Цветообразы в художественно-колоративной системе современной татарской литературы

Автор: Шаряфетдинов Р.Х., Галимуллина А.Ф.

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Русская литература и литература народов России

Статья в выпуске: 1 (68), 2024 года.

Бесплатный доступ

Цветообразы выполняют важную роль в поэтике литературного текста и в творчестве писателей, приобретая символические черты. В филологических исследованиях художественно-колоративная символика текстов современных татарских писателей недостаточно изучена. В лингвистических исследованиях выявляется функция цветообозначений в классической татарской литературе в контексте тюркских литератур и фольклора. А.Н. Кононов (1978) выявляет специфику использования семантики цветообозначений в этнонимах, топонимах, личной и нарицательной ономастике, А.Ф. Ситдикова (2013) называет цветообозначения ключевыми концептами, выражающими лигвокультурологические знаки национальной специфичности. В исследовании основное внимание уделяется живописности современной татарской литературы, в которой цветовые образы приобретают символическое звучание и выполняют роль татарских национальных кодов, отражают исконно народные цветовые традиции, создавая яркую эмоциональную картину, глубже и точнее передавая авторские мысли и чувства. В данной статье на примере творчества современных татарских писателей мы рассмотрели соотношение татарских общекультурных коннотаций цветообозначений, восходящих к древнетатарской поэзии и общетюркской мифопоэтике с индивидуально-авторским осмыслением колористической символики, художественно воплощенной в творчестве современных татарских писателей (в поэзии Р. Хариса, Р. Зайдуллы, Г. Мората, Р. Файзуллина, Л. Лерона и в прозе Р. Мухамадиева, Н. Гиматдиновой), создающих свои произведения на татарском языке, и выявили, что они наделяют традиционные цветообразы новыми смыслами, обогащая их. Мы рассмотрели также творчество русскоязычных писателей (поэзию Р. Бухараева и прозу И. Абузярова), чье творчество находится на русско-татарском национально-культурном пограничье, что позволяет им использовать более широкую цветовую палитру.

Еще

Татарская литература, цвет, цветообраз, цветовая символика, культурный код, традиция, художественный мир

Короткий адрес: https://sciup.org/149145251

IDR: 149145251   |   DOI: 10.54770/20729316-2024-1-262

Список литературы Цветообразы в художественно-колоративной системе современной татарской литературы

  • Абузяров И. Концерт для скрипки и ножа в двух частях: сборник. М.: Издательство «Э», 2017. 480 с.
  • Алексеева Л.А. Поэтика цвета в лирике М.И. Цветаевой // Молодой ученый. 2015. № 20(100). C. 584–586.
  • Аминева В.Р. Суфийский код поэтики повести Г. Рахима «Идель»: к постановке проблемы // Суфизм как социокультурное явление в российской умме: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Нижний Новгород: Медина, 2007. С. 142–159.
  • Бакиров М.Х. Древнетюркская поэзия. Казань: Татарское книжное издательство. 2014. 390 с.
  • Бакиров М.Х. Семантика цвета в контексте истории, искусства и художественной словесности тюрков // Филология и культура. 2015. № 1(39). С. 114–119.
  • Бакиров М.Х. Татарский фольклор. Казань: Ихлас, 2012. 400 с.
  • Бакиров М.Х. Шигърият бишеге: Гомумтөрки поэзиянең яралуы hәм иң борынгы формалары. Казан: Мәгариф, 2001. 343 б.
  • Бедарева И.А. Цвет и свет в лирике Г.В. Кондакова (на материале циклов «Алтай мой – колокол земли», «Праздник росы») // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 12–3(78). С. 19–22.
  • Бочкарева Н.С. Символика цвета в романе Джулиана Барнса «Метроленд» // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2012. № 2. С. 181–185.
  • Бояркина А.А. Репрезентация зеленого цвета в публицистических текстах посредством английских и немецких существительных и глаголов // Litera. 2023. № 4. С. 131–144.
  • Бояркина А.А., Попова Л.Г., Шведова И.В. Символика синего / голубого цвета в английских и немецких публицистических текстах // Litera. 2021. № 10. С. 61–72.
  • Бухараев Р.Р. Избранные произведения: Книга стихов. Казань: Магариф-Вакыт, 2011. 415 с.
  • Валиева М.Р. Символика цвета и ее роль в романе «Иргиз» // Вестник Челябинского государственного университета. 2018. № 10(420). С. 34–41.
  • Василова А.Ш. Семантика цветообозначений сары (“желтый”) в татарской поэзии // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016. Т. 158. Кн. 5. С. 1300–1307.
  • Габбасова Г.З. Цветообозначение в татарской художественной речи // Язык и литература в поликультурном пространстве: материалы региональной научно-практической конференции. Вып. 2. Бирск: БирГПИ, 2005. С. 23–28.
  • Галимуллин Ф.Г., Галимуллина А.Ф. Художественная картина мира Рената Хариса. Казань: Издательство Казанского университета, 2021. 200 с.
  • Галимуллина А.Ф. Образ Обнаженной в поэме Р. Хариса «Рәссам» («Художник») // Проблемы филологии народов Поволжья. Межвузовский сборник научных статей. Вып. 1. М.; Ярославль: Ремдер, 2007. С. 95–103.
  • Галиуллин Т.Н. Акыл һәм хис берлеге шагыйре (Р. Хариска 70 яшь) // Ренат Харис һәм татар шигърияте. Казань: Идель-Пресс, 2011. С. 10–28.
  • Гарифуллина К.Н. Национально-мифологические основы татарской народной песни: дис. … к. филол. н.: 10.01.09. Казань, 2005. 236 с.
  • Дарененкова В.С. Символика цвета в рассказе А.С. Байетт «Существо в лесу» // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2010. № 4. С. 191–201.
  • Девицкая Е.Н. Символика красного цвета в русском и немецком сказочном фольклоре // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2013. № 1(114). С. 120–124.
  • Дюпина Ю.В., Шакирова Т.В., Чуманова Н.А. Формы и содержание цветовой символики // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 1. С. 187–189.
  • Елибаева К.Ж. Символика и семантика цвета в казахской культуре // Вестник Московского государственного университета культуры. 2012. № 4(48). С. 60–66.
  • Загидуллина Д.Ф. Ренат Харис лирикасында образ тудыру үзенчәлекләре: аллегориядән – символга // Ренат Харис һәм татар шигърияте. Казань: Идель-Пресс, 2011. С. 58–62.
  • Зайдулла, Р.Р. Меч Тенгри: рассказы, повести, эссе, заметки. Казань: Татарское книжное издательство, 2016. 880 с.
  • Замалетдинов Р.Р. Татарская культура в языковом отражении. М.; Казань: ВЛАДОС, Магариф, 2004. 239 с.
  • Иванова Ю.В. Цветообозначения в структуре поэтического текста и подходы к исследованию // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2007. Т. 22. № 53. С. 112–118.
  • Идиатуллин Ш. Убыр: Дилогия: романы. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикс, 2018. 580 с.
  • Исхакый Г. Курбан гаит // Аргамак. 1998. № 2. С. 119–138.
  • Козлова Н.Н. Цветовая картина мира в языке // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Филология, история, востоко-ведение. 2010. № 3. С. 82–88.
  • Кононов А.Н. Семантика цветообозначений в тюркских языках // Тюркологический сборник. М.: Наука, 1978. С. 159–179.
  • Косинцева Е.В. Символика цветов в хантыйской лирике // Вестник угро-ведения. 2019. № 4. С. 653–662.
  • Крашенинникова Ю.А. Символика цвета в русской свадьбе: синий в свадебных приговорах // Вестник Вятского государственного университета. 2009. № 3. С. 107–112.
  • Кулинская С.В. Символика цвета в романе Голсуорси «Сага о Форсайтах» // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2008. № 1. С. 140–143.
  • Мамбеталиева Г.М. Интерпретация невербальных средств коммуникации в эпосе «Манас» // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. 2016. № 5(56). С. 65–69.
  • Маршалова И.О. Символика цвета в романе Андрея Белого «Московский чудак» // Филология и культура. 2011. № 26. С. 243–246.
  • Мельничук О.А., Руфова Е.С. Символика цветового эпитета «белый» в японских и якутских художественных произведениях (на материале поэзии Такамура Котаро и Ивана Гоголева) // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. 2019. № 5(73). С. 101–108.
  • Месяц С.В. Иоганн Вольфганг Гёте и его учение о цвете. М.: Кругъ, 2012. 464 с.
  • Мухамадиев Р. Свои люди. Избранное. М.: Дружба литератур, 2012. 637 с.
  • Мухамадиев Р.С. Взлететь бы мне птицей… / пер. с татарского Р. Фаткуллиной. М.: Голос-Пресс, 2008. 237 с.
  • (а) Павлова Л.В., Романова И.В. «Цветная» составляющая частного словаря «армянского текста» // Litera. 2022. № 12. С. 20–32.
  • (b) Павлова Л.В., Романова И.В. Синий цвет в армянском тексте русской поэзии (интерпретация данных программного комплекса «Гипертекстовый поиск слов-спутников в авторских текстах») // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 15. № 12. С. 3732–3738.
  • Парамонова Л.Ю. Мифопоэтика цвета в лирике русских символистов: автореф. дис. … к. филол. н.: 10.01.01. Екатеринбург, 2017. 23 с.
  • Раденкович Л. Символика цвета в славянских заговорах // Славянский и балканский фольклор. М.: Наука, 1989. С. 122–148.
  • Родина С.А. Свет в художественно-колоративной системе лирики С.А. Есенина, 1919–1925 гг.: дис. … к. филол. н.: 10.01.01. М., 2001. 195 с.
  • Руфова Е.С. Символика черного цвета в творчестве поэтов якутской и японской литературы (на материале поэзии Ивана Гоголева и Такамура Котаро) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2022. № 3. С. 44–49.
  • Сабирова Г.А. Цвет в творчестве татарских писателей-импрессионистов начала ХХ века // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. 2007. № 4. С. 146–148.
  • Самарина Л.В. Роль культурного компонента в семантике метафоры. М., 1996. 225 с.
  • Сафина Л.М. Стильный образ Рената Хариса. М.: Перо, 2021. 203 с.
  • Ситдикова А.Ф. К вопросу определения базового концепта «Төс» и его семантического поля на примере цветообозначения в татарском языке // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 5(23): в 2 ч. Ч. 1. С. 163–168.
  • Сулейман. Знаки времен: Поэма и стихи. Казань: Магариф-Вакыт, 2014. 127 с.
  • Татарская литература без границ. Казань: Татарское книжное издательство, 2017. 463 с.
  • Татарская поэзия. М.: ООО МАГИ Из века в век, 2012. 701 с.
  • Трессидер Д. Словарь символов. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. 448 с.
  • Харис Р. Певчая ночь / пер. с татарского Н. Переяслова: М: Вече. 2011. 240 с.
  • Харисов Р. Сайланма әсәрләр: в 7 т. Т. 3: Избранные сочинения. Казань: Татарское книжное издательство, 2006. 511 с.
  • Хасанов О.А. Символика цвета в повести В.Я. Зазубрина «Щепка» // Вестник Красноярского государственного педагогического университета имени В.П. Астафьева. 2017. № 1(39). С. 227–231.
  • Хисамитдинова Ф.Г. Словарь башкирской мифологии. Уфа: Китап, 2019. 432 с.
  • Юсупова Н.М. Фольклорные символы как источник символизации у татар (на материале орнитоморфной и цветовой символики) // Вестник Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. 2016. № 4(53). С. 139–146.
  • Юшкина Е.А. Поэтика цвета в творчестве М.А. Булгакова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2007. № 5. С. 131–134.
Еще
Статья научная