Деятельность советских спецслужб по ликвидации финских разведшкол на карельском фронте (1942-1944 гг.)

Автор: Веригин Сергей Геннадьевич

Журнал: Studia Humanitatis Borealis @studhbor

Рубрика: История

Статья в выпуске: 2 (9), 2017 года.

Бесплатный доступ

В статье на основе широкого круга документов, в первую очередь архивных источников, дается анализ деятельности военной контрразведки Карельского фронта и территориальных органов НКВД Карело-Финской ССР по уничтожению финских разведшкол в полосе Карельского фронта. Особое внимание уделяется вопросам взаимодействия начальника 4-го управления НКВД СССР П.А. Судоплатова с 4-м отделом НКВД КФССР. Показывается,что благодаря активности советской контрразведки финской и немецкой разведкам в годы Великой Отечественной войны не удалось осуществить ни одной серьезной диверсии в тылу РККА.

Советские спецслужбы, финские разведшколы, карельский фронт, нквд, "смерш"

Короткий адрес: https://sciup.org/147225783

IDR: 147225783

Текст научной статьи Деятельность советских спецслужб по ликвидации финских разведшкол на карельском фронте (1942-1944 гг.)

Опубликована: 20 декабря 2017 года

Финляндия, вступив J летом 1941 ггода в ЕвойнуГпротив Советского Союза н на1стороне нацистско Германии, рассчитывала на быструю победу над Красной Армией. Исходя их этих расчетов, перед началом военных действий финская военная разведка не создала разведывательных школ по подготовке аагентурыддляпполученияссведенийооККраснойААрмииииеееппланах.СОднаковвуусловиях начавшейся на Карельском фронте с декабря 1941 года позиционной войны и столкнувшись с острой нехваткой информации о противнике, руководство финской военной разведки приняло решение о развертывании разведывательно-диверсионных школ по подготовке разведчиков, радистов и диверсантов. В V конце 1 1941 – на начале9 1942 гг.на на>1/приграничной!ртерритории/I Финляндии Еи оккупированной части Советской Карелии финская разведка создала 5 разведывательных школ: в Петрозаводске (2 школы), Рованиеми, Суомуссалми и Медвежьегорске [9; 128–141]. Кроме 1того, в районе Рованиеми была сформирована немецкая разведывательно-диверсионная школа.

Разведывательные задачи агентуре, забрасываемой финскими разведшколами, ставил разведывательный отдел Главной ставки финских вооруженных сил. Они заключались в выявлении тактических и стратегических планов командования Красной Армии; сборе данных о политико-моральном состоянии Красной Армии и населения советского тыла; сборе Ссведений военного характера и данных о состоянии промышленных предприятий, работающих на оборону, а также о железнодорожном, шоссейном и водном транспорте и др. Кроме того, финская разведка Г готовила агентуру по внедрению в действующую Красную Армию для сбора разведданных.

Агентура направлялась в ближний и глубокий тыл Карельского и Ленинградского фронтов, в Беломорск, Сегежу, Пудож, Мурманск, Кандалакшау а также населенные пункты Ленинградской,

Архангельской, Мурманской и Вологодской областей [2; 35, 4; 200, 13;121, 12; 15, 14; 182].

Самой крупная финская разведывательно-диверсионная школа находилась в Петрозаводске. Подготовка рразведчиковввнней нначаласьввммае–июне1942г года,ннаккурсахппроходилипподготовку одновременно до 20 агентов [14; 182, 15; 250]. Первыйккурс закончил обучениеЕв начале августа 11942 года. Разбитых на пары 12 агентов 3забросиливваавгусте – сентябре1942г годаввссоветскийгтыл: 1-1-я группа разведчиков была направлена с разведзаданием водным путем в Ленинградскую область; все остальные направлены воздушным путем: 2-я группа – в Беломорский район, 3-я группа – на Московское направление, 4-я группа   –ввттылкКарельского4фронта( (направлениеннеизвестно),55-яг группа –нна

Мурманское направление, 6-я группа – в Каргопольский район Архангельской области [3; 82].

В последующем Петрозаводская разведшкола не снижала своей активности. Так, с сентября 1942 по январь1943 года нна<курсахэ этойэразведшколы)обучалось более 3030 человек,)которые внянваре1943 года ббыли3заброшеныввссоветскийттыл.1/1Известномместа3заброскиддевятиаагентурных гргрупп1 (по 2 человека в каждой): в Карелию, в район Беломорска и сСегежи,а а также в Архангельскую и Вологодскую области [ [3;882]. П Практическиквсе 1эти1Гагентыitбыли■азадержаны1^органамихконтрразведки.кВсего, по разным дданным, вПеПетрозаводскойкшколе>iбыло подготовлено от 80 до 300ге агентовI; [14; 18–24,>3; 8 Впрочем, точную численность подготовленных курсантов очень сложно определить, так как многие из них, например, обучавшиеся в Рованиемской разведшколе, проходили обучения и в Петрозаводской разведшколе.

Активно, хотя и в меньших масштабах, чем Петрозаводская разведшкола, готовили агентуру финские разведшколы в Суомуссалми, Рованиеми и Медвежьегорске.

Основная тяжесть борьбы по противодействию агентурной немецкой ииiфинскойэразведкамчна Северо-Западе СССР в годы Великой Отечественной войны легла на Управления 3-х отделов ННародного комиссариата Обороны и 3-х отделов Военно-Морского Флота ( (позжеУУправлениякКонтрразведки «Смерш») кКарельского, ЛЛенинградского1и3 Волховскогоtфронтов, Балтийского1 и Северного£флотов, а также на контрразведку нНКВД (позженНКГБ) к Карело-Финской ССР игУправления НКВДн(НКГБ) СССРспо Ленинградской, Мурманской, Архангельской и Вологодской областям.

Особое беспокойство Ккомандования<Красной^Армиинна<Карельскомtфронте вызывала активность немецких и финских разведшкол, и органам безопасности были поставлены задачи по локализации их деятельности. Эти мероприятия осуществлялись ппосредством внедрения своих разведчиков и агентов в разведывательные школы, а также лликвидации или уничтожения разведывательных1школ противника. При этом все действия проводились параллельно и одновременно территориальными органами НКВД Карело-Финской ССР и военной контрразведкой Карельского фронта, причем мероприятия по второму направлению возлагались на 4-й отдел НКВД (НКГБ) КФССР.

Первое направление деятельности советских органов безопасности на Карельском фронте являлось довольно успешным и было раскрыто автором в докладе на предыдущих «Исторический чтениях на ул. Гороховая, 2» (апрель2016 года), опубликованном в сборнике по итогам чтений. В данной статье более детально остановимся на втором направлении – борьбе советских органов безопасности по ликвидации финских разведывательно-диверсионных школ на Карельском фронте в 1942–1944 годах.

Впервые вопрос об уничтожении Петрозаводской школы финской разведки официально обсуждался в конце сентября1942 года. Именно тогда 4-й отдел НКВД КФССР совместно с ЦК КП(б) КФССР разработал «План проведения специальных мероприятий по “Т” (террор) I/и “Д” ((диверсии)ина временно оккупированной противником территории на период октябрь и ноябрь1942 г.». Вторым пунктом плана предусматривался «Разгром школы разведчиков в г. Петрозаводске в районе лесного техникума». Для этого 4-й отдел нНКВДККФССРкк115ооктября1 1942г года ппланировалпподготовить разведывательно-диверсионную группу численностью 25 человек для заброски в тыл противника средствами Онежской флотилии. 27 сентября1942 года план был согласован с наркомом внутренних дел КФССР майором ГБ М. И. Баскаковым и 2 октября 1942 года утвержден членом Военного совета Карельского фронта бригадным комиссаром Г. Н. Куприяновым [8; 289].

Однако по каким-то причинам этот план НКВД КФССР не был осуществлен. Можно предположить, что в дело вмешалось 4-е управление НКВД–НКГБ СССР, которым руководил П. А. Судоплатов. Видимо, Управление посчитало, что данный вопрос надо решать на более высоком уровне и пожелало принять участие в разгроме Петрозаводской школы финской разведки. Эта версия пподтверждается последующим ходом событий.

25 октября 1942 года по указанию П. А. Судоплатова заместитель начальника 4-го управления НКВД СССР старший майор госбезопасности Н. И. Эйтингон запросил руководство НКВД КФССР в кратчайший срок выслать все материалы о финской разведывательной школе в г. Петрозаводске:

численность и расположение охраны, план занятых школой зданий и план прилегающей местности, внутренний распорядок и режим постоянного и переменного состава [3; 157].   После Vизучения полученных из КФССР документов для ппроведения операции по разгрому1Петрозаводской разведшколы в конце1942 года в составе отдельного мотострелкового батальона особого назначения 4-го управления НКВД СССР был сформирован спецотряд под названием «Суоми» (командир — капитан П. Б. Борисов).

5 февраля1943 года П. А. Судоплатов отправил шифрограмму на имя наркома НКВД КФССР М. И. Баскакова, в которой говорилось: «Направляем Вам отряд капитана т. Борисова в составе 9 человек, которому поручено произвести отбор 60 бойцов из личного состава, находящегося в Вашем распоряжении спецотряда, для последующего зачисления в состав бригады особого назначения. Считаем целесообразным использовать его для проведения операции по разгрому финской школы разведчиков, находящейся в г. Петрозаводске. Прошу оказать необходимое содействие капитану Борисову в выполнении возложенных на него задач» [34; 157].

Через несколько дней, 9 февраля 1943 года, кначальник 4-го сотдела НКВД КФССР (старший лейтенант госбезопасности Изотов доложил Судоплатову: «Направляю Вам список бойцов, сформированного спецотряда в количестве 46 человек для зачисления в штат бригады. Прошу зачислить бойцов на все виды довольствия и выслать аттестат на указанное количество бойцов» [1; 77, 3; 157]. В кконце марта1943 ггода отряд t был окончательно с сформирован, пополнен бойцами местного спецотряда и передан в оперативное подчинение 4-му отделу НКВД КФССР.

Однако следует отметить, что окончательное формирование отряда затянулось на полгода, что было связано с доукомплектованием спецотряда бойцами местной специальной школы из числа советских финнов и карелов, хорошо владеющих финским языком. С этой целью весной 1943 года оперработники 4-го отдела НКВД КФССР выезжали в Челябинск для подбора кадров из молодых финнов, эвакуированных (фактически насильственно депортированных) из Карелии в1941 году (так называемые трудоармейцы), которых предполагалось использовать в составе специального отряда отдельной мотострелковой бригады особого назначения (ОМСБОН) 4-го управления НКВД СССР.

О боевых действиях отряда «Суоми», направленного Судоплатовым в Карелию для ликвидации Петрозаводской школы финской разведки, у карельских исследователей нет единого мнения. Так, С. С. Авдеев весьма невысоко оценивает результаты деятельности отряда «Суоми». Он пишет: «Целью создания отряда было проведение специальных операций по финским разведорганам. Однако формирование отряда затянулось на полгода, его бойцы вместо боевой подготовки занимались строительством жилого дома НКВД в г. Беломорске и лишь в сентябре1943 г. приняли участие в боевой операции, заминировав5 кмучастка железной дороги в районе станции Илемсельга. В результате непродуманных вариантов отхода (рация не работала), при постоянном преследовании противником, преодолев пешим порядком в течение двух недель360 км, отряд вышел в Беломорск» [7; 11, 1; 37, 59; 78].

Несколько иную позицию занимает Э. П. Лайдинен. Он отмечает: «После формирования отряд Борисова дважды направлялся в тыл противника для проведения диверсий среди финских войск и оба раза успешно выполнил задания. Так, в сентябре1943 г. бойцы спецотряда “Суоми” приняли участие в боевой операции, заминировав5 кмучастка железной дороги в районе ст. Илемсельга (Кондопожский район)» [8; 299].

Однако подчеркнем, что отряд «Суоми» так и не был использован для своего прямого назначения, определенного начальником 4-го управления НКВД СССР П.А.Судоплатовым — уничтожения Петрозаводской разведшколы и в ноябре1943 года был отозван в Москву [1; 37, 59,78, 10; 149]

Время для проведения операции было упущено. Более того, по мнению финляндских исследователей, к концу 1942 года финская разведка получила данные о намерениях НКВД КФССР по уничтожению разведывательной школы и в марте1943 года Петрозаводская разведшкола из Петрозаводска была переведена в пригород, в район озера Шотозеро (Пряжинский район Карелии). Здесь она функционировала несколько месяцев, а осенью 1943 года была передислоцирована на территорию Финляндии в район Руоколахти [14; 182, 15; 250].

Задачу по ппроникновению в Петрозаводскую1школуtфинской разведки, а затем и ее уничтожению НКВД Карелии пытался решить и собственными силами. Его 4-й отдел в течение 1942—1944 гг. направил в ттыл4финскихввойскннесколькопподготовленныхрразведывательно-диверсионныхггрупп. Однако эти мероприятия также не увенчались успехом. Так, 26 октября11943 ггода в в оккупированный Прионежский район катерами Онежской флотилии была заброшена агентурная группа 4-го отдела НКВД КФССР «Виктория» в составе Владимира Львовича Попова, Киприяна Матвеевича Поташева и Анны Ивановны Макушевой с задачей устроиться на нелегальное проживание на период зимы 1943–1944 гг. у своих родственников и, используя связи, проникнуть в Петрозаводск, проводя разведку деятельности Петрозаводской разведшколы. Группа не выполнила задание, так как В. Л. Попов сдался в плен, а позднее были задержаны и другие члены группы [5; 22].

25 октября 1943 года в Шелтозерский район была заброшена агентурная группа «Соратники» в составе агента «Кампайлу» ии радиста< «Зайцева»1Перед группойбьбыла поставлена аналогичная задача, однако она вернулась обратно уже через три дня, 28 октября 1943 года, не выполнив задание [6; 2].

В связи с переводом Петрозаводской разведшколы на ттерриторию оккупированного Пряжинского района 22нноября1943 г года СКсюда са задачей рорганизацииieнелегальнойерезидентуры, ьвыявления практической ддеятельностиИ ки кадров Петрозаводской разведшколы,1а также вербовки агентуры из ее окружения была заброшена агентурная группа «Кама» в составе Константина Васильевича Манзырева, Семена Андреевича Вавулова и Евдокии Михайловны Сергеевой. Из-за предательства С. В. Вавулова группа не выполнила задание. Манзырев и Сергеева были убиты в перестрелке с финнами, а С. В. Вавулов после войны был осужден советским судом [5; 21].

10 марта 1944 года в этот же район с аналогичной задачей была заброшена аагентурная группа «Приятели». Как стало известно после освобождения ППетрозаводска, группа провалилась и разведчики были арестованы. С 30 марта по 21 июня 1944 года радист группы «Кедровский» работал под диктовку противника, сообщая в НКГБ КФССР дезинформацию о ддеятельностиППетрозаводскойрразведшколы. Таким образом, ликвидировать Петрозаводскую разведшколу не удалось. Более того, финны, зная о планах советских спецслужб, перевели ее еще осенью1943 года в Финляндию.

Несмотря на отдельные провалы и неудачи, связанные с невыполнением задачи по уничтожению финских разведывательно-диверсионных школ, в целом органы безопасности Северо–Западного региона СССР успешно противодействовали разведкам противника в 1941–1944 гг. НКГБ КФССР ввсвсвоем отчете о результатах контрразведывательной и с следственнойрработы3 за ппериод1 1941–1945 г гг., направленном во 2-е (контрразведывательное) Управление НКГБ СССР 2293августа1945 года, 01отмечал, что за период Великой Отечественной войны в тылу ччастей<Красной^Армии на<Карельском { фронте было задержано 129 агентов финской разведки, окончивших разведывательные школы [5; 28]. Благодаря активности советской контрразведки, большинство ммероприятий i финской и и германскойэразведокчна северо-западе СССР были сорваны и разведкам противника не удалось осуществить ни одной серьезной диверсии в тылу РККА, а заброшенная в советский тыл агентура ограничивалась сбором информации визуальным путем.

Список литературы Деятельность советских спецслужб по ликвидации финских разведшкол на карельском фронте (1942-1944 гг.)

  • Архив Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Карелия (далее -Архив УФСБ РФ по РК). Фонд литерных дел (далее -ФЛД). Д. 10. Т. 1.
  • Архив УФСБ РФ по РК. ФЛД. Д. 22. Т.1.
  • Архив УФСБ РФ по РК. ФЛД. Д. 25. Т. 2.
  • Архив УФСБ РФ по РК. ФЛД. Д. 29. Т. 2.
  • Архив УФСБ РФ по РК. Фонд секретного делопроизводства (далее -ФСДП). Оп.1. Д. 302.
  • Архив УФСБ РФ по РК. Фонд контрразведывательного отдела (далее -ФКРО). Оп. 1. Д. 95.
  • Авдеев С. С. Деятельность советских спецгрупп на Карельском фронте в тылу противника(1941-1944 гг.).//Карелия в Великой отечественной войне 1941-1945 гг.: Материалы республиканской научно-практической конференции, посвященной 55-летию Победы в Великой Отечественной войне (28 апреля 2000 г.)./Науч. ред.: Н. А. Кораблев, В. Г. Макуров,М. А. Мишенев. Петрозаводск, 2001. С. 29-36.
  • Веригин С. Г. Карелия в годы военных испытаний. Политическое и социально-экономическое положение Советской Карелии в период Второй мировой войны 1939-1945 гг. Петрозаводск:Изд-во ПетрГУ, 2009. 544 с.
  • Веригин С. Г. Финские разведывательные школы на оккупированной территории Карелии в 1941-1944 гг.//Санкт-Петербург и страны Северной Европы. Материалы Четырнадцатой ежегодной международной научной конференции. СПб., 2013. С. 128-142.
  • Веригин С. Г. Деятельность разведывательно-диверсионных групп НКВД (НКГБ) Карелии в тылу финских войск (1941-1944 гг.)//Вопросы истории Европейского Севера. Петрозаводск, 2005.С. 124-141.
  • Судоплатов П. А. Спецоперации. Лубянка и Кремль 1930-1950 годы. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1997. 332с.
  • Хлобустов О. М. Финские коммандос в советском тылу//Новости разведки и контрразведки. 2000.№ 13-14. С. 15-20.
  • Чижевский Т. А. На Мурманском направлении//Документы свидетельствуют. Армейская разведка в годы войны. М., 1994. С. 115-126.
  • Heiskanen R. Saadun tiedon mukaan.. Helsinki: Otava OY. 1989.
  • Rislakki J. Erittäin salainen. Vakoilu Suomessa. Helsinki, 1982
Еще
Статья научная