией мы понимаем особую символическую систему образцов, правил и норм, определяющую жизнь общества и человека и передающуюся из поколения в поколение.
- Под культурой мы понимаем особую символическую ценностно-смысловую систему, определяющую и актуализирующую творчество человеком самого себя и сферы своего бытия.
- Под мифом мы будем понимать отнюдь не то, что люди обыденно склонны в настоящее время под этим словом понимать. Мы будем понимать миф именно в его исконном (древнегреческом) смысле, когда миф представлял собой истинное священное слово, священную речь, священное повествование. Под мифом мы будем понимать повествование (представляющее собой особого рода символическую систему), которое содержит в себе жизненно важные для данного народа (общества) ценностные образцы подражания и воспитания, культурной самоидентификации.
- Под ценностями (здесь - высшими ценностями) мы будем понимать самое значимое для человека, то, ради чего человек (и общество в целом) живёт. Ценности (высшие ценности) - есть своего рода «точки интенсивности» бытия человека, актуализирующие, интенсифицирующие и особым образом направляющие творчество человека.
- Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М.: Политиздат, 1991. - С. 169.
- Под парадигмой мы будем понимать мировоззренческую матрицу, содержащую в себе основополагающую систему ценностей, смыслов и целей жизни человека и общества. Эта ценностная матрица (парадигма) определяет для человека и общества обретающиеся в ней ключевые онтологические различения «добра и зла», «своего и чужого», «что можно и чего нельзя».
- Под традиционным обществом мы будем понимать общество, в основе жизни которого лежит определённая традиция^ её миф.
- Под массовым обществом мы будем понимать человеческую общность, которая не объединяется некой традицией и не имеет в своих основаниях общих ценностей и смыслов.
- Псевдоморфоз - понятие философии культуры О. Шпенглера, обозначающее наложение форм одной, сильной и развитой культуры (культурно-исторической системы) на другую культуру (культурно-историческую систему), на её живое содержание.
- Васильев Г.Е. Перевороты: XIX - нач. XX вв. : Русская историология. - М.: Ваш Формат, 2019. - 603 с.; Васильев Г.Е. Русская историология : Кн. 2: Московская Русь. - М.: Издат. технологии, 2017 - 601 с.
- И.В. Киреевский - письмо В.А. Жуковскому, 1845 г. // Киреевский И.В. Полн. соб. соч. : в 2 т. Т. 2. - М.: Тип. Импер. Мос. ун-та, 1911. - С. 238.
- Капитализм - социально-экономическая формация, основополагающей целью которой является воспроизводство капитала в долгосрочной перспективе. Капитал - самовозрастающая стоимость, воспроизводящаяся как власть над трудом и его продуктами.
- Подробнее см. об этом: Островский А.В. Российская деревня на историческом перепутье. - М.: КМК, 2016. - 431 с.
- Подробнее об этом, о причинах и пр., см., например: Васильев Г.Е. Перевороты: XIX-нач.XX вв. Русская историология. - М.: Ваш Формат, 2019. - 603 с.
- Этос - понятие древнегреческой философии (от которого, собственно, и возникло понятие «этики»), означающее, с одной стороны, жизненные принципы человека, с другой стороны, определённые принципы жизни и бытия общества, т.е. нравственные, моральные принципы, правила, традиции, устои, ценности и т.д.
- Мамфорд Л. Миф машины. - М.: Логос, 2001. - 408 с.
- Под симулякром мы понимаем копию, не имеющую оригинала (подлинника), но претендующего на то, чтобы самому представляться в качестве подлинника (оригинала).
- Народная культура - это культура традиционная, свойственная народу, т.е. общности людей, объединённому определённой системой жизненных ценностей, целей и смыслов, некоей традицией и жизненными устоями. Массовая культура - это культура, которая создана специально для «массового общества», для «массового индивида», т.е. потребителя этой культуры в целях (а) извлечения соответствующей прибыли и (б) манипуляции массовым сознанием «массовых индивидов» ради воспроизводства данной социально-экономической системы.
- Лиотар Ж.Ф. Состояние постмодерна. - М.: Алетейя, 2016. - 160 с.
- Ницше Ф. Соч. : в 2 т. Т. 1. - М.: Мысль, 1990. - С. 593.
- Фуко М. Слова и вещи. - СПб.: A-cad, 1994. - 405 с.
- Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. - М.: Прогресс, 1989. - 616 с.
- Гиренок Ф.И. Клиповое сознание. - М.: Проспект, 2016. - 256 с.; Моль А. Социодинамика культуры. - М.: ЛКИ, 2008. - 416 с.
- Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. - М.: Добросвет, 2000. - 387 с.
- См., по теме: Васильев Г.Е., Ляпустин А.Г., Янковская В.С. Кризис человека в современной цивилизации. - М.: Франтера, 2011. - 138 с.; Васильев Г.Е., Ляпустин А.Г., Янковская В.С. Качество бытия человека: пути развития и прогнозирование. - М.: Принт24, 2020. - 171 с.; Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия. - М.: Интрада, 1998. - 256 с.