Деятельность управления ООН по наркотикам и преступности в борьбе с незаконным оборотом оружия
Автор: Саприн И.Г.
Журнал: Правопорядок: история, теория, практика @legal-order
Рубрика: Международное право
Статья в выпуске: 2 (41), 2024 года.
Бесплатный доступ
В статье анализируется деятельность Управления ООН по наркотикам и преступности в сфере борьбы с нелегальным оборотом оружия, которая выделена в рамках отдельной программы. Автор анализирует инициативы ЮНОДК в этой сфере и конкретные действия, предпринимаемые для снижения уровня преступности, связанной с нелегальным оборотом оружия. Рассматриваются положительные стороны инициативы ЮНОДК в виде Глобальной программы по огнестрельному оружию, проводится исследование предоставленных результатов в рамках обозначенной программы. Характеризуются основные международные документы, регулирующие легальный оборот оружия. Особое внимание уделяется взаимодействию Управления с государствами по предотвращению попадания оружия преступникам, выделяется ряд проблем на этом направлении. Анализируется взаимодействие ЮНОДК с международными правоохранительными организациями и оценивается эффективность данного сотрудничества, рассматриваются примеры совместных операций и тенденции развития отношений. Отмечается активная работа Управления в части составления и предоставления учебных курсов для правоохранительных органов. Помимо этого, в исследовании обозначается ряд проблем и трудностей, с которыми сталкивается ЮНОДК при реализации поставленных задач и достижении целей, связанных со снижением неблагоприятного воздействия такого явления как нелегальный оборот оружия.
Оон, управление оон по наркотикам и преступности, незаконный оборот оружия, стрелковое оружие, легкие вооружения, транснациональная преступность, организованная преступность
Короткий адрес: https://sciup.org/14130297
IDR: 14130297 | DOI: 10.47475/2311-696X-2024-41-2-148-152
Текст научной статьи Деятельность управления ООН по наркотикам и преступности в борьбе с незаконным оборотом оружия
Нелегальный оборот оружия (далее — НОО) в той или иной мере имеет место во всех государствах. Важную роль в борьбе с этим явлением играет Управление ООН по наркотикам и преступности (далее — Управление, ЮНОДК).
Управление было создано в 1997 году путем объединения Программы ООН по международному контролю наркотиков и Центра по международному предупреждению преступности. Оно было учреждено в соответствии с Докладом Генерального секретаря ООН «Обновление Организации Объединенных Наций: программа реформы» от 14 июля 1997 г.1 В Программе реформы, описанной в разделе V части второй документа A/51/950 от 14 июля 1997 г., предусматривалось учреждение Управления по контролю над наркотиками и предупреждению преступности. Новое название Управление получило лишь 1 октября 2002 г.
В первые несколько лет после создания была проведена работа по формированию международной нормативной базы в сфере НОО. Так, в мае 2001 г. ГА ООН утвердила Программу действий по предотвращению и искоренению незаконной торговли стрелковым оружием и легкими вооружениями во всех ее аспектах и борьбы с ней. НОО были посвящены ч. II п. 37 и ч. II п. 92.
Резолюция 1373 (2001) Совета Безопасности ООН 2001 г3 содержала целую стратегию борьбы с международным терроризмом, включая меры по прекращению поставок оружия террористам (ст. 2а и 3а).
Постепенно приходило осознание того, что Управлению необходимо принимать активное участие в борьбе с НОО.
Описание исследования
Основой для дальнейшей работы послужила Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г. (Россия ратифицировала) и является основным международно-правовым документом, непосредственно посвящённым взаимодействию государств в борьбе с организованной преступностью [1, с. 11]. Как известно, у многих ОПГ гибкая структура и множество возможностей для оперативной смены дислокации, удаленному управлению из разных точек, а также наличие обширных сфер влияния, а проблема незаконного оружия является транснациональной [2, с. 84]. В силу указанных причин они идеально подходят для НОО, что и послужило одним из оснований для ее создания.
Конвенция применяется к перечисленным в ней деяниям, если они носят транснациональный характер и совершены при участии организованной преступной группы. Правовая помощь по Конвенции характеризуется широтой и включает в себя множество действий, в частности: передача вещественных доказательств; предоставление банковских, финансовых, корпоративных и иных документов; выявление и отслеживание доходов от преступной деятельности, производство обысков, выемок и наложение ареста на имущество, полученное преступным путем, оборудование и другие средства, использовавшихся при совершении преступлений; конфискация имущества.
Конвенцию дополняет Протокол против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему от 31 мая 2001 г.4 Россия в Протоколе не участвует, но де-факто выполняет многие его положения, что отражается в постоянном совершенствовании законодательства об оружии. В частности, в Федеральный закон «Об оружии» от 13.12.1996 № 150-ФЗ5 вносятся изменения, многие из которых прямо или косвенно были «навеяны» Конвенцией.
В основу Протокола была положена идея об унификации законодательства участников в части борьбы с НОО. Его цель — сформировать надежную правовую базу для государств, позволяющей единообразно с учетом специфики национальных правовых систем и традиций, формулировать положения о контроле и регулировании легальных действий с оружием.
По Протоколу государствам оказывается поддержка: а) по разработке и реализации механизмов предотвращения попадания оружия в незаконный оборот; б) уголовному преследованию «конвенционных» деяний; в) устранению препятствий легальным поставкам оружия и его обороту.
При присоединении к Протоколу государства должны были взять на себя ряд обязательств. В их числе: 1) криминализация незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия; 2) введение эффективных мер контроля и уровня безопасности, включая правила утилизации оружия для предотвращения попадания в незаконный оборот; 3) создание эффективной лицензионно-разрешительной системы и механизмов, направленных на упорядочение законного производства и оборота оружия; 4) обеспечение маркировки, регистрации и мониторинга оборота оружия; 5) выстраивание эффективного международного сотрудничества в борьбе с НОО.
ЮНОДК активно включилось в имплементацию Конвенции и Протокола и использует предоставленный Конвенцией инструментарий.
Следует упомянуть и Резолюцию ГА ООН от 8 декабря 2005 г. (документ A/RES/60/81). Несмотря на то, что Управление в п. 2 прямо не упоминается, в Резолюции предусмотрены меры по выявлению и отслеживанию НОО и повышению активности международных организаций в этой сфере1.
Вместе с тем борьба с незаконным оборотом оружия долгое время не выделялась в какое-то специальное направление деятельности ЮНОДК. Положение изменилось в 2011 году. Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию и Конференция участников Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности дали рекомендации государствам ратифицировать и полностью исполнять Конвенцию 2000 г. и Протоколы к ней.
Резолюция Конференции участников Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности поручала ЮНОДК оказывать государствам соответствующую помощь: консультации в области нормотворчества и меры по повышению компетентности национальных правоохранительных органов.
Для исполнения поставленных задач в 2011 году была принята Глобальная программа по огнестрельному оружию2 (далее — Программа). В ее рамках с 2011 по 2017 г. более 20 африканских, азиатских и латиноамериканских государств получили индивидуальные законодательные консультации и юридические помощь в составлении законопроектов. Свыше 700 правоохранителей из Африки и Латинской Америки прошли обучение по расследованию и судебному преследованию торговли огнестрельным оружием и организованной преступности. Африканские государства получили необходимое оборудование, а правоохранители из 11 стран прошли обучение маркировке и учету огнестрельного оружия3. Все новые и новые государства начали маркировать оружие в соответствии с международными стандартами. В 2017 году в Программу были внесены изменения, и ее имплементация продолжилась.
Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года (цель 16.44) закрепила необходимость достижении к указанному сроку значительного уменьшения финансовых потоков от НОО. Предусматривались меры по обнаружению и возвращению похищенных активов и борьбе со всеми формами организованной преступности. Указанные цели неоднократно получали отражение в последующих документах ЮНОДК5.
Обсуждение
В 2015 году ЮНОДК опубликовало «Исследование транснационального характера и маршрутов и modus operandi, используемых при торговле огнестрельным оружием»6. Были описаны: а) проблемы с принятием и реализацией мер по борьбе с НОО; б) с отсутствием эффективных систем ведения учета потоков незаконного оружия; в) низкий уровень межведомственного сотрудничества. Обращалось внимание на отсутствие механизмов отслеживания источников незаконного происхождения оружия, путей транзита и переброски. Указанные факторы препятствовали обмену информацией с зарубежными правоохранительными органами, что снижает эффективность борьбы с НОО. В целях развития международного сотрудничества, Протокол предусматривает обмен такой информацией [3, с. 121]. В результате имплементации этого документа были приняты соответствующие меры.
В 2020 г. Управлением было опубликовано новое Исследование7. Оно выявило недостатки и определило векторы развития отношений Управления с государствами.
В настоящее время основные направления деятельности Управления зафиксированы в Стратегии на 2021–2025 годы8. В их числе:
-
1. Технической поддержка на региональном уровне, направленная на расширение возможностей государств противодействовать НОО, терроризму и преступности в целом;
-
2. Криминологические исследования в сфере НОО;
-
3. Содействие государствам в ратификации соответствующих международных договоров по борьбе с преступностью и НОО, совершенствованию законодательства в данной области.
Важнейшей задачей для выстраивания эффективного механизма контроля над огнестрельным оружием Управление видит в развитии национальной законодательной базы. Это подразумевает уголовное преследование за незаконное изготовление оружия и его оборот, а также административную ответственность за менее опасные деяния. По запросу Управление оказывает поддержку государствам, которые выразили желание и согласие по имплементации в национальное законодательство положения Конвенции и Протокола. К примеру, благодаря помощи Управления в 2020 году Центрально-Африканская Республика приняла новый Закон об общем режиме обычных вооружений1.
ЮНОДК активизировала работу по расширению состава участников Конвенции и Протокола2. Ярким примером может служить присоединение к Протоколу Боливии, которое осуществилось при активном содействии Управления.
ЮНОДК также периодически производит оценку национального законодательства при помощи разработанных им инструментов3. Результаты указанных мероприятий кладутся в основу Докладов, в которых содержатся рекомендации государствам. К примеру, миссия Управления в Туркменистане в 2023 году вместе с национальными экспертам и обсудила результаты оценки законодательства в части НОО и провела соответствующие семинары с местными правоохранителями.
В поле зрения Управления находится и эффективное противодействие НОО на практике. В Документе «Global Study on Firearms Trafficking 2020»4 было установлено, в частности, что уголовное правосудие сталкивается с рядом препятствий: 1) малая эффективность сбора, систематизации и анализа информации о незаконных поставках оружия; 2) отсутствие достаточной мотивации и ресурсов для создания специальных центров по контролю над НОО; 3) наличие пробелов в законодательстве, юридические лазейки и отсутствие уголовной ответственности за НОО в ряде стран; 4) недостаточное развитие методик расследования преступлений связанных с НОО; 5) низкая степень обмена информацией по вопросам НОО между транснациональными организованными группами, а также между странами-производителями, импортерами и транзитерами оружия.
ЮНОДК участвует в проведении специальных операций по пресечению потоков НОО. Из последних можно назвать Операцию KAFO III. В ходе двухнедельной операции 850 сотрудников правоохранительных органов Буркина-Фасо, Чада, Кот-д’Ивуара, Гвинеи, Мали, Нигера и Сенегала изъяли 594 единицы огнестрельного оружия и несколько тысяч патронов5.
ЮНОДК также сотрудничает с национальными правоохранительными учреждениями6. Готовятся учебные программы и курсы; к преподаванию привлекаются как эксперты Управления, так и национальные правоохранители. Особое внимание уделяется обучению сотрудников органов следствия и прокуратуры (например, тренинги для прокуроров Македонии 2022 г.). Учебные курсы ЮНОДК сплачивают правоохранителей и содействуют межгосударственному сотрудничеству.
Управление участвует в деятельности международных полицейских организаций. Так, в рамках инициативы Интерпола «iARMS»7 реализуются три направления: 1) сбор информации об обороте оружия; 2) его отслеживании; 3) сбор статистики и составление отчетов.
Следующим компонентом Программы можно назвать превентивные меры по повышению безопасности обращения с оружием. ЮНОДК поддерживает государства в реализации превентивных мер и мер безопасности, которые предусматриваются Протоколом. Управление помогает государствам организовать маркировку легального оружия и эффективный его учет. Параллельно развивается система национального учета изъятого оружия.
ЮНОДК помогает странам в повышении уровня безопасности и сохранности запасов огнестрельного оружия и легкого вооружения как технически, так и организационно. Техническая поддержка выражается в улучшении безопасности хранилищ (модернизация складов, комнат хранения оружия и т. п.) изъятого оружия в правоохранительных органах. Так, 4 марта 2023 года Управление предоставило склад для хранения изъятого оружия и боеприпасов Национальной жандармерии Нигера1. Проводится обучение и повышение квалификации ответственных за места хранения оружия лиц.
Отдельным ответвлением в области деятельности по предотвращению хищения оружия является поддержка сбора и уничтожения нелегального оружия. Поощряется добровольная сдача оружия населением; разрабатываются механизмы утилизации.
Таким образом, деятельность Управления в части борьбы с НОО является комплексной и включает множество направлений.
Заключение
На текущий момент в деятельность ЮНОДК вовлечены более 150 стран. В структуру Управления входят 137 отделений в 98 государствах (в т. ч. и в России), офис в Нью-Йорке и представительство в ЕС (Брюссель)2.
В настоящее время Управление ООН по наркотикам и преступности заслуженно считается одним из лидеров в борьбе с международной преступностью в целом и НОО в частности. Действуя через широкую сеть региональных отделений по всему миру, Управление в целом справляется с возложенными на него задачами. Следует признать, что контрабанда оружия остается актуальной проблемой в мировых масштабах [4, с. 111], а усилия ЮНОДК являются эффективными для борьбы с этим явлением.
В рамках деятельности Управления ООН по наркотикам и преступности приоритетно также создание и совершенствование единой компьютерной базы данных региональных уровней с возможностью осуществления настоящего контроля за незаконным оборотом оружия, о чем специалисты высказывались ранее [5, с. 574].
Таким образом, механизмы и инструменты ЮНОДК могут быть успешно интегрированы в региональных межгосударственных объединениях. Соединение структурных единиц международных организаций регионального уровня, целевой задачей которых является борьба с незаконным оборотом оружия, между собой и сведение их баз данных, при поддержке ЮНОДК будет иметь положительное воздействие на эффективность борьбы с нелегальным оборотом оружия.
Список литературы Деятельность управления ООН по наркотикам и преступности в борьбе с незаконным оборотом оружия
- Ахмедов А. Г., Жидков А. А. Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности и дальнейшие шаги России в борьбе с организованной преступностью // 100 лет уголовному розыску России: история, современность, перспективы: Материалы всероссийской научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 08 ноя бря 2018 года). Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2018. С. 10-13. EDN: GDGBYP
- Родионов К. В. Правовая основа противодействия незаконному обороту оружия на современном этапе // Вестник Владимирского юридического института. 2021. № 4 (61). С. 83-88. EDN: YHMPZR
- Четвертакова Е. Ю. О зарубежном опыте регламентации уголовной ответственности за незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2018. № 4 (66). С. 120-127. EDN: YAAGHZ
- Шамаев А. М. Противодействие незаконному обороту оружия как превентивная мера в антитеррористической деятельности правоохранительных органов // Проблемы экономики и юридической практики. 2019. Т. 15, № 3. С. 111-113. EDN: MNSECC
- Муркштис М. И. Международное сотрудничество в сфере борьбы с незаконным оборотом оружия // Человек: преступление и наказание. 2017. Т. 25, № 4. С. 571-575. EDN: VXIAAP