Деятельность полиции Российской империи при Екатерине II (1762-1796)

Автор: Гурлев Игорь Валентинович

Журнал: Власть @vlast

Рубрика: Отечественный опыт

Статья в выпуске: 6, 2020 года.

Бесплатный доступ

В статье на основе изучения официальных исторических документов, манифестов и указов, зафиксированных в Полном собрании законов Российской империи, исследована деятельность российской полиции в период правлении императрицы Екатерины II. За период своего длительного, более чем 34-летнего правления Екатерина II в той или иной степени продолжила некоторые начинания свергнутого ею Петра III: расширила права дворян, провела медицинскую, губернскую, городскую, полицейскую и другие реформы, утвердила Устав благочиния, или Полицейский, впервые в истории страны учредила постоянный институт цензуры и создала официальную профессию цензора.

Еще

Екатерина ii, полиция, эпидемия чумы, реформы, жалованная грамота, устав благочиния, цензура

Короткий адрес: https://sciup.org/170171256

IDR: 170171256   |   DOI: 10.31171/vlast.v28i6.7783

Текст научной статьи Деятельность полиции Российской империи при Екатерине II (1762-1796)

Через два дня, 30 июня 1762 г. с целью наведения порядка в столице после инициируемых самой же властью бурных народных гуляний по случаю вступления на престол Екатерины ІІ императрица утвердила указ (закон № 11.585), подготовленный генерал-адъютантом графом Разумовским – руководителем Главной полицмейстерской канцелярии «Об учреждении пикетов в Санктпетербурге, для прекращения пьянства, ссор и драк», в соответствии с которым для наведения порядка требовалось «учредить от Полиции в пристойных местах пикеты»2.

В период своего более чем 34-летнего правления Екатерина ІІ провела несколько реформ – финансовую, медицинскую, губернскую, полицейскую и другие, а также впервые учредила институт цензуры с введением официальной профессии цензора. Все проводимые мероприятия не обходились без активного участия в них полицейских органов.

15 декабря 1763 г. наряду с другими учреждениями империи были утверждены (закон № 11.991) «Штаты Главной Полиции с подведомственными оной местами»3.

Согласно указанным штатам, вместе с канцеляриями числилось: в Главной полиции в Санкт-Петербурге – 318 полицейских; в Москве – 432; в Кронштадте – 20 и в Шлиссельбурге – 8 человек. Всего – 778 человек4.

21 апреля 1764 г. Екатерина ІІ утвердила указ (закон № 12.137) «Наставления Губернаторам», в котором отмечалось, что губернатор также должен обеспечи- вать сохранение «порядка и тишины общей» в губернии. Документ состоял из XVIII статей1.

26 июля 1767 г. Екатерина II именным указом (закон № 12.947) «О подтверждении помещикам в Санктпетербурге и Москве, что бы они служителей своих в воинское платье не наряжали и оружия им носить не давали», данным генерал-полицмейстеру Чичерину, запретила помещикам иметь частные вооруженные подразделения2.

21 декабря 1770 г. для уменьшения числа преступлений в городах был утвержден сенатский указ (закон № 13.545) «О недавании паспортов публично наказанным людям, для прокормления себя работою в Столицах и других городах». Этот указ с целью недопущения роста преступлений давал поручение столичной полиции и всем полицейским подразделениям не пропускать уже наказанных преступников в города, а возвращать их к местам проживания для занятия сельским трудом3.

Из-за появившихся единичных заболеваний чумой в России 31 декабря 1770 г. императрица объявила манифест (закон № 13.551) «О предосторожностях от заразительной болезни, появившейся в Польских Провинциях»4.

В дальнейшем во время возникшей в Москве в 1770–1772 гг. эпидемии чумы Екатериной II указами (законы № 13.552; 13.641) были изданы «Наставления как вести себя, чтобы не способствовать распространению болезни». На полицию были возложены обязанности по контролю за исполнением карантинных мер, поддержанием жителями строгих санитарно-гигиенических условий в городе, по просветительской работе среди населения, предотвращению торговли вещами умерших от чумы, а также по поиску и захоронению колодниками чумных трупов и др.5

В связи со смертью от чумы в Москве некоторых сенатских и коллежских чиновников для уменьшения общения между просителями и служащими все присутственные места 19 августа 1771 г. указами (закон № 13.642) были закрыты, а 24 августа 1771 г. (закон № 13.644) было временно прекращено ведение всех дел6.

В помощь полиции для борьбы с чумой 20 августа 1771 г. указом (закон № 13.643) «О сформировании полицейскаго баталиона из Московских праздно шатающихся вольных людей» сенатору П.Д. Еропкину, отвечающему за здравоохранение в Москве, предписывалось за плату «набрать охотников» (добровольцев) и сформировать полицейский батальон7.

Для предотвращения появления чумы и борьбы с ней в столице империи городе Санкт-Петербурге также были приняты соответствующие указы (законы № 13.674; 13.675; 13.676 и др.)8.

В период крупных и опасных для власти крестьянских волнений, начавшихся осенью 1773 г., для выполнения полицейских обязанностей и поддержания порядка в деревнях и селах империи были введены должности сотских и десятских. Екатерина II сама участвовала в подготовке документа и 19 декабря 1774 г. утвердила «Инструкцию сотскому с товарищи» (закон № 14.231). Данной инструкции придавалось такое большое значение, что выбранные сотские, пятидесятские и десятские должны были знать ее наизусть. Сотские, пятидесятские и десятские избирались на сельских сходах не только из свободных, государственных, но и из крепостных крестьян. Они отвечали за общественный порядок; следили за тем, чтобы все жители посещали церковь и отмечали религиозные праздники; обеспечивали противопожарную безопасность и санитарный надзор, а также они должны были принимать меры по предотвращению и пресечению преступлений и выполнять другие поручения местной власти1.

Уставшая от подаваемых лично ей в руки многочисленных просьб во время прогулок и поездок по городу, нарушающих установленный порядок прохождения документов и рассмотрения дел, Екатерина II 1 апреля 1775 г. утвердила сенатский указ (закон № 14.288) «О представлении Обер-Полицмейстеру в Сенат тех просителей, кои будут на улице подавать просьбы Ея Величеству», в соответствии с которым запрещалось, минуя учреждения правительства и должностных лиц, подавать челобитные на улице в собственные руки императрицы, а местным обер-полицмейстерам предписывалось задерживать «таковых дерзостных людей» и отсылать их в Сенат, «где поступлено будет с ними по законам»2.

Императрица безуспешно стремилась навести порядок на улицах Санкт-Петербурга. Манифестом (закон № 14290) от 3 апреля 1775 г. «О экипажах и ливреях, какие разных классов чиновникам дозволяется иметь» она регламентировала число лошадей в упряжке для каждого класса и виды ливрей, поручив полиции следить за исполнением утвержденных правил3.

С целью строжайшего подтверждения предыдущих указов по наведению порядка на транспорте в столице 13 июля 1790 г. был утвержден указ (закон № 16.884) «О неупотреблении в одежде ливрейных служителей и кучеров излишних украшений, и о невпрягании в карету лошадей больше дозволеннаго числа». Следить за строжайшим исполнением данного указа на всей территории империи поручалось Управе благочиния и Военной коллегии4.

Как и все предыдущие правители до нее, Екатерина II вела нескончаемую и также безуспешную борьбу с корчемством. 13 мая 1775 г. Екатерина II утвердила указ (закон № 14.321) «Об учреждении в Москве воинской команды для искоренения корчемства». Под руководством действительного тайного советника и сенатора Алексея Петровича Мельгунова из готовящихся к отставке солдат и унтер-офицеров была создана разъездная команда в составе 100 человек для смотрения у ворот города и возле питейных заведений для пресечения незаконной винной торговли. Команда находилась на самообеспечении за счет взимаемых штрафов5.

Для очищения улиц Москвы от нищих и бродяг, а также для помощи неимущим, больным отставным солдатам, старикам, женщинам, детям и всем обратившимся 12 августа 1775 г. был дан указ (закон № 14.357) московскому обер-полицмейстеру «Об учреждении под ведомством тамошней Полиции особой больницы, богадельни и работных домов». Были выделены помещения для жилья и работы, а также деньги на их содержание6.

Основным толчком к проведению административной и полицейской реформы была крестьянская война 1773–1775 гг. под предводительством

Емельяна Пугачева, которая достигла большого размаха и после подавления которой правительство осознало необходимость создания надежной системы управления, подразделения которой могли бы самостоятельно решать возникающие проблемы и конфликты на местах.

В сельской местности не существовало специального ведомственного органа, отвечающего за общественный порядок, что сказывалось на безопасности государства. Поэтому была проведена реорганизация полицейского аппарата, расширена его сеть и создана уездная (сельская) полиция в виде нижнего земского суда, представлявшего собой уездное полицейское управление.

  • 7 ноября 1775 г. в соответствии с указом (закон № 14.392) Екатерины II «Учреждения для управления Губерний Всероссийския Империя часть первая» была проведена губернская реформа. Целью этой реформы было укрепление местной власти для борьбы с восстаниями и беспорядками; построение эффективной вертикали власти для управления на местах; упорядочение процесса сбора налогов. Документ состоял из XXI главы и 491 пункта. В результате данной административной реформы главным критерием, по которому регион признавался губернией, являлась численность податного населения. Также произошло разделение суда и администрации. Произошли изменения и в структуре полиции. Главная полицмейстерская канцелярия как центральный орган управления полицией и должность генерал-полицмейстера были упразднены. Во главе полицейского управления в столице встал обер-полицмейстер, утверждаемый в должности императрицей. Во главе губернской полиции встал губернатор, в губернском городе – городничий, в уезде – земский исправник или капитан-исправник. Капитан-исправник, кроме многочисленных обязанностей в соответствии с данной ему инструкцией, также должен был принимать меры против «расточителей собственнаго своего имения» и «порочащих дворянское звание». Немаловажным было и стремление властей «полицейскими мерами поставить преграду произволу и злоупотреблению помещиков», т.к. часто поведение дворян служило причиной беспорядков и крестьянских возмущений1.

17 ноября 1775 г. был утвержден сенатский указ (закон № 14.397) «О предоставлении выбора и определения в частные смотрители по уездам на волю Дворянских сословий», в соответствии с которым выбранные по селениям сотские, пятидесятские и десятские подчинялись частным (от слова часть) смотрителям: помещикам из бывших офицеров, выбранным на временную общественную должность местным дворянским собранием2.

  • 8 апреля 1782 г. был подписан и обнародован «Устав Благочиния, или Полицейский» (закон № 15.379), положивший начало новому периоду в истории российской полиции. Этот нормативно-правовой акт регламентировал правовой статус, структуру, подчиненность и основные направления деятельности полицейских органов. В каждом городе была учреждена Управа благочиния, или Полицейская управа. Полиция следила за общественной, пожарной и санитарной безопасностью в городах, определяла режим жизни города и его внешний облик.

Полицейская часть, в свою очередь, делилась на определенное число кварталов численностью от 50 до 100 дворов. При каждом квартале учреждался квартальный надзиратель (штатный сотрудник полиции). В помощь ему определялся квартальный поручик, который избирался на эту должность каждые 3 года из числа проживающих в квартале граждан. Квартальный надзиратель подбирал из проживающих горожан ночных сторожей, которые за работу получали жалование, а в качестве оружия им выдавалась алебарда. Также при квартале состояли извозчики, трубочисты, подрядчики для очистки от мусора, вывоза нечистот и мощения улиц, фурманщики для зажигания и обслуживания фонарей и др.

Полицмейстеры, приставы уголовных и гражданских дел утверждались Сенатом, частный пристав – губернским правлением. Квартальный надзиратель назначался Управой благочиния по представлению частного пристава и граждан того квартала, где он служил1.

В связи с расширением площади Санкт-Петербурга, ростом численности его населения и увеличением нагрузки на полицию, а также новой структурой города 6 мая 1782 г. императрица утвердила указом (закон № 15.390) новый «Примерный штат Градскаго Благочиния или Полиции в Столичном городе Санктпетербурге»2.

В соответствии с утвержденным «Примерным штатом…» общее число полицейских, лекарей, пожарных, извозчиков и др. лиц, относящихся к Управе благочиния, составило в столице 2 509 человек3.

Продолжая начинания своего низложенного мужа Петра III, который в 1762 г. манифестом «О вольности дворянства» подтвердил особое положение дворян в обществе и отменил обязательность государственной службы для представителей «благородного сословия», 21 апреля 1785 г. Екатерина II объявила манифест (закон № 16.187) «Грамота на права, вольности и преимущества благород-наго Российскаго Дворянства». Грамота начиналась длинной пафосной новеллой о величии России, заслугах дворянства и милости монархов к нему и затем переходила собственно к изложению прав и преимуществ дворянских. Грамота состоит из четырех частей: А. О личных преимуществах дворян; Б. О собрании дворян, о реформе дворянского общества в регионах; В. Указания о составлении и продолжении родословных книг в новых условиях; Г. О доказательствах благородно го происхождения4.

В тот же день 21 апреля 1785 г. также манифестом (закон № 16.188) была объявлена «Грамота на права и выгоды городам Российской Империи». Грамота состояла из 16 разделов и 178 статей. Она определяла новые выборные городские учреждения, расширив круг избирателей. Городское население – городские обыватели – подразделялись на 6 разрядов по имущественным и социальным признакам. Данная грамота сформировала структуру городского населения, которое состояло из податных сословий (купцы, мещане, ремесленники). Был закреплен единый сословный статус городского населения безотносительно к их профессиональной деятельности. Основными должностными лицами в городе были: городничий, городовой магистрат и суды при магистрате. Избирательное право имели горожане всех разрядов, достигшие 25 лет. Основными сферами деятельности городской думы были: обеспечение спокойствия и благочиния в городе; разрешение внутрисословных споров; контроль за городским строительством. Судебные же дела не входили в сферу ведения городской думы – ими занимались суды1.

Для наведения порядка в торговле алкоголем, увеличения собираемости налогов и борьбы с корчемством 1 августа 1796 г. Екатерина II утвердила сенатский указ (закон № 17.367) «О неослабном смотрении Губернским Правлениям и Казенным Палатам, дабы не произходило злоупотреблений по части питейной продажи в трактирах и герберах, также в погребах и на водочных заводах»2.

В целях просвещения народа императрица еще 15 января 1783 г. указом «О позволении во всех городах и столицах заводить типографии и печатать книги на Российском и Иностранных языках, с освидетельствованием оных от Управы Благочиния» (закон № 15.634), данным Сенату, разрешила создавать в стране типографии3.

Однако в связи с появлением признанных антирелигиозными и антиправительственными публикаций Н.И. Новикова, а затем книги А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» и других «вольнодумных» книг, ввозимых из-за границы, 16 сентября 1796 г. для «прекращения разных неудобств» указом «Об ограничении свободы книгопечатания и ввоза иностранных книг; об учреждении на сей конец Ценсур в городах: Санктпетербурге, Москве, Риге, Одессе и при Радзивиловской Таможне, и об упразднении частных Типографий» (закон № 17.508) в стране вводилась цензура и запрещались частные типографии. Полиции, находящейся под руководством губернаторов, поручался контроль и исполнение данного указа, «дабы всякие злоупотребления были отвращаемы и пресекаемы, и дабы виновные, где по сим делам окажутся, законному суду и взысканию подвержены были»4.

Екатерина II впервые в истории Российской империи создала в стране на постоянной основе институт цензуры и учредила профессию цензора, утвердив 22 октября 1796 г. сенатский указ (закон № 17.523) «О составлении цензур в городах: Санктпетербурге, Москве, Риге, Одессе и при Радзивиловской Таможне из трех особ, одной духовной, одной гражданской и одной ученой; о сочинении штатов сим цензурам и о бытии оным в ведении 3-го Сената Департамента»5.

6 ноября 1796 г. утром на 68-м году жизни Екатерина II скончалась. В тот же день был объявлен манифест (закон № 17.530) «О кончине Государыни

Императрицы Екатерины II, и о вступлении на Престол Государя Императора Павла I»1.

Статья научная