Динамика изменений показателей волевой регуляции поведения у студентов-медиков в условиях трансформирующегося общества

Автор: Урываев В.А., Сенин И.Г., Золотарева В.В., Бараева А.Н., Емануйлов А.И.

Журнал: Академический журнал Западной Сибири @ajws

Рубрика: Медицина

Статья в выпуске: 2 (69) т.13, 2017 года.

Бесплатный доступ

В публикации обсуждаются результаты динамики изменений личностных особенностей студентов - медиков, обеспечивающих волевую регуляцию поведения. Выраженность и характер таких изменений оценивается при сравнении двух групп студентов (лечебного и педиатрического факультета) 1973 и 1997 гг. рождения. В современных исследованиях установлено, что основные этапы онтогенетического развития испытуемых отражают те общественные изменения, которые, в частности, происходили в российском обществе за последние полвека. Результаты. Трансформация общества стимулирует выраженные изменения (рост численных значений) черт личности, обеспечивающих волевую регуляцию молодых людей: усиливается активность личности, социальная смелость, усиливается роль супер-Эго в регуляции поведения, повышается целеустремленность поведения. При сравнении двух поколений испытуемых по методике 16-PF фиксируются статистически значимые различия высокого уровня достоверности. Особый интерес вызывает опережающее повышение этих личностных черт у девушек, что имеет особый интерес в свете проблем формирования гендерных стереотипов.

Еще

Социальная психология, российское общество, трансформация общества, молодежь, личность, воля

Короткий адрес: https://sciup.org/140221983

IDR: 140221983

Текст научной статьи Динамика изменений показателей волевой регуляции поведения у студентов-медиков в условиях трансформирующегося общества

Трансформация российского общества, произошла стремительно, во временн ы х границах одного поколения [1]. Это создало предпосылки для эмпирического психодиагностического исследования динамики психологических особенностей личности в ответ на происходящие масштабные социально-экономические изменения. В данной публикации мы остановимся на анализе динамики черт личности, обеспечивающих волевую адаптации. Динамика изменений черт личности, обеспечивающих адаптацию в интеллектуальной сфере, была рассмотрена нами в предыдущей публикации [3]. Там же изложенные специальные особенности проведения экспериментальных исследований.

Подчеркнем, в обеих экспериментальных группах испытуемыми выступали студенты второго курса (на момент обследования им исполнилось 19 лет) Ярославского государственного медицинского университета, лечебного и педиатрического факультетов. Таким образом, сопоставимость сравниваемых групп была высокой.

Первая группа – «пре-перестроечное поколение» – была представлена молодыми людьми 1973 года рождения. Формирование личности испытуемых пришлось на времена «расцвета застоя» советского общества. Вторая группа – «пост-перестроечное поколение» – молодые люди, рожденные в 1997 году, в послеперестроечную (достаточно травматическую для родителей, они же испытуемые первой выборки) эпоху. Формирование личности второй группы испытуемых пришлось на весьма неустойчивую и тревожную стадию развития российского общества (хотя, объективно и находящуюся «на подъеме»).

Принципиальное значение имеет тот факт, что личностные особенности испытуемых формировались в качественно различных периодах трансформации российского общества [3, 5].

Студенты-медики (врачи в целом), представляют значительную профессиональную прослойку практически в любой обществе. К тому же, внутри этой прослойки чрезвычайно значителен элемент «династической преемственности» при выборе профессии, Эта особенность, в свою очередь, повышает надежность полученных результатов, так как в других профессиональных группах, например, группах программистов, юристов, экономистов – динамика мотивов выбора профессии (в поколениях «пре-перестроечном» – 1973 года рождения и «пост-перестроечном» – 1997 года рождения) меняется существенно (иногда даже кардинально).

В публикации мы используем данные только одной методики – Р. Кеттелла (16-PF, полный вариант) [2, 6], хотя в исследовательском проекте получены результаты по целому ряду методик. В настоящий момент полная обработка данных еще не завершена.

Материалы и методы.

Мы сопоставили результаты «преперестроечно-го» (200 человек) и «пост-перестроечного» (200 человек) поколения (количество юношей и девушек выровнено). Для оценки статистически значимых различий использовался критерий Стьюдента. Все обсуждаемые различия имеют статистически значимые различия (уровень значимости p<0,01).

К группе черт личности в профиле личности Р.Б. Кеттелла, обеспечивающих волевую регуляцию поведения относят четыре личностных фактора (приводится характеристика высоких значений фактора): Е («развитость лидерских качеств»), G («сильное супер-Эго, сильный характер»), Н («решительность, смелость»), Q3 («контроль желаний и степень осознанности социальных требований»).

Результаты исследования.

Первым результатом нашего исследования (аналогично тому, что мы отмечали прежде в публикации по личностным свойствам студентов, обеспечивающих адаптацию в сфере интеллекта [3]) стала констатация факта повышения величины всех без исключения факторов личности (обеспечивающих волевую регуляцию поведения). Здесь важно подчеркнуть тот факт, что все четыре личностные черты, отмеченные выше, при увеличении баллов усиливают значения «положительных» полюсов континуума личностных черт («активность», «возрастание регулирующей роли Супер-Эго», «социальная смелость», «повышение самоконтроля»). Мы можем констатировать, что общий уровень адаптационных способностей в волевой сфере -статистически значимо повысился.

Более точную картину мы можем получить, переведя сырые баллы в нормированные величины -стены (используя при обсуждении стандарты 1992 года и учитывая разницу оценки показателей в стенах между юношами и девушками - это будет обсуждаться ниже).

Вторым результатом исследования стали, во многом неожиданные, изменения по отдельным факторам, определяющим качество волевой регуляции поведения студенческой молодежи. Развернутая картина изменений выглядит следующим образом.

Значения фактора Е+ - «доминантность» (независимость, своенравность, смелость, энергичность, отстаивание своих прав, легкость критики в адрес других…) в сырых баллах повысилось в среднем по выборке. В тоже время, при анализе нормализованных значений - стенов, у юношей величины остались средними и даже величина стеновой оценки не увеличилась. У девушек же стеновая оценка вышла за границы средних значений и мы не можем отрицать тот факт, что социальные изменения сказались на этой характеристике, сделав девушек в общей массе более активными, динамичными, чем 25 лет назад. В этом случае есть основания говорить о том, что собственно нормативы оценки поведения деву- шек по этой характеристике в самом скором времени придется пересматривать, произошел сдвиг средних значений.

Значения фактора G+ - «сильное Супер-Эго» или «сильный характер» (добросовестность, постоянство, обязательность, ответственность, добродушие, эмоциональная дисциплинированность, точность, аккуратность, преобладание чувства долга, связанность правилами и стандартами морали…) у юношей не дали статистически значимого роста в сырых баллах, тогда как у девушек такой рост зафиксирован на значениях +2 балла (что в целом по выборке дало рост в 1 балл). При переводе в стены у девушек, фактор G вышел за зону средних значений и, также как и фактор Е, продемонстрировал нам новые стандарты поведении представительниц «слабого пола» в постперестроечное время.

Третьим фактором, входящим в развернутую группу личностных детерминант волевого поведения входит Н+ - «смелость» (отважность, социальная уверенность, общительность, желание быть на виду и встречаться с людьми, активность, открытый интерес к противоположному полу, отзывчивость, дружелюбие…). Значения этого личностного фактора повысились и у юношей и у девушек, и в сырых баллах, и в стенах. Что важно, значения в стенах вышли за границы коридора средних значений и юношей и у девушек. Отсюда мы можем сделать вывод о том, что «социальная смелость» - важное новое качество современной молодежи, сформировавшееся (по меньшей мере, усилившееся) под влиянием исторических перемен в экономике страны и умонастроениях общества.

Наконец, фактор Q3+ - «высокий самоконтроль» (хорошо контролирующие себя, социально пунктуальные, последовательные в поступках, тщательно обдумывающие поступки пред тем как начать действовать, предпочитающие планомерность, контролирующие эмоции, заботящиеся о своей репутации и о впечатлении, которое производят на других). Значения данного фактора статистически значимо повышаются и юношей, и девушек, и в сырых баллах, и в стенах. Имеющееся различие между полами следующее: при переводе сырых баллов в стены у девушек показатель остается в коридоре средних значений, а у юношей уходит за границы этого коридора. Другим словами, юноши, в ответ на изменившуюся социально - экономическую обстановку гораздо интенсивнее мобилизуют свои ресурсы.

Выводы.

  • 1.    Личностные адаптационные ресурсы, обеспечивающие волевую регуляцию поведения, в условиях трансформации общества, будучи максимально востребованными («мобилизованными») в социально-историческом плане, обнаруживают существенный рост по всем позициям, включая характеристики «социальной решительности».

  • 2.    На этом общем фоне, отдельные личностные черты имеют различную динамику. Значения фактора G увеличиваются в минимальной степени (сохраняя, тем нее менее, статистически значимые показатели различий), фактор Е обнаруживает наибольшее увеличение, остальные два фактора (Н и Q3) имеют средние показатели роста.

  • 3.    Во многом различные величины изменений связаны с гендерными характеристиками выборки. По трем показателями (Е, G и Н) у девушек изменения выше, а по показателю Q3 усиление идет наравне с юношами. Возможно, это говорит о необходимости в самое ближайшее время произвести коррекцию гендерных стереотипов поведения у девушек, адекватных новой («пост-перестроечной») реальности.

Список литературы Динамика изменений показателей волевой регуляции поведения у студентов-медиков в условиях трансформирующегося общества

  • Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе Журавлева. -М.: ИП РАН, 2006. -336 с.
  • Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла: Учебно-методическое пособие. -СПб.: Речь, 2004. -104 с.
  • Урываев В.А., Сенин И.Г., Золотарева В.В. и др. Личностные характеристики и интеллект студентов-медиков в условиях трансформирующего общества//Академический журнал Западной Сибири. -2017. -Том 13, № 1. -С. 67-69.
  • Клюева Н.В. Психология переживания культурной травмы и нестабильность России//Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. -2016. -№ 6 (41) . -URL: http://mprj.ru (дата обращения: 01.05.2017).
  • Николаева Е.И. Предсказания детства: возможен ли прогноз здоровья взрослого, основанный на изучении данных развития ребенка (на примере лонгитюдных исследований)//Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. -2016. -N 2(37) . -URL: http://mprj.ru (дата обращения: 01.05.2017).
  • Пособие по применению личностного опросника Р. Кеттелла 16 PF/А.А. Рукавишников, М.В. Соколова -составители, 3-е изд., Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», 2000. -34 с.
Статья научная