Диалоговый потенциал песни и драмы («Делай что хочешь» Дениса Третьякова и «Гроза» Александра Островского)

Автор: Меркушов С.Ф.

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Теория литературы

Статья в выпуске: 1 (68), 2024 года.

Бесплатный доступ

Семантическое комбинирование песни и драмы приобретает порой совершенно непредсказуемые конфигурации. Если в самом начале подобное сосуществование заключало в себе больше актуальный и естественный (т.е. исторически складывающийся) художественный потенциал (как в драматургии Александра Сумарокова), то теперь способы такого взаимодействия не просто разнородны апостериори, но и весьма многочисленны (например, музыкально-поэтические (рок- / рэп-)спектакли «Звериная лирика», «TODD», «Копы в огне», «Орфей & Эвридика»). Однако в статье внимание сосредоточено преимущественно не на синкретическом, а на принципиальном семантическом / семиотическом аспекте взаимовлияния отечественной классической драматургии и близкой поэтике рока андеграундной песенной поэзии. Условные результаты, касающиеся художественной коммуникации указанных в названии работы текстов, можно классифицировать на уровне жанровых (послание), интертекстуальных (лексический и семиотический срез), парциально-контекстуальных (инкорпорирования непрямого характера), глубинных (метафизический компонент) смысловых решений. Системный и систематический анализ взаимосвязей песни и драмы впоследствии позволит не только обнаружить не использованные ранее экспериментальные резервы в области межродовых литературоведческих исследований, но и, скорее всего, установит их синергетическую активность, открывающую еще не изведанные мета-пути в истории и теории литературы.

Еще

Александр островский, русская драматургия, контекст, «гроза», денис третьяков, рок-поэтика, песенная поэзия, «церковь детства»

Короткий адрес: https://sciup.org/149145262

IDR: 149145262   |   DOI: 10.54770/20729316-2024-1-38

Список литературы Диалоговый потенциал песни и драмы («Делай что хочешь» Дениса Третьякова и «Гроза» Александра Островского)

  • Барковская Н.В. Мистериальный хронотоп как «форма времени» в русской литературе 1906–1909 годов // Русская литература XX–XXI веков: направления и течения. 2002. № 6. С. 79–92.
  • Добрев Ч. Лирическая драма. М.: Искусство, 1983. 325 с.
  • Доманский Ю.В. Вариативность и интерпретация текста (парадигма неклассической художественности): дис. … д. филол. н.: 10.01.08. М., 2006. 494 с.
  • Доманский Ю.В. О драме и театре: От века минувшего к нынешнему веку. М.: Эдитус, 2021. 164 с.
  • Доманский Ю.В. Рок-поэтика. М.: Эдитус, 2023. 206 с.
  • Гайдар А.П. Сказка о Мальчише-Кибальчише: Рассказы. М.: АСТ, 2023. 192 с.
  • Гаспаров М. Послание // Краткая литературная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1968. С. 905.
  • Гольбурт Л. Субъект-объект-собеседник в поэзии Анны Глазовой // Субъект и лиминальность в современной литературе (поэзия, проза, драма), Trier, 6–10 Juli 2017, Robert-Schuman-Haus. Трир, 2017. С. 25–26.
  • Дегтярева Е.Ю. Вальс. История возникновения и современность // Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2012. № 1(27). С. 170–180.
  • Журчева О.В. Жанровые поиски в новейшей русской драме // Национальные коды в европейской литературе ХIХ–XXI вв. Литературный канон в контексте межкультурной коммуникации. Нижний Новгород: Издательство Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, 2020. С. 133–138.
  • Журчева О.В. Проблемы становления жанра «лирическая драма» в русской драматургии ХХ века // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2008. Т. 10. № 6-1. С. 222–228.
  • Кихней Л. Из истории жанров русской лирики. Стихотворное послание начала ХХ века. Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 1989. 161 c.
  • Кроули А. Книга Закона. Книга Лжей. Пенза: Алмазное сердце, Золотое сечение, 2005. 300 с.
  • Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М.: Мысль, 2001. 558 с.
  • Маркелова О.А. «Любовь как награда, как фронт без пощады…» Взаимоотношения человека с Богом и судьбой в альбоме группы «Церкви детства» «Минные поля» // Русская рок-поэзия: текст и контекст. 2007. № 9. С. 238–247.
  • Меркушов С.Ф. «Деревья качаются без ветра»: рецептивный и интертекстуальный жест Дениса Третьякова («Церковь детства») // Практики и интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. 2021. Т. 6. № 3. С. 80–95.
  • Музыка и сцена: сборник статей. Материалы Международной научной конференции «Бахрушинские чтения-2021. Музыка и сцена», Москва, 8–9 апреля 2021 г. М.: ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, 2022. 176 c.
  • Островский А.Н. Гроза. М.: ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, 2020. 112 с.
  • Смирнов А., Калиничев И., Оболонкова А. Бомба для Вавилона // «Завтра», 4 августа 2004 г. URL: https:// zavtra.ru/blogs/2004-08-0471 (дата обращения: 20.01.2024).
  • Смирнов И.П. Мимесис // Звезда. 2020. № 2. C. 261–277.
  • Третьяков Д. Сегодня Вальпургиева ночь… 30.04.2021. URL: https://vk.com/wall-202088983_101?w=wall117243988_7169&ysclid=lqscgvl464662117116 (дата обращения: 21.01.2024).
  • Тюпа В.И. Драма как тип высказывания // Поэтика русской драматургии рубежа XX–XXI веков / сост. и отв. ред. С.П. Лавлинский, А.М. Павлов. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2011. С. 11–22.
  • Тюпа В.И. Перформативные основания лирики // XLII Международная филологическая конференция: избранные труды, Санкт-Петербург, 11–16 марта 2013 г. СПб: Издательство СПбГУ, 2014. С. 306–314.
  • Хализев В.Е. Драма как род литературы. М.: Издательство МГУ, 1986. 260 с.
  • Ужанков А.Н. Еще раз о «Луче света в темном царстве» (О драме А.Н. Островского «Гроза») // Новый филологический вестник. 2017. № 4(43). С. 179–190.
  • «Церковь детства». К святым местам [Фонограмма]. Выргород, 2015.
  • «Церковь детства»: магия сейчас сильнее, чем искусство // Подлед, 10.09.2019. URL: https://podled.media/tserkov-detstva/ (дата обращения: 24.12.2023).
  • «Церковь детства» Делай, что хочешь. URL: https://work.vk.com/video192575767_171985809 (дата обращения: 30.12.2023).
Еще
Статья научная