Деятельность комсомола по организации пионерского движения в Бурятии
Автор: Балакирев Алексей Николаевич
Журнал: Вестник Бурятского государственного университета. Философия @vestnik-bsu
Статья в выпуске: 7, 2014 года.
Бесплатный доступ
В статье, посвященной 90-летию комсомола Бурятии, проанализирована деятельность коммунистического союза молодежи в рамках становления пионерского движения в стране в первой половине 1920-х гг.
Комсомол (рксм, влксм), пионерская организация
Короткий адрес: https://sciup.org/148182534
IDR: 148182534
Текст научной статьи Деятельность комсомола по организации пионерского движения в Бурятии
В мае 2014 г. комсомол Бурятии отмечает 90летний юбилей. Однако актуальность изучения проблемных вопросов формирования и развития комсомольской организации по-прежнему велика, ведь не секрет, что современная молодежная политика во многом основывается на историческом опыте ВЛКСМ. Одним из главных направлений деятельности комсомола с первых дней существования стала работа с детскими общественными организациями и объединениями, а с 1922 г. – руководство Всесоюзной пионерской организацией.
В первые послереволюционные годы в стране действовали детские, молодежные организации как социалистической ориентации, так и антисоциалистической – антисоветской. За молодежь и детей шла борьба. По подсчетам А.Я. Лейкина, в 1917–1925 гг. оформилось более 35 молодежных союзов и около 20 молодежных объединений. По классовому составу 6 были буржуазными, почти 30 – мелкобуржуазными. К ним добавилось еще более 60 клерикальных организаций, из которых только сионистских было – 28, исламских – 6, остальные – других религий и верований. Итого более сотни различных союзов [1]. Часть из них, едва вспыхнув, сгорала в огне борьбы, часть из-за малочисленности или ухода руководителей распалась, просуществовав год-два, некоторые же объединились. Все существовавшие партии, даже перейдя в подполье, продолжали готовить себе смену. А так как революция взбудоражила все социальные слои общества, за революционной фразой в программах партий их истинную сущность сразу определить было трудно, особенно детям и молодежи, не искушенной в политике.
В условиях подобного противостояния решающее значение в сплочении разрозненных детских коммунистических организаций в стране принадлежит V Всероссийскому съезду
РКСМ, состоявшемуся в октябре 1922 г. Именно его решения впервые определили цели и задачи детского движения в Советской России, наметили его формы, содержание и методику работы.
Делегаты съезда считали, что их деятельность проходит в условиях обостренной классовой борьбы, поэтому детское движение, как и всякое пролетарское движение, должно прежде всего ставить перед собой цель сплочения, воспитания и подготовку к борьбе за интересы пролетариата. Решения съезда определяли две задачи достижения этой цели: во-первых, детские коммунистические группы всесторонне развивают характер, ум ребенка, во-вторых, содержание работы исходит из классовых интересов пролетариата. И все это должно проходить не в засушенных, казенных формах, а в виде интересной увлекательной игры. «В основу пролетарского детского движения, – подчеркнул съезд, – должна быть положена длительная игра детей, опирающаяся на особенности детского возраста и поэтому воздействующая на чувства и втягивание детей в общественную жизнь, в борьбу и строительство рабочего класса» [2]. При этом особое внимание было обращено на классовое воспитание, для чего предполагалось воспроизводить в играх детей яркие эпизоды революционной борьбы и борьбы человека с природой, утверждая и объясняя истоки единства трудящегося человечества. В этой игре дети должны быть основными действующими лицами, конкретно воспроизводящими в своих повседневных занятиях жизнь общества. Каждый участник должен чувствовать себя пионером нового общества. На этом основании в решениях съезда было записано: «Мы, пионеры, боремся во всем мире за создание нового трудового общества», – вот идея, которая должна тщательно культивироваться, которая романтикой своих отдельных эпизодов и грандиозностью своего размаха должна покорять себе все чувства детей» [2].
Съезд так определил содержание и методы работы: у каждой группы детей должен быть свой герой, идеал, которому бы она подражала. Это может быть и В.И. Ленин, и Спартак, и Эдисон, и Нансен. Для сплочения группы культивируется святость знамени, честь звена. А для того, чтобы подчинить личную жизнь ребенка целям движения, устанавливаются моральные обязательства в виде Законов юных пионеров, Торжественного обещания. Съездом были утверждены и элементы Программы деятельности пионеров. Всю программу пионер должен выполнять самостоятельно, ведь лично приобретенный опыт – это путь накопления знаний и навыков. Программа имела несколько направлений: знакомство с окружающей жизнью, важными фактами политической жизни страны и молодежи, развитие классового самосознания через знакомство с романтическими эпизодами революционной борьбы.
В пионерской организации ребенок должен получить историко-географические сведения о родной местности, стране, как по рассказам исследователей, путешественников, так и в результате своих собственных походов. Художественное воспитание рекомендовалось проводить через вечера, инсценировки, спектакли, выпуски стенгазет, журналов и т.д. В содержание работы включался и коллективный труд через организацию детских площадок, охрану природы, работу сельскохозяйственной дружины, а также помощь партии и комсомолу при проведении различных демонстраций и манифестаций. Программа предполагала освоение гимнастики, игр на воздухе, развитие выносливости, настойчивости и терпения в ходе лагерной и походной жизни, изучение топографии и сигнализации «разведки», развитие посредством игр органов чувств (зрения, осязания, обоняния), памяти. Предполагалось и практическое усвоение правил гигиены труда и отдыха, медицинской помощи. Рекомендовалось проводить проверку усвоения пионерами этой программы, разделяя ее достижения по степени сложности на 3 разряда. Как программа, так и система разрядов во многом исходили из аналогичных скаутских. По этой причине летом 1923 г. их отменили и заменили системой этапов.
Кроме того, в принятом V съездом РКСМ специальном положении о пионерской организации было подчеркнуто, что руководство движением должно принадлежать комсомолу. Пионеры входят в звенья по 8-10 человек, которые объединяются в группу во главе с советом и инструктором, назначаемым ячейкой или райкомом РКСМ. Все группы города или поселка объединяются в «организацию юных пионеров» при местной организации РКСМ. Руководит ею Совет, назначаемый комсомольским комитетом, ему же подчинены и все местные группы [3].
Надо отметить, что до V съезда РКСМ численность пионерской организации в стране росла медленно и составляла около 10 тыс. человек. После съезда обстановка резко изменилась, детское коммунистическое движение начало быстро распространяться в СССР. Так, если проследить этот процесс по молодым советским республикам, то он выглядит следующим образом.
В РСФСР движение началось в столице, затем перекинулось на крупные губернские города. В Москве в 1922 г. в июне существовало 6 отрядов (300 чел.), в июле – 600 чел., в январе 1923 г. было уже 16 отрядов (1500 пионеров), а в январе 1924 г. – 112 отрядов (в т.ч. в губернии – 46), и в них 7500 детей. В январе 1923 г. пионеры провели даже Первую общегородскую конференцию, направив на нее по одному представителю от звена – всего 150 человек. На конференции присутствовала Н.К. Крупская. В зале Центрального Дома коммунистического воспитания были заслушаны два доклада: секретаря ЦК РКСМ О. Тарханова «Детское движение и комсомол» и члена Центрального Бюро детком-групп (ЦБ ДКГ) И. Жукова «О работе пионеров в школе».
В Петрограде первые отряды были созданы при фабрике «Красное знамя», типографии «Монетный двор», трамвайном парке. На первом городском празднике пионеров 3 декабря 1922 г. присутствовало 220 пионеров и 10 инструкторов-комсомольцев.
В Курске первый отряд был организован 1 июля 1922 г. при детском доме. Осенью 1922 г. пионерский отряд появился в Перми, на базе «Муравейника» – допионерского детского коммунистического объединения, созданного учителем Шулеповым. В 1923 г. пионерские отряды появились в Воронеже, Казани, Костроме, Мурманске, Майкопе, Новороссийске, Тамбове, Ставрополе, в Уфе, на Алтае, на Кубани. К концу 1923 г. на Урале было более 8 тысяч пионеров. В 1924 г. пионерские отряды появились в Якутии и Петропавловске-Камчатском, в 1925 г. – на Чукотке.
На Украине было своеобразие в наименовании и структуре детских групп. В сентябре 1922 г. появились детские ячейки, детские коллективы (так назывались отряды пионеров), в
Харькове при детском доме № 6, в Екатерино-славе (ныне Днепропетровск) при детском доме №20, а также во 2-м детгородке в Луганске. В ноябре 1922 г. были созданы такие коллективы в Юзовке (Донецке), в январе 1923 г. – в Киеве. К началу 1924 г. пионерия Украины насчитывала свыше 50 тыс. детей.
Развивалось детское движение и в Белоруссии. Так, в Минске 20 июня 1922 года был создан 1-й отряд, а появившиеся впоследствии другие отряды объединились в Белорусскую дружину «Юный Спартак имени К. Либкнехта». К середине 1924 г. в республике было более 5 тыс. пионеров.
В Грузии первый пионерский отряд был организован в Тбилиси осенью 1922 г., а через год отряды уже объединяли 8300 ребят в различных городах республики: Батуми, Гори, Кутаиси, Сухуми.
Возникали такие отряды и в Азербайджане, сначала в крупных городах, а уже потом в провинции. Так, в Баку отряды появились в 1922 г., а с начала 1923 г. – в других районах Азербайджана, причем их деятельность стало направлять Бюро детской коммунистической организации, созданное в конце 1923 г. при ЦК КСМ Азербайджана. И если к этому времени в Азербайджане было 2265 пионеров, то к августу 1924 г. насчитывалось уже 10922.
В Армении еще в 1921 г. были созданы организации «Юные коммунары», а в конце 1923 г. им было дано общесоюзное наименование «Юные пионеры имени Спартака».
Появлялось и развивалось пионерское движение и в Средней Азии. Так, в Узбекистане, в Ташкенте первый пионерский отряд появился в мае 1922 г., а 30 ноября того же года возник отряд, состоявший только из узбеков – ребят коренной национальности.
В Казахстане первый отряд был создан в ноябре 1922 г. в г. Петропавловске Акмолинской губернии.
Летом 1922 г. 64 подростка были объединены в отряд в г. Полторацке (ныне Ашхабад), к осени их стало уже 200 человек. Этим было положено начало развития пионерского движения в Туркмении.
В 1923 – начале 1924 г. возникли пионерские отряды в Киргизии и Таджикистане. Всего во всей Средней Азии в 1925 г. было уже около 50 тыс. пионеров [4].
В большинстве районов страны пионерские отряды создавались преимущественно при комсомольских ячейках фабрик и заводов, действовали они на основе «Временного положения ор- ганизации юных пионеров» [2]. Отрядами руководили комсомольцы и перешедшие на их позиции бывшие скаутмастера. Все они активно использовали опыт скаутизма. Партия влияла на детскую организацию через комсомол, ведь по возрасту именно комсомольцам и нужно было работать с детьми, осуществляя непосредственное руководство пионерским движением. На это же указывал и Циркуляр Президиума исполкома Коминтерна центральным комитетам коммунистических партий о руководстве движением детских коммунистических групп от 5 августа 1922 г.: «Там, где работу детских групп на местах ведут преимущественно или исключительно члены партии, следует дать указание о безусловной передаче руководства этой работой в руки организации молодежи» [5]. Таким образом, уже на начальном этапе своего существования пионерская организация сумела создать себе положительную, авторитетную репутацию. Дети по всей стране тянулись в пионерские отряды, их привлекала и завораживала новая, жизненная форма общения.
Примечательно, что сначала рост пионерской организации шел в основном в центральных районах, промышленных центрах, слабо затрагивая массу крестьянских детей и детей на окраинах. Это выдвигало задачу подготовки национальных кадров пионерских работников, а также кадров для работы в деревне и направление их в отдаленные районы для создания организации.
В первых числах марта 1923 г. прибайкальский Губком РКСМ провел совещание, на котором решался вопрос о детском движении. Было принято решение: «Организовать отряд инструкторов по детдвижению при Губкоме РКСМ из комсомольцев г. Верхнеудинска. Распустить скаутскую организацию и приступить к организации отрядов юных пионеров» [6]. 18 марта 1923 г. по специальной программе, присланной из Москвы и рассчитанной на 4 месяца, начались занятия первого отряда инструкторов юных пионеров в г. Верхнеудинске. В процессе занятий определились наиболее подготовленные комсомольцы, которым и предстояло сделать первый шаг.
Организатором первого пионерского отряда стала инструктор Губкома комсомола Мила Славнина, первыми вожатыми были назначены Газис Урманчеев, бывший скаутмастер, и Феня Ершова. Для работы первого отряда была отведена комната в здании Комсомольского клуба (ныне здание на ул. Каландарашвили).
27 апреля Газис Урманчеев, выйдя на крыльцо клуба, подал первый в истории бурят- ской пионерии звонкий горн. Из воспоминаний пионера первого отряда П.И. Соколова: «Собралось нас человек 60 прямо на улице. Мила Славнина рассказала нам о пионерской организации, что значит быть пионером, чем будем заниматься. Тогда в пионеры просто записывали, но многие побоялись записаться. Осталось нас 22 человека» [7]. Первый отряд был разбит на два звена: звено мальчиков – «Сокол» и звено девочек – «Лисица».
Через три дня после создания первого отряда, т. е. к первомайскому празднику, были организованы еще два. Один – на Стеклозаводе, другой – на железной дороге. Таким образом, к 1 мая 1923 г. при рабочих центрах города было создано 3 отряда юных пионеров общим числом 102 человека. К моменту образования БМАССР существовало уже 6 отрядов, в которых состояло 160 детей в возрасте от 8 до 15 лет. Нововведение вызвало сильнейший интерес у детворы, тяга в отряды была столь велика, что вызывала серьезные затруднения в работе первых вожатых.
Посещаемость отрядов всегда значительно превышала фактический состав пионеров, а иногда доходила до 100 и более человек. В одном из отчетов Прибайкальского Губкома РКСМ говорится: «Посещаемость отдельных отрядов доходит до 180 человек детворы, которая втягивается в работу с пионерами. Но запись в отряды не производится из-за отсутствия подготовленных руководителей» [8]. 1 июня 1923 г. при Детдоме №2 г. Верхнеудинска был организован еще один отряд юных пионеров в количестве 60 человек. Однако отсутствие кадров пионерработников тормозило так великолепно начавшееся дело. Движение нуждалось в организаторах. 15 июня начались занятия инструкторского отряда в Петровском заводе. 5 июля в Верхнеудинске был создан второй инструктивный отряд, члены которого помимо теории проходили и практику в уже существовавших отрядах. Кроме того, в городе для подготовки вожатых были организованы специальные двухнедельные курсы. Первым вожатым приходилось крайне сложно: не было четкой программы деятельности, отсутствовала методическая литература, очень остро стояла проблема подготовки национальных кадров. Но было огромное желание и вера в то, что все это делается во имя детей.
По окончании занятий инструкторских отря- дов началась организация детей в пионерские отряды. По составу первые отряды формировались почти исключительно из детей рабочих и служащих того предприятия, при котором создавался отряд. Предприятие же отводило в рабочем клубе комнату или уголок для занятий пионеров, оказывало необходимую материальную помощь (снабжение литературой, закупка пионерских принадлежностей, атрибутов и пр.). Первые пионерские отряды делились на звенья отдельно для мальчиков и девочек, каждое звено имело свое название – «Сокол», «Тигр», «Олень», «Ласточка» и т.п. Но уже в 1924 г. начинают появляться смешанные звенья, изменяются и их названия – «Самолет», «Красная звездочка», «Красный боец», «Путевая звезда» и т. д. Отрядам, вначале называвшимся просто по номерам, стали присваивать имена популярных политических деятелей – «Отряд имени Карла Либкнехта», «Отряд имени Розы Люксембург», «Отряд имени Михаила Фрунзе» и пр.
1 октября 1923 г. при Буробкоме РКСМ было организовано Бюро деткомгруппы, в котором с этого момента сосредоточилось руководство детским движением в БМАССР. Председателем Бюро стал М.П. Беляев, секретарем М. Славни-на, кроме того, в состав Бюро входил постоянный представитель Наркомпроса. Пионерское движение постепенно проникает и в сельские районы республики, в первую очередь туда, где были более сильные партийные и комсомольские организации. Уже во второй половине 1923 г. пионерские отряды существовали в городах Верхнеудинске и Троицкосавске, а также в Тункинском, Эхирит-Булагатском, Боханском, Аларском аймаках. В селах и улусах пионерские отряды возникали главным образом на базе школ. Для руководства деткомгруппами в аймаках организовывались аймачные бюро юных пионеров. Работа на местах осуществлялась через инструкторов по детскому движению, подготовленных на специальных курсах. К 1924 г. в Бурятии было 17 инструкторов, некоторые из которых прошли усиленные курсы в г. Иркутске по направлению Буробкома РКСМ.
В январском отчете 1924 г. Бурбюро ДКГ докладывало: «Общее количество пионеров по республике – 550, в городах – 166, в деревнях – 253, при заводах – 111» [9].
Список литературы Деятельность комсомола по организации пионерского движения в Бурятии
- Лейкин А.Я. Против ложных друзей молодежи. -М., 1980.
- Директивы и документы по вопросам пионерского движения. -М., 1962.
- Пятый Всероссийский съезд РКСМ: стенографический отчет. -М., 1927.
- Кудинов В.А. Общественные организации детей и молодежи в России в ХХ в.: дис.. д-ра ист. наук. -Кострома, 1994.
- Коминтерн, КИМ и молодежное движение (1919-1943): сб. докл.: в 2 т. -М., 1977.
- ГАРБ. Ф. 36, д. 36, л. 43.
- Дуринова Г.А. Пионерское движение в Бурятии. -Улан-Удэ, 1962.
- ГАРБ. Ф.36, д. 155, л. 4.
- ГАРБ. Ф. 36, д. 106, л. 6.