«Детские сцены» Роберта Шумана: границы, образы, движения

Бесплатный доступ

Статья посвящена фортепианному циклу Роберта Шумана «Детские сцены». В отличие от других циклических произведений композитора, в нем отсутствуют яркая контрастность, виртуозное начало, дуалистичность образов. При этом выразительность музыкальных «персонажей», представленных в кратких пьесах-зарисовках, чрезвычайно характерна и жизненно достоверна. «Детские сцены» являются программным сочинением. Это отражено в наименовании цикла и в названиях пьес. Обозначения темпа и характера, данные в начале каждой пьесы, а также исполнительские указания (лиги, штрихи, знаки акцентуации) руководят воображением интерпретатора. Анализ фактуры, гармонии, форм движения, взаимодействий ритма и метра позволяют выявить подробности каждого музыкального «портрета». Наблюдение за оппозициями - тихого и шумного, медленного и стремительного, радостного и скорбного, серьезного и шутливого, игрового и мечтательного, взрослого и детского - обнаруживает поэтику границ, формирующую весь цикл. Границы, обрамляющие каждую пьесу, требуют известного волевого преодоления как при переходе от одной пьесы к другой, так и на всем протяжении звучания музыки. Автор и «мир детства», явленный музыкой, всегда разделены. Также и исполнитель, преодолевая границу звучащего образа, остается сторонним наблюдателем. Поэтика границ позволяет войти в образный мир «Детских сцен», увидеть грани, отделяющие один образ от другого, найти верный тон звучания, осознать особую авторскую рефлексию в каждом повороте интонационного сюжета.

Еще

Детские сцены, роберт шуман, фортепианный цикл, образный мир, образ движения, границы

Короткий адрес: https://sciup.org/148327542

IDR: 148327542   |   DOI: 10.37313/2413-9645-2023-25-93-75-86

Список литературы «Детские сцены» Роберта Шумана: границы, образы, движения

  • Амброс, А. Роберт Шуман. Жизнь и творчество / Пер. с нем. А.Н. Серова. Коммент. Вл. Протопопова. - М.: Музыка, 1988. - 62 с.
  • Бородин, Б. Очерки по истории фортепианного искусства: Учебное пособие по курсу "История фортепианного искусства". - М.: ООО "Дека-ВС", 2009. - 176 с.
  • Воспоминания о Роберте Шумане / Составление, комментарии и предисловие О.В. Лосевой. Переводы А.В. Михайлова и О.В. Лосевой. - М.: Издательский дом "Композитор", Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, 2000. - 556 с., нот.
  • Житомирский, Д. В. Роберт Шуман. Очерк жизни и творчества. - М.: Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского, Издательский Дом "Композитор", 2000. - 376 с.
  • Зенкин К.В. Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма. - М., 1997. - 415 с. EDN: YPPRFC
  • Меркулов, А. М. Фортепианные сюитные циклы Шумана: Вопросы целостности композиции и интерпретации. - М.: Музыка, 2006. - 95 с., нот. - (Библиотека музыканта-педагога). EDN: QXWLBB
  • Шуман в квадрате. - М.: Издательский дом "Классика-XXI", 2008. - 96 с. Сост. А. Путилов.
  • Шуман, Р. Письма. Т. 1 (1817-1840). - М.: Музыка. - 1970. Пер. с нем. А.А. Штейнберг, ред. перевода и пер. части писем Н.А. Темчиной. Сост., тех. ред., вступ. статья, коммент., указ. Д.В. Житомирского. - 720 с.
  • Шуман, Р. Письма: В 2-х т. Т. 2 / Сост., науч. ред., вступ. статья, коммент. Д.В. Житомирского. - Пер. с нем. Д.В. Житомирского, Е.М. Закс, Л.С. Товалевой, В.Г. Шнитке. - М.: Музыка, 1982 (IV кв.). - 525 с., портр., нот.
Еще
Статья научная