Диалог с Ф. М. Достоевским в романе Е. Р. Домбровской "Путь открылся... Чехов. Духовные странствия Тимофея диакона"
Автор: Пращерук Наталья Викторовна
Журнал: Проблемы исторической поэтики @poetica-pro
Статья в выпуске: 4 т.17, 2019 года.
Бесплатный доступ
В статье исследуется диалог с Ф. М. Достоевским, который разворачивается в христианском метаромане Е. Р. Домбровской «Путь открылся… Чехов. Духовные странствия Тимофея диакона». Показывается, что диалог носит масштабный, системный и многоаспектный характер. Он ведется на всех уровнях художественной системы произведения: авторской установки, метода, жанра, сюжета, системы персонажей - и позволяет писателю осуществить грандиозный герменевтический опыт. В диалогическом соотнесении Чехова и Достоевского выявляется, что этих двух классиков XIX в. роднит верность евангельскому духу, которая помогает обоим художникам быть богословски точными / корректными в оценках и акцентах. Однако если Достоевский, захваченный прежде всего проблемой разрушения религиозного сознания и испытания человека на путях свободы без Бога, в своих произведениях прямо «проговаривает» принципы и смыслы христианского вероучения, то чеховский духовный реализм, высвечивающий «движение сущностного слоя» через призму повседневного существования человека, скорее «дышит безмолвием, живет внутренним словом». И, кроме того, Чехов как сын своего времени острее чувствует опасность фарисейства. Диалог с Достоевским осуществляется не только в филологических штудиях главного героя, но и в прочтении судеб персонажей романа, в осмыслении духовного состояния современной России. В статье - с опорой на размышления Е. Р. Домбровской - впервые указывается, что понимание Чеховым красоты / Красоты трактуется и как продолжение известного завета Достоевского, и как обогащение его новыми сокровенными смыслами.
Чехов, достоевский, диалог, христианский метароман, христианский реализм, сюжет, герой, понимание красоты
Короткий адрес: https://sciup.org/147226231
IDR: 147226231 | DOI: 10.15393/j9.art.2019.6201
Список литературы Диалог с Ф. М. Достоевским в романе Е. Р. Домбровской "Путь открылся... Чехов. Духовные странствия Тимофея диакона"
- Анненский И. Ф. Книги отражений. - М.: Наука, 1979. - 679 с.
- Антоний (Храповицкий), митрополит. Ф. М. Достоевский как проповедник возрождения // Евангелие Достоевского: в 3 т. - Тобольск: Общественный благотворительный фонд «Возрождение Тобольска», 2017. - Т. 3. Свидетельства. Критика. Богословие. - С. 99-377.
- Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979. - 424 с.
- Бочаров С. Г. Чехов и философия // Вестник истории, литературы, искусства. - М., 2006. - Т. 3. - С. 146-159.
- Громов М. П. Книга о Чехове. - М.: Современник, 1989. - 384 с.
- Зусева-Озкан В. Б. Инвариантная структура и типология метаромана // Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. - 2007. - № 7. - С. 35-44.
- Зусева-Озкан В. Б. «Дон Кихот» как первый образец жанра метаромана // Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. - 2012. - Т. 71. - № 5. - С. 3-22.
- Зусева-Озкан В. Б. Историческая поэтика метаромана. - М.: Intrada, 2014. - 488 c.
- Захаров В. Н. «Братья Карамазовы»: метафизика текста // "Die Brüder Karamasow": Dostojeewskijs letzter roman in heutiger sicht: IX symposiums der Internationalen Dostojewskij-Gesellschaft. - Dresden: Dresden University Press, 1997. - S. 213-227. (a)
- Захаров В. Н. Роман // Достоевский: эстетика и поэтика: словарь справочник / отв. ред. Г. К. Щенников. - Челябинск: Металл, 1997. - С. 211-213. (b)
- Захаров В. Н. Христианский реализм в русской литературе (постановка проблемы) // Проблемы исторической поэтики. - 2001. - Вып. 6. - С. 5-20 [Электронный ресурс]. - URL: http://poetica.pro/journal/article.php?id=2511. 10.15393/j9.art.2001.2511 (07.09.2018).
- DOI: 10.15393/j9.art.2001.2511(07.09.2018)
- Захаров В. Н. Умиление как категория поэтики Ф. М. Достоевского // Теория традиции: христианство и русская словесность: коллект. моногр. - Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2009. - С. 163-185.
- Захаров В. Н. Имя автора - Достоевский. Очерк творчества. - М.: Индрик, 2013. - 456 с.
- Иерофей (Влахос), митрополит. Православная духовность / пер. с новогреческого. - М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2009. - 136 с.
- Карасев Л. Достоевский и Чехов. Неочевидные смысловые структуры. - М.: Языки славянских культур, 2016. - 336 с.
- Карякин Ю. Ф Достоевский - Чехов // Карякин Ю. Достоевский и Апокалипсис. - М., 2009 [Электронный ресурс]. - URL: https://public.wikireading.ru/97562 (17.02.2019).
- Кубасов А. В. Проза А. П. Чехова: искусство стилизации. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1998. - 399 с.
- Назиров Р. Г. Достоевский и Чехов: Преемственность и пародия // Назиров Р. Г. Русская классическая литература: сравнительно-исторический подход. Исследования разных лет: сб. ст. - Уфа: РИО БашГУ, 2005. - С. 159-168.
- Николаева О. Мучитель наш Чехов // Николаева О. Прямая речь. Откровенно о главном. - М.: Данилов мужской монастырь, 2015. - С. 116-134.
- Озкан В. Б. Метароман как проблема исторической поэтики: дис.. д-ра филол. наук / Рос. гос. гуманитар. ун-т. - М., 2013. - 570 с.
- Полоцкая Э. А. Антон Чехов // Русская литература рубежа веков (1890-е - начало 1920-х годов).- М.: ИМЛИ РАН, 2000. - Кн. 1. - С. 390-456.
- Пращерук Н. В. В «школе сокрушения»: о современной духовной прозе // Христианство и русская литература. - СПб.: Наука, 2016. - Сб. 8. - С. 401-422. (a)
- Пращерук Н. В. Опыт «очищения сердца» в святоотеческом понимании: о повести Е. Домбровской «Весна души. Страницы жизни рабы Божией Анны» // Проблемы исторической поэтики. - Петрозаводск, 2016. - Вып. 14. - С. 441-455 [Электронный ресурс]. - URL: http://poetica.pro/fi les/redaktor_pdf/1482829654.pdf (15.07.2018). 10.5393/j9.art.2016.3842. (b)
- DOI: 10.5393/j9.art.2016.3842.(b)
- Пращерук Н. В. Аскетический опыт самопознания и проблема творчества: о повести Е. Домбровской «Весна души. Страницы рабы Божией Анны» // Церковь. Богословие. История. - Екатеринбург: Екатеринбургская духовная семинария, 2017. - С. 180-186.
- Пращерук Н. В. Современная духовная проза: традиции, смыслы, поэтика. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018. - 110 с. (a)
- Пращерук Н. В. Христианский метароман Е. Р. Домбровской "Путь открылся… Чехов. Духовные странствия Тимофея диакона" // Проблемы исторической поэтики. - Петрозаводск, 2018. - Т. 16. - № 3. - С. 222-227 [Электронный ресурс]. - URL: http://poetica.pro/files/redaktor_pdf/1550661312.pdf (15.07.2018). 10.15393/j9.art.2018.5642. (b)
- DOI: 10.15393/j9.art.2018.5642.(b)
- Степанян К. «Братья Карамазовы»: лик земной и вечная истина // Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»: современное состояние изучения / РАН, Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького, Комис. по изучению творчества Ф. М. Достоевского; под ред. Т. А. Касаткиной. - М.: Наука, 2007. - C. 711-731.
- Чотчаева М. Ю. Художественная концепция человека в творчестве Ф. М. Достоевского и А. П. Чехова: На материале произведений «Записки из Мертвого дома» и «Остров Сахалин»: дис.. канд. филол. наук: 10.01.01. - Краснодар, 2001. - 150 с.
- Шестов Л. Творчество из ничего (А. П. Чехов) // А. П. Чехов: pro et contra. Творчество А. П. Чехова в русской мысли конца XIX - нач. XX в.: Антология / сост. И. Н. Сухих. - СПб.: РХГИ, 2002. - С. 566-598.
- Lowenkron D. H. The Metanovel // College English. - Vol. 38. - No. 4 (Dec., 1976). - Pp. 343-355 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.jstor.org/stable/376420?seq=1#page_scan_tab_contents (15.07.2018).