Динамика показателей антиокислительной активности плазмы крови при физиологическом и осложенном течении I треместра беременности

Автор: Завалко Александр Федорович, Нурмухаметова Эльмира Тимуровна, Котельников Виталий Владимирович

Журнал: Вестник медицинского института "РЕАВИЗ": реабилитация, врач и здоровье @vestnik-reaviz

Рубрика: Клиническая медицина

Статья в выпуске: 1 (17), 2015 года.

Бесплатный доступ

В статье представлена динамика показателей церулоплазмина и общей антиокислительной активности сыворотки крови в первом триместре беременности при физиологическом и осложненном угрозой прерывания течении беременности. Установлено, что по наступлению беременности показатели антиокислительной активности крови возрастают на 62-81 % по сравнению с показателями небеременных женщин. При угрозе прерывания беременности определяется снижение показателей уровня церулоплазмина и общей антиокислительной активности сыворотки крови.

Беременность, церулоплазмин, угроза прерывания

Короткий адрес: https://sciup.org/14344331

IDR: 14344331

Текст научной статьи Динамика показателей антиокислительной активности плазмы крови при физиологическом и осложенном течении I треместра беременности

В последние годы доказана важная роль нарушения регуляции процессов свободнорадикального перекисного окисления липидов (ПОЛ) в механизмах развития многих патологических состояний и заболеваний, в частности, установлено изменение активности ПОЛ во время беременности [1, 2, 3] и отмечено его значение для биохимических изменений, сопровождающих родовой акт. Актуальным вопросом современной медицины является разработка концепции о роли антиоксидантной недостаточности в патогенезе беременности в первом и втором триместре [8]. В ответ на действие экзогенных и эндогенных факторов риска в материнском организме возрастает активность различных биохимических реакций, в том числе реакций энергетического катаболизма. Побочным результатом этого является увеличение активных форм кислорода и количества первичных свободных радикалов, которые в свою очередь инициируют образование перекисных соединений. Проявлению их патогенного действия препятствует многокомпонентная система антиоксидантной защиты организма, являющаяся одним из механизмов неспецифического гомеостаза. В свою очередь ферментативные (оксидоредуктазные и антиперекисные ферменты) и неферментативные (низкомолекулярные тиолы, аскорбиновая кислота, токоферол, витамины А, К, Р, убихинон и др.) звенья данной системы, активируясь в ответ на действие факторов риска, вызывают неадекватное напряжение, а затем и истощение антиоксидантной системы. В.В. Абрамченко, Э.К. Айламазян, B.C. Лебеденко [1, 4] установили, что уровень продуктов ПОЛ в крови матери и плода является одним из показателей нормального или патологического течения беременности и развития плода. Очевидно, что определение содержания продуктов ПОЛ и антиоксидантной системы в крови беременных позволит, с одной стороны, прогнозировать возможную перинатальную патологию, а с другой — провести своевременную профилактику антиоксидантами.

Церулоплазмин (ЦП) (медная оксидаза, К.Ф. 1.16.3.1) является основным медьсодержащим белком плазмы крови: он связывает 90–95 % меди плазмы. Впервые он был обнаружен в 1948 г. По формуле ЦП является гликопротеином [5, 6, 7], обладающим активностью фермента оксидазы и участвующим в обмене меди и железа. Он является белком острой фазы, и его концентрация увеличивается при воспалительных заболеваниях. Кроме того, ЦП – есте- ственный оксидативный регулятор, обладающий про- и антиоксидантной активностью. Ан-тирадикальный эффект ЦП объясняется его способностью связывать ионы металлов, снижать вероятность протекания ОН – генерирующих реакций, в частности, реакции Фентона. ЦП активно связывает супероксидные радикалы, высвобождающиеся при фагоцитозе [5, 8].

Цель исследования: оценить роль оксиредуктазной активности церулоплазмина (ЦП) в общей антиокислительной активности плазмы крови в первом и втором триместре беременности.

Материалы и методы исследования. Определение общей антиокислительной активности (АОА) плазмы крови и активности ЦП проводилось у 36 беременных женщин в возрасте от 18 до 41 лет, находившихся в стационаре ГБ № 10 г. Самары в 2009–10 гг. и контрольной группы – небеременных здоровых женщин (9 человек) в возрасте от 20 до 38 лет. Все женщины были разделены на три группы. В 1-ю группу вошли 25 человек с физиологическим течением беременности, со сроком беременности от 4 до 11 недель, 2-ю группу (11 человек) составили женщины с угрозой прерывания беременности, со сроком беременности от 5 до 12 недель. В 3-ю группу вошли здоровые небеременные женщины группы контроля.

Исследуемые группы были тождественными по гинекологической и экстрагенитальной патологии, социальному статусу.

В ходе исследования анализировались анамнестические данные, паритет, течение настоящей беременности. Определение ферментативной активности ЦП в плазме крови пациенток осуществляли простым колориметрическим методом, широко используемым в модификации С.В. Бестужевой и В.Г. Колба, который предложил Раввин (1956 г.) [6]. Определение АОА биологического материала определяли по методу В.Л. Семенова, А.М. Яроша [5].

Для статистической обработки результатов использовали традиционные методы подсчета средней величины и стандартного отклонения.

Результаты исследований и их обсуждение.

Во всех трех группах были проанализированы анамнестические сведения в виде опроса по анкете. Возраст обследуемых составил: 1 гр. – 18–39 лет, 2 гр. – 19–41 год, 3 гр. – 20–38 лет. При этом в 1-й и 2-й группах было больше повторнобеременных женщин (1-я гр. – от 1 до 6 беременностей, 2-я гр. – от 1 до 4 беременностей). В 3-й гр. – нерожавшие пациентки. При анализе данных акушерско-гинекологического анамнеза были выявлены следующие гинекологические заболевания: 60 % – эрозия шейки матки, 30 % – хронический аднексит, 10 % – миома матки, нарушение менструального цикла и частые медицинские аборты.

Результаты исследований по определению концентрации ЦП и общей АОА в сыворотке крови у беременных представлены в виде таблицы 1 и графиков (рис. 1).

Таблица 1

Показатели активности церулоплазмина и общей антиокислительной активности сыворотки крови женщин в первом триместре беременности

№ группы

n

ЦП, мг/час

АОА, Кi (у.е.)

I

25

424,5±23,2*

11,4±0,28

II

11

383,5±40,2*

7,8±1,19**

Контроль

9

261,0±26,4

6,3±0,58

* – достоверность различия по сравнению с контрольной группой р < 0,01;

** – достоверность различия по сравнению с первой группой р < 0,00.

Рис. 1. Активность церулоплазмина в сыворотке крови у женщин в первом и втором триместрах беременности

Общая антиокислител ьная активность сыворотки крови беременных женщин в первом и втором триместре беременности

Рис. 2. Общая антиокислительная активность сыворотки крови беременных женщин в первом и втором триместрах беременности

Высокая активность ЦП у беременных женщин в 1-м триместре беременности, по сравнению с их значениями у небеременных, является характерной для физиологически протекающего гестационного процесса [11].

Результаты исследований по определению активности ЦП и общей АОА (табл. 1) в сыворотке крови у беременных в первом и втором триместре беременности показали следующее.

Наиболее высокая активность ЦП наблюдается в 1-й гр., она, по сравнению с контролем, в среднем выше на 62 %, что является нормальным для физиологически здоровой беременности. Однако индивидуальный анализ женщин в 1-й гр. показал, что наиболее низкая активность ЦП преобладает у женщин (на малом сроке беременности), которые постоянно принимают лекарственные препараты (успокоительные, обезболивающие, витамины), курят, ведут малоактивный образ жизни. Наиболее высокая активность ЦП наблюдается у женщин, имевших более 3-х беременностей (совершавших частые медицинские аборты), не курящих, ведущих активный образ жизни (занятия спортом), поддерживающих здоровый режим питания, имеющих ряд гинекологических заболеваний (аднексит в анамнезе, эрозия шейки матки у 20 % обследуемых). Высокая активность ЦП у женщин 1-й гр. сопровождается увеличением общей АОА в среднем на 81 % по сравнению с контролем. Причем повышение общей АОА в 1-й гр. наблюдается в равной степени у всех пациенток, независимо от анамнеза.

В контрольной группе существенных колебаний в активности ЦП и общей АОА не выявлено.

Таким образом, настоящее исследование позволяет сделать вывод о том, что определение уровня активности ЦП и общей АОА беременных женщин в первом триместре беременности может быть использовано в качестве критерия оценки состояния матери и прогноза течения беременности. Этот диагностический метод поможет своевременно решить вопрос выбора адекватной антиоксидантной терапии, что позволит предупредить угрозу прерывания беременности и благоприятно отразится на ферментативной регуляции инвазии трофобласта. Полученный результат обосновывает необходимость включения препаратов антиоксидантной терапии в комплексное лечение угрозы прерывания беременности в первом треместре.

Выводы:

  • 1.    У беременных женщин с нормальной физиологически протекающей беременностью установлено значительное увеличение активности ЦП на 62 % по сравнению с контрольной группой и увеличение общей АОА на 81 %.

  • 2.    У беременных женщин с патологическим течением беременности установлено, что активность ЦП выше на 47 % по сравнению с контрольной группой; увеличение общей АОА на 24 %.

  • 3.    Оценка уровня активности ЦП и общей АОА сыворотки крови беременных женщин позволяет прогнозировать возможные осложнения течения беременности на ранних этапах ее развития.

Список литературы Динамика показателей антиокислительной активности плазмы крови при физиологическом и осложенном течении I треместра беременности

  • Абрамченко В. В. Антиоксиданты и антигипоксанты в акушерстве. -СПб., 2011.
  • Завалко А.Ф. Послеабортный метаболический синдром: профилактика и лечение: дисс. … докт. мед. наук. -М., 2011.
  • Ким Л. Б., Калмыкова Е. Ю. Диагностическое и прогностическое значение сывороточного церулоплазмина//Клинич. лаб. диагностика. -2009. -№ 5. -С. 13-19.
  • Лебеденко В. С. Перекисное окисление липидов при плацентарной недостаточности и гипотрофии плода: дисс. … канд. мед. наук. -М., 1997.
  • Шевченко О. П., Орлова О. В. Клинико-диагностическое значение церулоплазмина//Клиническая лабораторная диагностика. -2006. -№ 7. -С. 23-33.
  • Arnaud Ph., Gianazza E., Miribell L. Ceruloplasmin. Meth Enzymol 2004; 163; 441-452.
  • Arnaud Ph., Gianazza E., Miribell L. Ceruloplasmin. Meth Enzymol 1997; 163; 441-452.
  • Atanasci R. L., Stea L., Mateesci M. A. et al.//Moll. Cell. Biochem. -2006. -Vol. 189. -P. 127-135.
  • Baumann H., Gauldie J.//Immunol. Today. -2005. -№ 2. -Р. 74-80.
Статья научная