Девальвация ренессансной концепции человека в пьесе А. Николаи "Гамлет в остром соусе"
Автор: Липнягова Светлана Геннадьевна, Щукина Марина Сергеевна
Журнал: Сибирский филологический форум @sibfil
Рубрика: Русское и зарубежное литературоведение
Статья в выпуске: 4 (8), 2019 года.
Бесплатный доступ
В статье пьеса современного итальянского драматурга Альдо Николаи «Гамлет в остром соусе» рассматривается как ярчайший пример постмодернистского переосмысления ренессансной модели гуманизма и порожденной ею концепции человека. Драматург вступает в межкультурный диалог с трагедией Уильяма Шекспира «Гамлет, принц Датский», чтобы показать на примере образа Гамлета современное положение гуманистических ориентиров прошлого. Целью статьи становится выявление специфики художественного отображения ренессансной концепции человека в пьесе «Гамлет в остром соусе», а соответственно, и ее актуальности, жизненности в постсовременном пространстве культуры. Методологической базой исследования являются труды А.А. Смирнова, А.А. Аникста, освещающие ренессансно-гуманистические основания шекспировского творчества, а также работы H.A. Бердяева, А.И. Извекова, посвященные кризисным периодам существования европейского гуманизма в XX веке, в частности в контексте антропологического кризиса. В пьесе Альдо Николаи шекспировская трагедия переосмысляется с «точки зрения» ее предполагаемых второстепенных персонажей - кухонной прислуги, что позволяет автору подвергнуть деконструкции событийную основу трагедии о принце Гамлете и образ ее центрального персонажа. В результате сравнительно-сопоставительного анализа доказывается, что переосмысление шекспировской метафоры «мир - театр» обусловлено изменением функции персонажей в пьесе «Гамлет в остром соусе». Децентрация, деконструкция, сатирическое переосмысление, аксиологическое опустошение образа датского принца, окруженного в итальянской пьесе гедонистическими, гомосексуальными, гастрономическими мотивами, позволяет сделать вывод о девальвации гуманистической концепции человека, оказавшейся несостоятельной в эпоху постмодерна.
Ренессансный гуманизм, гуманистическая концепция человека, принц гамлет, альдо николаи, постмодернизм, деконструкция, второстепенные персонажи, гастрономическая тема, метафора "мир - кухня"
Короткий адрес: https://sciup.org/144161636
IDR: 144161636 | DOI: 10.25146/2587-7844-2019-8-4-30
Список литературы Девальвация ренессансной концепции человека в пьесе А. Николаи "Гамлет в остром соусе"
- Аникст А.А. Трагедия Шекспира "Гамлет". Литературный комментарий: кн. для учителя. М., 1986. 124 с.
- Бердяев H.A. Конец Ренессанса и кризис гуманизма. Разложение человеческого образа // Новый мир. 1990. № 1. С. 209-216.
- Извеков А.И. Проблема личности постмодерна: Кризис культурной идентификации. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. 243 с.
- Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб.: Алетейя, 2000. 347 с.
- Николаи А. Гамлет в остром соусе [Электронный ресурс] / пер. с итал. Н. Живаго // Театральная библиотека. URL: http://www.theatre-library.ru/authors/n/nicolai_aldo (дата обращения: 02.08.2019).
- Пинский Л.Е. Шекспир. Основные начала драматургии. М., 1971.
- Смирнов А.А. Шекспир, Ренессанс и барокко // Вестник ЛГУ. 1946. № 1. С. 96-112.
- Степанова В.А. Роман З. Прилепина "Санькя": трансформация традиционализма // Сибирский филологический форум. 2018. № 4 (4). С. 81-90.
- Шекспир У. Трагедия о Гамлете, принце Датском / под ред. А.А. Смирнова // Уильям Шекспир. Полное собрание сочинений: в 8 т. М.: Искусство, 1960. Т. 6. С. 5-158.
- Shakespeare W. Hamlet / Edited by J. Bate, E. Rasmussen. London: Palgrave Macmillan, 2008. 256 p.