Деятельность крупнейших протестантских объединений в Республике Корея

Автор: Шуплецова К.В.

Журнал: Власть @vlast

Рубрика: Государственно-религиозные отношения в странах Азии

Статья в выпуске: 3 т.33, 2025 года.

Бесплатный доступ

Южнокорейский протестантизм занимает прочные позиции в корейском социальном пространстве. В настоящее время можно выделить четыре крупнейшие протестантские объединения, формирующие политическую повестку среди южнокорейских прихожан. Выделяются два основных течения - либеральное и консервативное. Они занимают разные политические позиции, и можно отметить, что повестка последних лет особенно различна в протестантском сообществе.

Протестантизм, республика корея, протестантские объединения

Короткий адрес: https://sciup.org/170210376

IDR: 170210376   |   DOI: 10.24412/2071-5358-2025-3-312-316

Текст научной статьи Деятельность крупнейших протестантских объединений в Республике Корея

Статья написана в рамках исполнения государственного задания центру «Государство и религия в Азии» ИКСА РАН FMSF-2025-0001 «Государственно-религиозные отношения в странах современной Азии: правовые, историко-культурологические, философско-теологические аспекты».

В Республике Корея достаточно пестрая конфессиональная карта, и правительство вместе с религиозными организациями стремится к межрелигиозной гармонии. Протестанты активно ведут диалог с буддистами и католиками, проводят совместные мероприятия, посвященные широкому кругу актуальных проблем южнокорейского общества, начиная с вопросов экологии и заканчивая проблемой низкой рождаемости и демографического кризиса. Согласно последним опубликованным статистическим данным, сейчас большинство южнокорейцев являются атеистами (60%), однако среди верующих превалируют протестанты – 17%, в то время как буддисты составляют только 12%1.

Протестантские церкви в Южной Корее представляют собой разрозненные общины и объединения, не связанные единой институциональной структурой [Старшинов 2022: 303]. Среди десятков протестантских организаций, действующих в настоящее время, можно выделить несколько крупнейших объединений, разделяющих консервативные либо либеральные взгляды. Старейшие и крупнейшие из них – Национальный совет корейских церквей (прогрессивное крыло) и Христианский совет Кореи (ультраконсервативное крыло).

Национальный совет корейских церквей (кор.

далее – НСЦК) является старейшей протестантской организацией, которая была уже в период японского колониального правления в 1924 г. и носила название Совета церквей Чосон. Совет церквей Чосон стал первой площадкой, объединяющей иностранных протестантских миссионеров и корейских пасторов2.

Сейчас в НСЦК, помимо протестантских деноминаций, также входит Корейская православная церковь, что делает его единственной христианской организацией Южной Кореи, которая выходит за пределы протестантских церквей. Однако Корейская православная церковь не проявляет себя активным участником деятельности НСЦК, а руководящие должности занимают исключительно протестантские пасторы, что позволяет называть НСЦК протестантским объединением.

НСЦК проявляет готовность развивать межхристианский международный диалог и является членом Всемирного совета церквей. Также принципиальной позицией организации является стремление укреплять взаимодействие с другими конфессиями, в т.ч. с католиками Республики Корея.

Национальный совет церквей Кореи проявлял активную политическую позицию на протяжении всей истории Республики Корея. Одним из наиболее ярких политических высказываний НСЦК стало его выступление в 1969 г. против поправок к Конституции, предложенных президентом Пак Чон Хи, позволяющих ему переизбраться на третий срок. Исходя из прогрессивных взглядов, представляется логичным участие совета в 1980-е гг. в движении за демократизацию.

В настоящее время НСЦК в целом выражает поддержку правительству, особенно поддерживает принятие так называемого антидискриминационного закона, в значительной степени расширяющего права ЛГБТ-сообщества1.

Идеологическим противником НСЦК является Христианский совет Кореи (кор. t^i-^^^ii, далее – ХСК). Христианский совет Кореи – национальный евангелический альянс, который является членом Всемирного евангелического альянса. Был образован в 1989 г. в ответ на антиправительственные выступления НСЦК. ХСК начал проводить консервативную политику и выступать за защиту корейских и христианских ценностей. В частности, он активно противодействовал отмене абортов, отмене уголовного наказания за измену супругу, боролся за сохранение традиционных семейных ценностей2.

ХСК является членом Совета религиозных лидеров Южной Кореи – проправительственной организации, которая ведет государственно-религиозный диалог, в частности, ежегодно встречается с президентом Республики Корея. Более того, ХСК – единственная протестантская организация, включенная в Совет.

Из-за кардинально противоречивых точек зрения на общественное развитие страны консервативный ХСК часто подвергает критике деятельность НСЦК, и в настоящее время между двумя организациями практически отсутствует взаимодействие.

В 2011–2015 гг. в ХСК произошел ряд коррупционных скандалов, что привело к ухудшению его репутации в обществе, и многие христианские организации приостановили свое сотрудничество с ним.

Так, в 2012 г. из ХСК выделился Альянс церквей Кореи (кор. °l-^22| ^ы), который ХСК считает еретической организацией и практически не поддерживает связей с ним. В 2017 г. была основана организация «Объединенные христианские церкви Кореи» (кор. °[^£|ф^) из людей, которые не смогли присоединиться к ХСК либо к Альянсу церквей Кореи. Эта организация отличается умеренно-консервативными взглядами, однако не является политически активной. Эти организации предпринимали ряд попыток объединиться, однако безуспешно. В январе 2024 г. вновь возобновились разговоры о необходимости их слияния, однако до сих пор не были предприняты реальные шаги к объединению.

В 2023 г. в ХСК сменился глава, теперь его возглавляет пастор Чон Со Ен, который демонстрирует готовность налаживать диалог с другими христианскими объединениями и стремится отойти от радикального образа организации. Однако ХСК вместе с Альянсом церквей Кореи и «Объединенными христианскими церквями Кореи» занимают довольно жесткую позицию в отношении «антидискриминационного закона», что мешает диалогу с НСЦК [Шуплецова 2024: 40-41].

Социально-политическая деятельность протестантов

В последние годы политика правительства Южной Кореи стала предметом острых дискуссий в протестантском сообществе. До избрания президентом Юн Сок Еля протестанты активно критиковали его предшественника, президента-католика Мун Чжэ Ина, обвиняя его в нарушении свободы вероисповедания в период пандемии COVID -19. Однако противостояние с властями продолжилось и после смены главы государства. В настоящее время протестанты выступают против новой образовательной программы, а также законопроекта о недискриминации, расширяющего права ЛГБТ-сообщества1.

В октябре 2022 г. пастор пресвитерианской церкви Оннури Ли Чжэ Хун провел молитвенное собрание и марш протеста с призывом отменить пересмотренную учебную программу. Позже он организовал одиночные пикеты у здания Национальной ассамблеи, выступая против «диктаторского анти-дискриминационного закона» и заявляя о его угрозе традиционным социальным устоям2. Позже состоялась череда аналогичных пикетов.

Тема христианского образования также остается острой в южнокорейском обществе. В ноябре 2023 г. Ассоциация историков, изучающих христианство, провела миссионерскую конференцию частных школ, посвященную восстановлению христианского образования. Участники выразили обеспокоенность тем, что из-за государственной политики частные религиозные школы вынуждены преподавать исключительно светскую программу, чтобы соответствовать требованиям Основного закона об образовании. Это связано с закреплением за школами учеников по территориальному признаку, что не позволяет религиозным учреждениям предоставлять профильное обучение. Бывший вице-министр образования профессор Ким Чжэ Чхун призвал к созданию дифференцированной системы образования, позволяющей родителям выбирать религиозные школы для своих детей.

Еще одной актуальной темой является легализация однополых браков. В январе 2024 г. Верховный суд признал однополые пары равноправными с традиционными браками, хотя их официальная регистрация пока невозможна. Консервативные протестанты резко выступают против этого решения, подчеркивая важность сохранения христианских ценностей и необходимость противодействия распространению небиблейских идей. Для привлечения общественного внимания религиозные лидеры проводят дискуссии с экспертами, защищая традиционное понимание брака и семьи.

Вопрос сокращения численности населения в стране также провоцирует дискуссии среди протестантов. Во-первых, они видят причину снижения рождаемости в экономической незащищенности женщин. Во-вторых, возможность создания однополых семей представляется еще одной угрозой – сокращением численности населения. Протестанты уже несколько лет открывают различные детские учреждения, в т.ч. детские сады, куда готовы принимать детей на продленный день, чтобы мамы успевали полноценно работать. Такая практика получила высокую оценку со стороны южнокорейского правительства1.

Таким образом, протестантское сообщество является раздробленным и находится в конфликте из-за политических взглядов. Взаимодействие организаций с другими конфессиями ведется активнее и более успешно, чем между собой. Это закладывает основу для раскола и приводит к невозможности для протестантов вместе противостоять современным вызовам, например сокращению числа прихожан.

Активность политической деятельности протестантской церкви в Республике Корея сохраняется на высоком уровне. Она стала гармоничной частью социально-политической жизни Республики Корея. При этом сохраняется готовность протестантов сотрудничать с правительством и при этом привлекать прихожан к публичному выступлению против неугодных протестантскому сообществу законопроектов.

Статья научная