Сибирский филологический форум
В 2016 г. На базе университета был проведен Сибирский филологический форум, собравший филологов России и зарубежья и ставший местом дискуссий и обмена идеями, наработками, проектами. Данное событие послужило поводом для создания журнала, на страницах которого не одномоментно, а регулярно можно было бы проводить подобные обсуждения, делать обзоры, сообщать о значимых событиях в области филологии.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-70429 от 20 июля 2017 г.
С 01.03.21 журнал включен в Перечень ВАК рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук по специальностям:
- 10.01.01 Русская литература
- 10.01.08 Теория литературы. Текстология
- 10.02.01 Русский язык
- 10.02.19 Теория языка
Задачи и тематика журнала:
- Публикация оригинальных научных исследований по филологии 10.00.00
- Дискуссии и обзоры по актуальным проблемам филологии
- Рецензии на статьи и монографии российских и зарубежных филологов
- Освещение научных филологических событий (конференций, круглых столов, семинаров, научных школ)
- Хроники региональных исследований
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева"
Выпуски журнала
Статьи журнала
Венеция в прозе В.Ф. Ходасевича
Статья научная
В статье представлено исследование «венецианского текста» в очерковой прозе В.Ф. Ходасевича. Анализ прозаических произведений писателя о Венеции позволяет рассмотреть основные черты «венецианы» Ходасевича 1910-х гг. К чертам «венецианы» в прозе Ходасевича автор статьи относит неромантическое восприятие действительности, карнавальность, систему образов смерти, искусственность венецианского пространства, негативно представленные образы туристов. Кроме того, автор статьи исследует сходства и различия творчества Ходасевича и творчества современников писателя. В статье делается вывод о том, что в прозе и в лирике Ходасевича Венеция явлена различно: в стихотворениях писатель ближе к традиции, в очерках - отдаляется от нее; в ранней «венецианской» лирике присутствует образ возлюбленной, в прозе образ возлюбленной не появляется; в поэзии действительность представлена в романтическом ключе, в прозаических произведениях - в экзистенциальном.
Бесплатно
К вопросу о религиозности И.А. Гончарова (на примере романа "Обрыв")
Статья научная
В отношении И.А. Гончарова проблема изучения религиозности специалистами, как правило, не ставится, поскольку писателю не были свойственны серьезные религиозные искания, его вера в своей основе была «младенческой», следовательно, и вопросов здесь почти не остается. Однако вера Гончарова как часть его мировоззрения, как набор моральных норм и установок, жизненных императивов - эксплицитно и имплицитно проявляется в его творчестве. Цель статьи - описать функционирование религиозных мотивов в романе «Обрыв», в котором религиозные мотивы проявились наиболее открыто. Методы исследования - биографический и историко-литературный. В результатеанализа романа «Обрыв» описываются типы веры, свойственные героям Гончарова, выясняется, что для его героев религиозные кризисы закономерно не характерны. Особое внимание уделяется религиозным мотивам при описании жизненной драмы Веры и Бабушки Бережковой.
Бесплатно
Мотив ухода на войну и возвращения воина в прозе В. Распутина
Статья научная
Цель статьи - анализ мотива ухода на войну и возвращения воина на примере текстов В. Распутина. В прозе писателя отмечается трансформация этого принципиально важного для прозы второй половины XX в. мотива. Война - как переход из заповедного пространства деревни в инопространство - предопределяет судьбы героев: готовность к охранению - одна из значимых характеристик мужских образов. Исполнение миссии делает возможным возвращение в сакральное пространство через обряд включения, отступление же ведет к отказу от судьбы, невозможности вернуться к патриархальному укладу.
Бесплатно
Языковой образ России в русскоязычной версии газеты "Жэньминь жибао": географический аспект
Статья научная
В статье рассматривается языковой образ России в русскоязычной версии газеты «Жэньминь жибао» на основе анализа употребляемых на ее страницах наименований городов и других территориальных образований. В качестве материала исследования выступили тексты, опубликованные в газете с 9 февраля по 10 марта 2018 г. Автор приходит к выводу, что в газете «Жэньминь жибао» языковой образ России формируется главным образом на основе наименований территориальных образований в западной части страны, он представлен преимущественно топонимами Москва и Санкт-Петербург. Этот факт объясняется тем, что внимание журналистов сосредоточено на важных международных событиях, а также на информации о катастрофах.
Бесплатно
Ассоциативное поле "море" в языковом сознании русских и испанцев
Статья научная
Россия и Испания - страны с похожими историческими судьбами, но совершенно разными культурными традициями. К сопоставительному анализу языкового сознания русских и испанцев обращались многие исследователи, среди них Ю.Н. Караулов, А.А. Оганова, А.А. Яковлев и др. Поскольку одним из факторов, влияющих на формирование и развитие национального менталитета, является природная среда, в данной статье предпринимается попытка выявления особенностей психолингвистического восприятия образа моря русскими и испанцами. В рамках данного исследования был проведен ассоциативный эксперимент среди русских и испанцев. Анализ смысловой структуры полученных в ходе исследования ассоциативных полей показал, что образ моря в языковом сознании испытуемых связан прежде всего с представлением о месте отдыха, месте обитания животных и о большом водном пространстве. В целом образ моря в двух рассматриваемых культурах различается незначительно.
Бесплатно
Статья научная
В статье описан тип бабушки в романе И.А. Гончарова «Обрыв» (1869), повести М. Горького «Детство» (1913) и книге В.П. Астафьева «Последний поклон» (1968, 1980, 1991). Целью работы является выявление типологических черт образа, а также объяснение индивидуально-авторских различий в описании героини. Метод исследования - сравнительно-исторический. В результате анализа названных произведений обнаруживаются сходства в изображении типа: внутренняя сила, неординарность натуры, выразительность речевого портрета, нелегкая судьба, неидеальность, но авторитетность моральных оснований для героя. и отличия, обусловленные временем создания текста и особенностями мировоззрения автора.
Бесплатно