Диалогизм как преодоление релятивистского "соблазна" социальной эпистемологии
Автор: Безгодов Дмитрий Николаевич
Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc
Рубрика: Философия
Статья в выпуске: 8, 2018 года.
Бесплатный доступ
В статье анализируется логика трансформации классической гносеологии в социоэпистемологию. При этом классическая задача очищения знания от субъективности признается сохраняющей актуальность вопреки явному тяготению социоэпистемологии к релятивизму. Характерная для нее релятивизация знания оценивается как недостаток, являющийся следствием неразрешенного противоречия между требованием объективности знания, понимаемой как очищенность от субъективных примесей, и необходимым для феномена знания моментом субъектности. Из анализа ключевых составляющих субъект-объектной оппозиции в контексте основных историко-философских вех становления социоэпистемологии делается вывод о необходимости при определении специфики социоэпистемологического понимания знания перенести акцент с вопроса коммуникативной природы приобретения и переработки знания на вопрос возможности обоснования коммуникативной природы глубинного основания знания, а следовательно, и самой возможности достижения объективного знания. В качестве теоретико-познавательной парадигмы прояснения коммуникативного основания объективности знания предлагается рассматривать наряду с феноменологией Э. Гуссерля философию диалога М.М. Бахтина.
Социоэпистемология, знание, коммуникация, релятивизм, субъект, объективность, сознание, личность, трансцендентализм, интенциональный акт, феноменологическая установка, рефлексивный анализ
Короткий адрес: https://sciup.org/149133785
IDR: 149133785 | DOI: 10.24158/fik.2018.8.4
Список литературы Диалогизм как преодоление релятивистского "соблазна" социальной эпистемологии
- Социальная эпистемология: идеи, методы, программы/под общ. ред. И.Т. Касавина. М., 2010. 712 с.
- Антоновский А.Ю. Социоэпистемология: о пространственно-временных и личностно-коллективных измерениях общества. М., 2011. 400 с.
- Франк С.Л. Предмет знания. М., 1995. 656 с.
- Гуссерль Э. Философия как строгая наука/сост., подгот. текста и примеч. О.А. Сердюкова. Новочеркасск, 1994. 358 с.
- Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Т. 1/пер. с нем. А.В. Михайлова; вступ. ст. В. Куренного. М., 1999. 311 с.
- Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой: учеб. пособие для вузов. М.; СПб., 2000. 456 с.
- Кант И. Сочинения: в 6 т. Т. 3/под общ. ред. В.Ф. Асмуса, А.В. Гулыги, Т.И. Ойзерман. М., 1964. 799 с.
- Эмбри Л. Рефлексивный анализ. Первоначальное введение в феноменологию. М., 2005. 225 с.
- Несмелов В.И. Наука о человеке. Т. 1. Опыт психологической истории и критики основных вопросов жизни. СПб., 1905. 422 с.
- Гуссерль Э. Картезианские медитации//Гуссерль Э. Избранные работы/сост. В.А. Куренной. М., 2005. 464 с.
- Шюц А. Избранное: мир, светящийся смыслом. М., 2004. 1056 с.
- Абельс Х. Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерпретативную социологию. СПб., 2000. 272 с.
- Лосский Н.О. Обоснование интуитивизма//Лосский Н.О. Избранное. М., 1991. 624 с.
- Платон. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 2: пер. с древнегреч./общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи; примеч. А.Ф. Лосева и А.А. Тахо-Годи. М., 1993. 528 с.
- Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979. 320 с.
- Безгодов Д.Н. Диалогический персонализм М.М. Бахтина//Инновационные процессы в научной среде: материалы междунар. (заоч.) науч.-практ. конф./под общ. ред. А.И. Вострецова. София, 2017. С. 352-362.