Детоксикация мяса кроликов при контаминации 1,1-диметилгидразином
Автор: Заболотных М.В., Майканов Б.С., Аутелеева Л.Т., Сейденова С.П., Юсупова З.М.
Журнал: Вестник Омского государственного аграрного университета @vestnik-omgau
Рубрика: Ветеринария и зоотехния
Статья в выпуске: 2 (34), 2019 года.
Бесплатный доступ
Представлены результаты изыскания методов нейтрализации 1,1-диметилгидразина в продуктах животноводства. Проведенный литературный обзор показал, что 1,1-диметилгидразин и его производные - чрезвычайно токсичные соединения по отношению к различным видам животных и растительных организмов. Он может поступать в организм через органы дыхания, кожный покров, желудочно-кишечный тракт. Рабoты проведены в специально оборудованной приборами лаборатории и клинике Казахского агротехнического университета им. С. Сейфуллина на факультете ветеринарии и технологии животноводства (г. Нур-Султан), также все пробы исследованы в лаборатории РГП «НИЦ» «Ғарыш-экология» (г. Жезказган) для определения остаточного количества 1,1-диметилгидразина в мышцах кроликов. Проверено несколько препаратов-детоксикантов на опытных группах кроликов при их хронической интоксикации 1,1-диметилгидразином в дозе 0,5 мг/кг. При испытании детоксицирующих смесей, в состав которых входил антитокс, витамин В6, Е-селен, отвар травы ряски, витамин Е, в зависимости от их концентрации и состава наиболее эффeктивными были: антитокс 3 мл/г + витамин В6 - 0,2 г/кг и антитокс 3 мл/г + Е-селен...
Антитокс, 1, 1-диметилгидразин, детоксицирующая смесь, детоксикация, отвар травы ряски, витамин е
Короткий адрес: https://sciup.org/142220565
IDR: 142220565
Текст научной статьи Детоксикация мяса кроликов при контаминации 1,1-диметилгидразином
Одной из приоритетных и наукоемких областей человеческой деятельности является космическая промышленность, определяющая не только политический показатель современного государства, но и его научно-техническую, экономическую и оборонную мощь. Как известно, в ракетах тяжелого и среднего класса «Днепр», «Протон», и др., запускающихся с космодромов «Плесецк» и «Байконур», в качестве ракетного топлива применяется 1,1-диметилгидразин (1,1-ДМГ), в качестве его окислителя - тетраоксид азота [1]. При значительной коммерциализации космической отрасли, увеличении частоты запусков ракетных комплексов и появлении аварийных ситуаций стало понятно, что ракетно-космическая деятельность оказывает негативное влияние на окружающую природную среду [1; 2].
Все перечисленные компоненты представляют высокотоксичные вещества 1-го и 2-го класса опасности [1; 3].
Ракетное топливо - 1,1-диметилгидразин (несимметричный диметилгидразин (НДМГ)), называемый «гептил», представляет гигроскопичную, водорастворимую, бесцветную жидкость с неприятным запахом, характерными для органических аминов [4]. Это слабое основание, активный восстановитель, легко вступает в реакцию с со
единениями, содержащими в своем составе карбонильную группу и т.д. При запуске ракет-носителей (РН) происходит частичное образование НДМГ и распространение продуктов его окисления в виде аэрозолей. Пoстепеннo oседая, аэрoзoли распыляются в направлении движения воздушных масс на большие расстояния. Район токсичных продуктов распада НДМГ очень большой [5].
Всемирная организация здравоохранения отнесла ракетное топливо гептил к одному из наиболее токсичных веществ, в связи с его чрезвычайной опасностью даже в очень малых дозах. Несмотря на это гидразиновые ракетные топлива, производство и применение которых началось еще в середине XX в., до сих пор активно используются не только в боевых ракетах, но и в космических ракетах-носителях в России, Казахстане, Украине, США и Китае. Проблеме влияния последствий ракетно-космической деятельности (РКД) на состояние самочувствия населения, проживающего около границ района падения отделяющихся частей ракет-носителей (РП ОЧРН), посвящен ряд исследований [6]. Содержание указанных веществ в почве, воде, воздухе и других объектах окружающей среды в настоящий момент изучено недостаточно [7].
Токсичность несимметричного диметилгидразина (НДМГ), основного вещества жидкого ракетного топлива (гептил), создает серьезную проблему экологического характера для Республики Казахстан. В экспериментальных исследованиях установлено, что влияние НДМГ на организм человека приводит к нарушению иммунной, лимфатической, сердечно-сосудистой и центральной нервной систем, желудочно-кишечного тракта, крови, печени, кожи, поражению репродуктивной системы, образованию внутриутробного недоразвития плода, тяжелым врожденным уродствам и другим патологическим проблемам [8].
Клинически отравления 1,1-ДМГ зависят от его пути попадания в организм, длительности и дозы воздействия. Оно настолько полиморфно (от легкой тошноты и головокружения до тяжелых бронхоспазмов, нейротоксикоза и поражения печени) и настолько неспецифично, что трудно сказать, чем именно вызваны наблюдаемые явления [9—11].
Патоморфологическая картина отравления загрязненных животных объясняется нарушениями крово- и ликворообращения в головном мозге. В печени возникает белковая и жировая дистрофия. Отмечаются дистрофические изменения и нарушения гемодинамики в миокарде и почках. Отсюда следует, что состояние экосистем в местах попадания токсичных компонентов ракетного топлива свидетельствует об ухудшении экологического показателя на прилегающих территориях ракетного полигона [12].
В данное время применяемые способы обработки загрязненных территорий 1,1-диметилгидразином приводят к отравлениям с токсически нежелательным эффектом.
Путем мониторинга и выбора средств мы подобрали «Антитокс»; препарат произведен в Германии компанией «ImmCont GmbH», предназначен для нейтрализации токсичных веществ в организме животных, рекомендуется его использовать при отравлении, лечении воспалений, нарушении обмена веществ и вызванных этим расстройствах. Не имеет противопоказаний, не влияет на качество мясомолочных продуктов. В его составе натрия тиосульфат, натрия глутамат, хлоркрезол, натрия бисульфит [6]. Несмотря на это в доступной литературе мы не нашли описания применения антитокса как антидота, используемого для выведения 1,1-диметилгидразина из организма животных при интоксикации. Кроме этого в опыт были включены и препараты, улучшающие обмен веществ: Е-селен и Витамин B6.
Е-селен восполняет недостаточность витамина Е и селена в организме животных. Витамин Е обеспечивает активацию окислительно-восстановительных реакций и ока- зывает положительное влияние на углеводно-жировой обмен, улучшает усвоение витаминов А и D3, поднимает уровень иммунитета и общую сопротивляемость организма [13; 15]. Биологическая роль селена связана с его антиоксидантными функциями. Он способствует нейтрализации токсических веществ в организме животных. Введение препарата приводит к быстрому росту концентрации витамина Е и селена в организме животных, нормализации обменных процессов [14; 15].
Витамин B6 (пиридоксин) относится к водорастворимой группе витаминов и очень важен, так как с его помощью в печени образуется фермент, участвующий в синтезе аминокислот, основного «строительного материала» белков, он может спонтанно вступать в реакцию с 1,1-диметилгидразином при комнатной температуре, чтобы уменьшить его повреждения, а также оказывает защитное действие против токсического влияния [16].
Принимая во внимание эти научные данные, перед нами была поставлена цель – определить: эффективность использования детоксицирующих смесей № 1, 2, 3 разных составов для уменьшения процессов интоксикации и остаточные количества 1,1-диме-тилгидразина в органах и тканях кроликов.
Материалы и методы
Исследования проведены на базе лаборатории «Пищевая безопасность продуктов животноводства» кафедры ветеринарной санитарии Казахского агротехнического университета им. С. Сейфуллина и в аналитической лаборатории РГП НИЦ «Ғарыш-экология» (г. Жезказган). Эксперименты выполнены на кроликах в возрасте 3–4 мес массой от 1,5 до 2,0 кг с небольшой погрешностью. Кролики по принципу аналогов были разделены на три опытные и контрольную группы: № 1, 2 и 3 (по 5 гол. в каждой). Животных содержали в стандартных условиях вивария на сбалансированном по питательным веществам рационе со свободным доступом к воде и корму.
Кроликов первой, второй и третьей опытных групп подвергали хронической интоксикации путем выпаивания однократно 1,1-диметилгидразина при смешивании с дистиллированной водой в течение 4 нед. в дозе 0,5 мг/кг смесями препаратов (№ 1, 2, 3). Интактные животные являлись контрольной группой.
Были подобраны детоксицирующие смеси (ДС):
-
1. ДС № 1: антитокс 3 мл/г + витамин В6 – 0,2 г/кг 2–3 раз / 7 дн.
-
2. ДС № 2: антитокс 3 мл/г + Е-селен – 0,04 мл / 1 кг массы тела или перорально с водой 0,1 мл/кг 2–3 раз / 7 дн.
-
3. ДС № 3: раствор ряски 10 г / 2 кг + витамин Е – 0,2 г/кг 2–3 раз / 7 дн.
Учитывали результаты по ежедневному клиническому состоянию животных, их активности, состоянию шерстного покрова, поедаемости корма и потреблению воды. По окончании исследований (4 нед.) выведение животных из эксперимента осуществляли путем обескровливания на фоне инъекционного наркоза золетилом. Физико-химические показатели мяса кроликов устанавливали арбитражными методами. Определение 1,1-диметилгидразина в органах и тканях – методом ионной хроматографии с амперометрическим детектированием МВИ № 34-02 (KZ.07.00.01775-2013).
Исследования с лабораторными животными выполнены в соответствии с требованиями Европейской конвенции о защите позвоночных животных, используемых для экспериментов или в иных научных целях [17]. Статистическую обработку результатов проводили с использованием t-критерия Стьюдента для независимых выборок в программе STATISTICA v. 12 (StatSoft Inc, USA).
Результаты исследований
У животных, интоксицированных раствором 1,1-диметилгидразина, наблюдали слабо выраженное угнетение, они были подвижны, принимали корм и воду. Для их состояния были характерны невыраженное дыхание, тремор и подергивание тела, взъе-рошенность волосяного покрова.
У животных контрольной группы изменения клинического статуса не отмечены.
Результаты исследований клинического статуса животных приведены ниже (табл. 1).
Клинические показатели опытных животных (кроликов)
Таблица 1
№ п/п |
Параметр 1 |
Масса, кг |
Пульс, ударов/мин |
Температура, ºС |
Дыхание |
Норма |
180–300 (120–200) |
38,5–39,5 |
50–60 ударов/мин |
||
ОГ 1 |
До детоксикации |
1,5 ± 0,02 |
123,3 ± 13,7 |
37,47 ± 0,91 |
139,31 ± 29,12 |
После ДС № 1 |
1,7 ± 0,01 |
140,1 ± 8,66 |
37,3 ± 0,67 |
136 ± 21,1 |
|
ОГ 2 |
До детоксикации |
1,8 ± 0,03 |
134,6 ± 16,13 |
37,81 ± 0,53 |
135,68 ± 23,09 |
После ДС № 2 |
1,8 ± 0,07 |
112 ± 9,32 |
37,4 ± 0,98 |
122 ± 14,25 |
|
ОГ 3 |
До детоксикации |
1,7 ± 0,02 |
129,5 ± 13,66 |
36,52 ± 1,03 |
153,25 ± 18,40 |
После ДС № 3 |
1,8 ± 0,06 |
121,3 ± 3,52 |
38,1 ± 1,12 |
112 ± 6,13 |
|
КГ |
– |
2 ± 0,06 |
164,8 ± 9,52 |
39,1 ± 1,10 |
83 ± 6,13 |
Примечание. ДС – детоксицирующая смесь; ОГ – опытная группа; КГ – контрольная группа.
Клинические параметры экспериментальных животных со 2-й нед. после детоксикации указывают: в опытной группе 1 стабилизируется пульс (140,1 ± 8,66), дыхание от 153,25 ± 18,40 до 112 ± 6,13, это свидетельствует о возможном положительном влиянии детоксицирующих составов.
Результаты физико-химических показателей мяса кроликов при экспериментальном токсикозе представлены в табл. 2. Отклонения отмечены в опытной группе 3, реакция на пероксидазу отрицательная, содержание рН – 6,34 ± 1,2, реакция продуктов первичного распада белка положительная, а в контрольной группе отрицательная.
При определении аммиака и солей аммония (реакция с реактивом Несслера) экстракт мяса опытных групп во всех пробах дал положительную реакцию, в контрольной группе – отрицательную.
Таблица 2 Физико-химические показатели мяса опытных кроликов
№ п/п |
Группа |
Показатель |
|||
Реакция на пероксидазу |
рН |
Реакция с 5%-ным раствором сернокислой меди |
Определение аммиака и солей аммония |
||
1-я |
Опытная 1 |
+ |
6,01 ± 0,24 |
Прозрачная, без изменений |
Желтый цвет с выпадением осадка |
2-я |
Опытная 2 |
+ |
6,2 ± 0,53 |
Прозрачная, с выпадением хлопьев |
Интенсивно-желтый цвет, небольшое помутнение |
3-я |
Опытная 3 |
– |
6,34 ± 1,2 |
Наблюдается помутнение вытяжки |
Интенсивно-желтый цвет, небольшое помутнение |
4-я |
Контрольная |
+ |
6,1 ± 0,12 |
Прозрачная, без изменений |
Прозрачный |
Как видно из рис. 1-3, концентрация 1,1-ДМГ превышает предельно допустимое количество и обнаруживается практически во всех съедобных частях тушки кролика -бедренных мышцах, а также в печени, легких и почках.
Степень накопления токсина в органах и тканях разная. По концентрации 1,1-ди-метилгидразина органы и ткани можно расположить в определенной последовательности - печень, почки, грудные мышцы и легкие.
Наибольшее количество 1,1-диметилгидразина сконцентрировано в опытной группе 1 до применения детоксицирующих смесей, в печени - 2,74 ± 0,82 мг/кг и почках 1,86 ± 0,56, меньше его в грудных мышцах 0,36 ± 0,11 мг/кг (рис. 2).

Печень
Почки
Гр.
Мышцы до детоксикации после детоксикации

Гр.
Мышцы
Печень
Почки
до детоксикации после детоксикации
Рис. 2. Концентрация 1,1-ДМГ в опытной группе 2, мг/кг

до детоксикации после детоксикации
Рис. 1. Концентрация в 1,1-ДМГ в опытной группе 1, мг/кг
Рис. 3 . Концентрация 1,1-ДМГ в опытной группе 3, мг/кг
После использования детоксицирующей смеси № 3 (раствор ряски 10 г / 2 кг + витамин Е - 0,2 г/кг) остаточное количество 1,1-ДМГ в печени - 2,38 ± 0,72 мг/дм3, в почках - 1,62 ± 1,09 мг/дм3, что подтверждает низкую эффективность смеси (рис. 3).
При применении ДС № 1 (антитокс, 3 мл/г + витамин В6 - 0,2 г/кг) и ДС № 2 (ан-титокс, 3 мл/г + Е-селен) остаточное количество 1,1-диметилгидразина снижается до предельно допустимой концентрации в грудных мышцах, почках и легких (< 0,1 мг/дм3), отмечается его незначительное присутствие в печени - 0,4 ± 0,3 мг/дм3 (рис. 1).
Заключение
При использовании детоксицирующей смеси № 3 отмечена наименьшая эффективность процессов детоксикации в организме интоксицированных животных, доказательство тому и результаты физико-химических исследований (превышение концентрации водородных ионов, отрицательная реакция на пероксидазу), и увеличение предельно допустимой концентрации остаточного количества 1,1-ДМГ в органах, а именно в печени – 2,38 ± 0,72 мг/дм3, почках – 1,62 ± 1,09 мг/дм3.
При примeнении ДС № 1 и ДС № 2 клинические, физико-химические показатели приходят в норму, остаточноe количeство 1,1-диметилгидразина устанавливается до предельно допустимой концентрации в грудных мышцах, почках и легких (менее 0,1 мг/дм3).
Таким образом, из испытанных нами трех детоксицирующих смесей наиболее эффeктивны составы: антитокс 3 мл/г + витамин В6 – 0,2 г/кг и антитокс 3 мл/г + Е-селен. Подобранные экспериментальным путем смеси улучшают клинические, физико-химические показатели животных и уменьшают остаточное количество 1,1-диме-тилгидразина до предельно допустимой концентрации в грудных мышцах, почках и легких (до 0,1 мг/дм3).
M.V . Zabolotnykh 1, B.S. Maykanov2, L.T. Auteleeva2, S.P. Seydenova2, Z.M. Yusupova2 1Omsk State Agrarian University named after P.A. Stolypin, Russian Federation, Omsk 2Kazakh Agrotechnical University named after S. Seyfullin, Republic of Kazakhstan, Nur-Sultan
Detoxification of Rabbit Meat Contaminated by 1,1-dimethylhydrazine
Список литературы Детоксикация мяса кроликов при контаминации 1,1-диметилгидразином
- Лавриенко И.А. 1,1-диметилгидразин: мутагенные и общетоксические свойства/В.А. Лавриенко//Вeстн. НГУ. Сер. Биология, клиническая медицина. -2012. -Т. 10, вып. 3. -С. 229-236.
- Choudhary G., Hansen H. Human Health Perspective on Environmental Exposure to Hydrazines: A Review//Chemosphere. 1998. -Vol. 37. -№ 5. -P. 801-843.
- Экологическая безопасность деятельности космодрома «Байконур»/Ж. Жубатов ; под ред. д. т. н., акад. МАНЭБ Ж. Жубатова. -Алматы, 2011. -430 с.
- Ушакова В.Г. Особенности химических превращений НДМГ и его поведение в объектах окружающей среды/В.Г. Ушакова, О.Н. Шпигун, О.И. Старыгин//Ползуновский вeстн. -№ 4. -2004. -С. 22.
- Ovchinnikov M.Yu. Russian Launch Opportunities for Small Satellites/M.Yu. Ovchinnikov//Acta Astronautica. -March 1998. -V. 43. -Issue. -11-12. -Pp. 623-629.
- http://www.prpc.ru/booklet5/03.shtml.
- Белор А.А. К вопросу о токсичности и опасности гидразина и его производных (обзор)/А.А. Белор//Промышленная токсикология. -№ 6. -С. 3-18.
- Нарушение и загрязнение сельскохозяйственных земель районов падения ракет носителей/Р.А. Мирзадинов //Докл. Нац. акад. наук Республики Казахстан. -2007. -№ 2. -С. 91.
- Biodeterioration of 1,1-dimethylhydrazine from air stream using a biofilter packed with compost-scoria-sugarcane bagasse/Y. Hajizadeh et al.//Atmospheric Pollution Research, 9(1), 2018. -С. 37-46.
- Королева Т.В. Изучение распространенности заболеваний среди детского населения, проживающего в районах ракетно-космической деятельности/Т.В. Королева, О.В. Черницова. -2015. -№ 1. -С. 71-79.
- Гидразин и его производные -токсические свойства и отравления//Совместное издание ООН по окружающей среде, Международной организации труда и ВОЗ. -М.: Медицина. -1991. -С. 31.
- Влияние продуктов сгорания жидкого и твердого ракетного топлива на окружающую среду/А.Ю. Васянина ; науч. рук. -М.В. Чижевская, И.П. Назаров/Сиб. гос. аэрокосм. ун-т им. акад. М.Ф. Решетнева. -Красноярск, 2014.
- Резистентность мембран эритроцитов при действии 1,1-диметилгидразина, тяжелых металлов и биологически активных веществ. -Алматы, 2017. -С. 3.
- Nitrate detoxification using antioxidants and probiotics in the water for rabbits /Y.A. Attia et al.//Revista Colombiana de Ciencias Pecuarias, 31(2), 2018. -С. 130-138.
- http://knu.znate.ru.
- Comparative analysis of protective effects of curcumin, curcumin-β-cyclodextrin nanoparticle and nanoliposomal curcumin on unsymmetrical dimethyl hydrazine poisoning in mice/W. Li et al.//Bioengineered 7(5), 2016. -С. 334-341.
- Европейская конвенция о защите позвоночных животных, используемых для экспериментов или в иных научных целях (ETS № 123), Руководство по размещению и заботе о животных, Статистические таблицы и пояснительные записи (г. Страсбург, 18.03.1986) (с изм. от 22.06.1998). -URL: http://base.garant.ru/4090914/(дата обращения: 21.01.2019).