Диалектическое движение философской мысли: генезис системы знания в философии Александра Кожева. Статья вторая: синтез дискурсов

Автор: Дорофеев Я.С.

Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 4, 2024 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается историко-философская концепция французского неогегельянца Александра Кожева - Система Знания - проект завершения исторического становления философского дискурса, вдохновлённого Г. Гегелем. Представляемая вниманию читателей вторая статья завершает и подытоживает рассмотрение и анализ кожевской схемы развития философии, акцентируя внимание на взаимоотношении и синтезе дискурсов теологии, науки и морали в историко-философском контексте философа, проясняя тем самым представление А. Кожева о гегелевском Антропотеизме. Специфика кожевского подхода к истории философии заключается не в акценте на общепринятой преемственности западной мысли от древних греков, а в выделении ключевого изменения, обусловленного влиянием христианства, интегрирующего элементы эллинской языческой философии и иудейский монотеизм. С целью прояснить нерелевантность представлений А. Кожева касательно античной философии (как и философий последующих исторических периодов) и взглядов авторитетных исследователей философии Античности, мы обратились к концепции четырёх жанров историографии в современной философии, предложенной Р. Рорти, согласно которой историко-философскую концепцию А. Кожева следует отнести к Geistesgeschichte или «истории духа».

Еще

Кожев, диалектика, неогегельянство, гегель, история философии, дискурс, хайдеггер, рорти, христианский антропологизм, койре

Короткий адрес: https://sciup.org/149145011

IDR: 149145011   |   DOI: 10.24158/fik.2024.4.12

Список литературы Диалектическое движение философской мысли: генезис системы знания в философии Александра Кожева. Статья вторая: синтез дискурсов

  • Дорофеев Я.С. Диалектическое движение философской мысли: генезис Системы Знания в философии Александра Кожева. Статья первая: диалектика и дедогматизация // Общество: философия, история, культура. 2024. № 3. С. 74-79. DOI: 10.24158/fik.2024.3.8 EDN: DLTFHZ
  • Кожев А. Введение в чтение Гегеля / пер. с нем. и послесл. А.Г. Погоняйло. СПб., 2003. 792 с. EDN: XVULBD
  • Кожев А. Религиозная метафизика Владимира Соловьёва // Атеизм и другие работы. М., 2006. С. 175-257.
  • Курилович И.С. Бог распятый в основании новоевропейской науки и источники интерналистского антипозитивизма. Статья первая: Койре // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2020. № 3 (22). С. 24-35. DOI: 10.28995/2073-6401-2020-3-24-35 EDN: BOZEES
  • Курилович И.С. Французское неогегельянство. Ж. Валь, А. Койре, А. Кожев и Ж. Ипполит в поисках единой феноменологии Гегеля - Гуссерля - Хайдеггера. М., 2019. 224 с. EDN: MGXJYC
  • Платон. Тимей / пер. С.С. Аверинцева // Собрание сочинений: в 4 т. / пер. с древнегреч.; общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи; вступ. ст. и ст. в примеч. А.Ф. Лосев; примеч. А.А. Тахо-Годи. М., 1994. Т. 3. 654 с.
  • Рорти Р. Историография философии: четыре жанра // Джохадзе И.Д. Неопрагматизм Ричарда Рорти. М., 2001. С. 182-198.
  • Heidegger M. Sein und Zeit. Tübingen, 2002. 449 s. (на нем. яз.).
  • Kojève A. Essai d'une histoire raisonnée de la philosophie païenne. Vol. 3. La philosophie Hellénistique, Les néo-platoniciens. P., 2018. 532 p. (на фр. яз.).
Еще
Статья научная