Деструктивное поведение молодежи в условиях информационной войны: колумбайн-вызовы и меры преодоления
Автор: Сапрыкин Владимир Александрович
Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica
Рубрика: Социология
Статья в выпуске: 1, 2019 года.
Бесплатный доступ
В статье проводится анализ деструктивной формы социального поведения молодежи на примере массового убийства в Керченском колледже. Рассматривается феномен крымского колумбайна с точки зрения его роли в условиях информационной войны. Демонстрируется, что проблема деструктивного поведения молодежи в условиях информационной войны имеет комплексный характер, основательно связана как с институтами социализации, так и с государственными структурами. Отмечена воспитательная роль школьной организации для учащихся мужского пола в рамках формирования у них реальных представлений о жизни на основе позитивных образцов мужественности учителей-мужчин. Подчеркнута значимость формирования государственной информационной политики в СМИ, системе образования, сфере социально-культурного строительства. Приведены примеры основ новой системы управления социокультурным контентом в интересах российского государства, отечественной культуры. Представлена важность разработки отечественных компьютерных игр, формирования кинематографа, работающего в направлении воспитания патриотизма в молодежи. Предложены меры для решения проблемы деструктивного поведения современной молодежи.
Деструктивное поведение молодежи, информационная война, консциентальная война, молодежь, система образования, девиации, компьютерные игры, фильмы, средства массовой информации, информационная политика
Короткий адрес: https://sciup.org/149132770
IDR: 149132770 | DOI: 10.24158/tipor.2019.1.2
Текст научной статьи Деструктивное поведение молодежи в условиях информационной войны: колумбайн-вызовы и меры преодоления
И МЕРЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ
В рамках изучения деструктивного поведения молодежи в условиях информационной войны рассмотрим феномен крымского колумбайна. 17 октября 2018 г. в Крыму студент колледжа устроил массовое убийство обучающихся. Пострадало 67 человек. Произошедшее журналисты назвали крымским колумбайном.
Ведущуюся информационную войну определим как консциентальную войну – военные действия по захвату и формированию нужного социального сознания (средствами кинематографа, компьютерных игр и т. д.) [1].
Колумбайн – это пример девиантного поведения как отклонения от культурных и правовых норм, влекущего за собой соответствующее наказание. Для изучения колумбайна актуальны социальные исследования девиантного поведения. Это исследования Р.К. Мертона (причиной девиантного и деструктивного поведения считал аномию), П. Штомпки (прослеживал травматические социальные изменения в современном обществе), З. Баумана (изучал усиление в индивидуализированном обществе роли неконтролируемых человеком сил и тенденций), Е.М. Бабосова (исследовал взаимодействие людей в экстремальных условиях кризисов), Я.И. Гилинского (изучал социологию преступности, развивал научные положения девиантологии) и др. [2].
Колумбайн - феномен, суть которого состоит в том, что под воздействием современной массовой культуры (фильмов ужасов, боевиков, компьютерных игр - «шутеров» и др.) и под влиянием «деструктив-групп» в социальных сетях у молодых людей формируются разрушительные поведенческие установки, они устраивают кровавые побоища в местах массового скопления людей.
В России появились молодые люди - потенциальные носители идеи и способа социального влияния под названием «колумбайн» (произошло от наименования американского населенного пункта, в одной из образовательных организаций которого в 1999 г. случилось кровавое побоище, унесшее жизни учащихся) [3]. Распространение сетевых технологий резко расширило круг общения современных молодых людей (в возрасте от 12 лет и старше), осуществлять социальный контроль над которым в должной мере не в состоянии ни родители, ни общественность. Современные компьютерные игры своей концепцией продвигают деструктивное социальное поведение. Молодые люди смотрят художественные фильмы, эстетика которых подразумевает различные девиации: хулиганство, убийство, людоедство, бесчеловечность, изуверство и т. п. Они погружены в экранную культуру, транслирующую образы частых убийств, где педалируется ложная правильность уничтожения того, кто не нравится, кто другой. Следует подчеркнуть, что в информационной среде современных СМИ идет поэтизация греха, стирание табу человекоубийства, навязывание ложного выбора между социально одобряемым и социально неодобряемым, подсознательное впечатывание динамичных образов убийств (чаще всего символических) как способов решения всех проблем [4].
Некоторые молодые люди после компьютерных игр и просмотра фильмов держат себя в руках и не проявляют агрессии [5]. Другие становятся уязвимыми: с ними легко вступить в контакт, можно даже бессознательно «подселить» к ним кого-нибудь (как внутреннего советчика, своеобразного наставника) и удаленно ввести, к примеру через «синего кита», деструктивный набор психоустановок, таким образом формируя агрессивное поведение, что позволяет констатировать управляемость данного процесса [6].
В России наступает новый период, когда с вышеописанным феноменом придется иметь дело. Считаем, что в России сформировалась неправильная реакция на колумбайн-вызовы: родителям и представителям общественности закрыли доступ в общеобразовательные школы. При этом замалчивается и не решается реальная проблема: в школах критически мало мужчин-учителей (от общей численности кадрового состава), вынужденно транслируется «женский образец» воспитания. Учителя как агенты первичной социализации недостаточно формируют «мужской пример» для мальчиков, находящихся в границах риска и готовых выйти за пределы моральных ограничений (вплоть до убийства).
Представим понимание решения проблемы колумбайна. В основу положим результаты группового, фокусированного интервью лидеров (10 человек) общественных организаций Липецкой области на тему «Деструктивное поведение молодежи (на примере массового убийства в Керченском колледже)» (ноябрь 2018 г.). По мнению участников фокус-группы, государственные структуры должны инициировать разработку и реализацию комплекса стратегических мер, направленных на нейтрализацию угроз, создаваемых деструктивными элементами современного западного социума и продвигаемых посредством масскультуры и сетевых технологий, что позволит впредь не допустить возникновения ситуаций, аналогичных керченской трагедии.
Опираясь на результаты фокус-группового интервью, а также мнения, оценки, суждения современных исследователей, политиков, управленцев, предлагаем следующий комплекс мер, методологическое обеспечение которых включает методы аналитической интерпретации полученных данных, ранжирования, структурно-функционального анализа.
Во-первых, считаем целесообразным на основе существующих запросов населения России формировать государственную информационную политику посредством широкого общественного обсуждения, в том числе с помощью СМИ [7]. Это обсуждение обеспечит обратную связь между органами госуправления и обществом, что позволит отразить в информационной политике общественные ожидания и обеспечить ее широкую социальную поддержку.
Во-вторых, так как сложившаяся система формального образования не пользуется широкой социальной поддержкой [8], считаем, что назрела необходимость разработки комплекса стратегических мер в этой сфере, позволяющих учесть общественные интересы. Например, предлагаем принять меры по изменению образа учителя в социальном сознании, так как сложившийся образ учителя как человека, предоставляющего услугу, не подходит для формирования сознания учащихся в связи с тем, что учитель в данном случае не выступает значимым взрослым, с мнением которого нужно считаться. Полагаем, что оправданным будет изменение системы оплаты труда учителей с возвратом к единой тарифной сетке и нормативным определением условий начисления стимулирующих надбавок, что позволит привлечь в школу более квалифицированные кадры и мобилизовать мужчин-учителей с успешным опытом жизнедеятельности, с ощущением собственного призвания учителя, социально неравнодушных, с любовью относящихся к де- тям. Такие мужчины будут востребованы в школах в рамках модели формирования образа-примера состоявшегося человека для подростков. Считаем оправданным создание на основе родительских комитетов посредством социальных сетей (WhatsApp, Viber, «ВКонтакте» и др.) социальных групп и коммуникационных площадок для обсуждения и профилактики различных социальных проблем, в том числе проблемы колумбайна. Это позволит на базе школьных округов формировать социальные платформы, аккумулирующие общественное мнение, которое далее может преобразовываться в общественные поручения региональным депутатам для принятия законодательных инициатив, способствующих пресечению деструктивного поведения молодежи.
В силу того, что формальное школьное образование не является социально изолированной системой, представляется социально востребованным формирование комплекса мер по госуправ-лению системой образования и неформальной ее частью в СМИ, интернете, социальных сетях, в том числе на интернет-форумах. Это позволит государству контролировать современный электронный контент, в том числе индустрию компьютерных (в частности, обучающих) игр. Кроме того, считаем необходимым продолжить формировать систему управления киноконтентом посредством финансирования патриотически ориентированных кинокартин. В рамках современной государственной политики целесообразным будет возрождение госкомиссии по кинофикации и кинопрокату, что позволит оградить молодежь от негативного влияния киноконтента, содержащего кровавые сцены и демонстрирующего различные способы человекоубийства.
В-третьих, соглашаясь с военными экспертами, считаем необходимым создание аналитической спецслужбы по консциентальному противостоянию, что позволит обеспечивать государственную безопасность в сфере смыслов [9], организовывать наблюдение не только за террористическими организациями (запрещенными на территории РФ), перемещением наркотиков, оружия, но и за потоками информации в социальных сетях, в которых осуществляется вербовка жителей России террористическими организациями [10].
Полагаем, что при условии реализации вышеперечисленных мер изменится система социального контроля в сторону предотвращения девиаций. При этом стоит отметить, что в России есть политический и военный суверенитеты, на государственном уровне ведется работа по строительству государственного суверенитета в информационной, культурной, финансовой, образовательной сферах. Примером могут служить результаты деятельности российских компаний InfoWatch, «Крибрум», выполняющих господряды. Показателен опыт деятельности компании «Ашманов и партнеры» по выявлению в инфосети агентов, вовлекающих молодежь в девиации.
Таким образом, проблема деструктивного поведения молодежи в условиях информационной войны имеет комплексный характер, основательно связана как с институтами социализации, так и с государственными структурами.
Ссылки:
-
1. Громыко Н.В. Использование информационных технологий в качестве «консциентального оружия» [Электронный ресурс] // Восток : альманах. 2005. № 7/8 (31/32). Июль – август. URL: http://www.situation.ru/app/j_art_984.htm (дата обращения: 10.12.2018).
-
2. См.: Бабосов Е.М. Катастрофы: социологический анализ. Минск, 1995. 472 с. ; Бауман З. Индивидуализированное общество. М., 2002. 390 с. ; Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». 3-е изд., испр. и доп. СПб., 2013. 632 с. ; Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М., 2006. 873 с. ; Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996. 416 с. ; Его же. Социальное изменение как травма (статья первая) // Социологические исследования. 2001. № 1. С. 6–16.
-
3. Rice A.C. Researchers Study School Shooting [Электронный ресурс] // Magazine University of Northern Colorado. 2016. May 3. URL: https://www.unco.edu/unc-magazine/features/school-shooting.aspx (дата обращения: 10.12.2018).
-
4. Буркова В.Н., Бутовская М.Л. Насильственные компьютерные игры и проблемы агрессивного поведения детей и подростков // Вопросы психологии. 2012. № 1. С. 132–140.
-
5. Попов В.А., Валькова Л.С. Влияние компьютерных игр на уровень агрессивности подростков // Молодой ученый.
2014. № 7 (66). С. 279–281.
-
6. Bowers E.Sh. School Shooters – Inside Their Minds [Электронный ресурс] // Theory to Practice. 2013. No. 5. URL:
-
7. Российское общество после президентских выборов-2018: запрос на перемены [Электронный ресурс] : информ.-аналит. докл. ФНИСЦ РАН. М., 2018. 55 с. URL: http://www.isras.ru/files/File/publ/Ros_obschestvo_posle_prezident_vy-borov_2018.pdf (дата обращения: 21.01.2019).
-
8. См.: Система образования в России: 1991–2016 [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. 2016. № 3022. 22 янв. URL: (дата обращения: 21.01.2019) ; ЕГЭ-2018: общественная оценка [Электронный ресурс] // Там же. 2018. № 3705. 5 июля. URL: (дата обращения: 10.12.2018).
-
9. Макаров В.М. Консциентальная война: миф или реальность? // Наука и военная безопасность. 2003. № 2. С. 18–22. 10. Ларина Е., Овчинский В. Кибервойны XXI в. М., 2014. 380 с.
(дата обращения: 10.12.2018).
Список литературы Деструктивное поведение молодежи в условиях информационной войны: колумбайн-вызовы и меры преодоления
- Громыко Н.В. Использование информационных технологий в качестве «консциентального оружия» [Электронный ресурс] // Восток : альманах. 2005. № 7/8 (31/32). Июль - август. URL: http://www.situation.ru/app/j_art_984.htm (дата обращения: 10.12.2018).
- Бабосов Е.М. Катастрофы: социологический анализ. Минск, 1995. 472 с.
- Бауман З. Индивидуализированное общество. М., 2002. 390 с.
- Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». 3-е изд., испр. и доп. СПб., 2013. 632 с.
- Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М., 2006. 873 с.
- Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996. 416 с.
- Штомпка П. Социальное изменение как травма (статья первая) // Социологические исследования. 2001. № 1. С. 6-16.
- Rice A.C. Researchers Study School Shooting [Электронный ресурс] // Magazine University of Northern Colorado. 2016. May 3. URL: https://www.unco.edu/unc-magazine/features/school-shooting.aspx (дата обращения: 10.12.2018).
- Буркова В.Н., Бутовская М.Л. Насильственные компьютерные игры и проблемы агрессивного поведения детей и подростков // Вопросы психологии. 2012. № 1. С. 132-140.
- Попов В.А., Валькова Л.С. Влияние компьютерных игр на уровень агрессивности подростков // Молодой ученый. 2014. № 7 (66). С. 279-281.
- Bowers E.Sh. School Shooters - Inside Their Minds [Электронный ресурс] // Theory to Practice. 2013. No. 5. URL: https://ed.lehigh.edu/theory-to-practice/2013/school-shooters (дата обращения: 10.12.2018).
- Российское общество после президентских выборов-2018: запрос на перемены [Электронный ресурс] : информ.-аналит. докл. ФНИСЦ РАН. М., 2018. 55 с. URL: http://www.isras.ru/files/File/publ/Ros_obschestvo_posle_prezident_vyborov_2018.pdf (дата обращения: 21.01.2019).
- Система образования в России: 1991-2016 [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. 2016. № 3022. 22 янв. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236
- ЕГЭ-2018: общественная оценка [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. 2018. № 3705. 5 июля. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9195 (дата обращения: 10.12.2018).
- Макаров В.М. Консциентальная война: миф или реальность? // Наука и военная безопасность. 2003. № 2. С. 18-22.
- Ларина Е., Овчинский В. Кибервойны XXI в. М., 2014. 380 с.