Динамика самооценки здоровья, аддиктивного поведения и физического развития студентов первого и выпускного курсов медицинского вуза

Автор: Авдеева М.С., Булдакова Н.В., Тупицына Е.Г., Кононец В.В., Тимофеева С.Н.

Журнал: Человек. Спорт. Медицина @hsm-susu

Рубрика: Физиология

Статья в выпуске: 2 т.25, 2025 года.

Бесплатный доступ

Цель: оценить изменения психофизического профиля, студентов первого и выпускного курсов медицинского университета.

Динамика физического развития, психофизический профиль, двигательные качества, самооценка здоровья, уровень аддикции

Короткий адрес: https://sciup.org/147251204

IDR: 147251204   |   DOI: 10.14529/hsm250206

Текст научной статьи Динамика самооценки здоровья, аддиктивного поведения и физического развития студентов первого и выпускного курсов медицинского вуза

M.S. Avdeeva1, ,

N.V. Buldakova1, ,

E.G. Tupitsyna2, ,

V.V. Kononets3, ,

S.N. Timofeeva3, ,

Введение. С момента поступления в университет студенты находятся под воздействием многочисленных факторов стресса. К таким факторам относятся высокие учебные требования и академическая нагрузка, конкурентная среда, ощущение неопределенности и материальные затруднения. Кроме того, для многих студентов обучение в вузе означает разрушение привычного жизненного уклада и разрыв социальных связей. В результате у студентов могут проявляться симптомы тревожности и депрессии, развиваться дезадаптация, нарушения сна и пищевого поведения. Так, по данным метаанализа [10] наиболее распространены нарушения сна (более 40 %), эмоциональное выгорание (35 %), тревожность (32,5 %) и депрессия (32,5 %). У четверти студентов отмечается интернет-зависимость и употребление психоактивных веществ. Еще у 10 % наблюдаются расстройства пищевого поведения и самоповреждающее/суицидаль-ное поведение. При этом, по данным систематического обзора [19], качество жизни студентов-медиков на 8–11 % ниже, чем у студентов немедицинских специальностей, а риск выгорания удваивается в период с третьего по шестой год обучения. В ходе национального исследования [6] о симптомах выгорания сообщили более 70 % студентов медицинских вузов США, независимо от пола и расы. При этом юноши испытают меньший стресс по поводу успеваемости, диеты и ощущения «социальной выключенности». В исследовании [15] отмечено, что более половины (55,4 %) студентов отмечают эмоциональное истощение, треть (31,6 %) – цинизм, еще треть (30,9 %) – академическую неэффективность. При этом показано, что физические упражнения (аэробные и силовые) уменьшают симптомы выгорания.

Развитие депрессии часто приводит к снижению успеваемости и обращению студентов к дисфункциональным «избегающим» практикам совладания со стрессом (копинг-страте-гиям). В частности, это выражается в употреблении психоактивных веществ («энергетики», табак, алкоголь). При этом табакокурение более связано с риском развития депрессии [16].

В другом исследовании [17] анализ совокупного риска показал, что употребление алкоголя и табака связано с факторами стресса в жизни и употреблением психоактивных веществ в кругу сверстников/семьи, то есть значительную роль здесь играет социальное окружение.

Еще одним видом дисфункциональной копинг-стратегии является гаджетозависи-мость и интернет-зависимость. Так, исследование на студентах сестринского факультета индийского университета Уттар-Прадеш показало, что чрезмерное использование Интернета коррелирует с депрессией и расстройствами сна [13]. По данным исследования [5], чрезмерное использование гаджетов связано с проблемами в психической сфере, эскапизмом и страхом что-то упустить. По данным [22], одиночество и психологический дистресс связаны, а зависимость от мобильного теле-фона/гаджета частично опосредует эту связь. При этом показатели стресса и гаджетозави-симости выше у студентов с низкой самооценкой. Согласно [8] удовлетворенность образом тела и тайм-менеджмент являются основными факторами, влияющими на цифровую зависимость у студентов.

При этом студенты вузов и колледжей мало внимания уделяют здоровому образу жизни в таких его компонентах, как пребывание на открытом воздухе, физические упражнения, здоровый сон и отдых, здоровое питание, воздержание от приема психоактивных веществ [7]. Это отмечается и в кросс-секционном исследовании [12], по данным которого менее 30 % студентов выполняли недельные нормы силовой физической активности, 44 % вели малоподвижный образ жизни, более 40 % имели нарушения сна, треть студентов употребляла алкоголь в небезопасных объемах. При этом юноши являлись группой риска по очень низкому (10 % и менее) потреблению овощей и фруктов, а девушки – группой риска по расстройствам пищевого поведения.

Все вышеперечисленное может приводить к повышению заболеваемости. Так, плохой иммунный статус в исследовании [4] отмечался половиной студентов и был связан с употреблением жирной обработанной пищи, дневной сонливостью и высоким ИМТ. При этом только двое из трех студентов связывали плохие пищевые привычки с низким иммунным статусом.

В связи с этим возрастает роль исследований физических упражнений как способа коррекции и профилактики стресса и его последствий.

По данным мета-анализа [21], физические упражнения обладают небольшим, но статистически значимым эффектом относительно самооценки, воспринимаемого физического состояния, воспринимаемой физической силы и воспринимаемой привлекательности собственного тела. Рекомендуемые параметры занятий физкультурой: не менее 12 недель, не менее 3 раз в неделю, продолжительность занятия – не менее полутора часов. В исследовании [14] показано, что чем выше уровень физической активности, выполняемой в свободное время, тем лучше психическое состояние студента. Наличие свободного времени и физическая активность являются действенными защитами для психического состояния студентов. В другом мета-анализе [20] продемонстрировано наличие связей между физической активностью, академической успеваемостью и стрессом. Так, между физической активностью и академической успеваемостью наблюдается положительная связь.

Физические упражнения, выполняемые на протяжении нескольких недель, способствуют уменьшению симптомов депрессии и воспринимаемого стресса. Кроме того, даже разовые занятия йогой и другими телесно-ориентированными практиками являются эффективными в части восприятия телесных сигналов, активности сердечно-сосудистой системы и обработки эмоций [9]. О том, что физические упражнения, медитация и традиционная китайская гимнастика позволяют уменьшить симптомы депрессии у студентов, говорит метаанализ китайских ученых [18].

Таким образом, имеющиеся данные позволяют говорить о том, что современные студенты-медики находятся в состоянии хронического стресса, при этом последствия этого стресса могут быть нивелированы физической активностью. При этом имеется недостаточно литературных источников, описывающих изменения здоровья студентов, происходящие в период обучения, и восприятие этих изменений студентами.

Цель исследования – оценить изменения психофизического профиля студентов первого и выпускного курсов медицинского университета.

Материалы и методы исследования. Обследовано 53 студента очной формы обучения Кировского государственного медицинского университета (КГМУ) первого (n = 31) и выпускного (n = 22) курсов. Средний возраст девушек составил 18,41 ± 0,08 года в первый год и 23,41 ± 0,21 года в последний год обучения. На момент исследования никто не предъявлял жалоб на состояние здоровья, все обучающиеся дали добровольное согласие на участие в обследовании. Для реализации системы комплексного обследования мы использовали следующие методы и методики.

Для определения уровня физического развития измеряли длину и массу тела, окружность грудной клетки (ОГК) с использованием медицинских весов марки ВМ-150, ростомера, сантиметровой ленты. Состояние сердечно-сосудистой системы определяли по частоте сердечных сокращений (ЧСС, паль-паторно) [3].

Для оценки состояния респираторной системы измеряли частоту дыхания, проводили пробу Штанге и пробу Генчи.

Для определения физической подготовленности оценивали уровень развития основных двигательных качеств в условиях спортивного зала и стадиона в упражнениях: прыжок в длину с места (скоростная сила), наклон из положения стоя на скамейке (гибкость), сгибание и разгибание рук в упоре лежа (силовая выносливость).

Кроме того, испытуемые проходили психологическое тестирование: тест «Самооцен- ка здоровья» (СОЗ по В.П. Войтенко) [1] и тест «Диагностика аддиктивного поведения» (по Н.Н. Телеповой) [2].

Результаты исследования подвергнуты статистической обработке методами параметрической статистики в программном пакете Microsoft Excel на компьютере Intel Pentium. Вычисляли среднее арифметическое (М), стандартную ошибку среднего (m), что выражали в тексте и таблицах в виде М ± m. Различия оценивали по критерию Стьюдента (t) для независимых выборок и считали их достоверными при р < 0,05 (в тексте обозначено «*»).

Результаты. В ходе исследования нами были получены следующие результаты. Анализ динамики физического развития показывает, что антропометрические показатели увеличиваются (табл. 1).

При исследовании функционального состояния (табл. 2) получены противоречивые результаты: уменьшение частоты дыхания на фоне стабильности остальных результатов. Мы объясняем это сохраняющимся в силу возраста высоким потенциалом здоровья.

Кроме того, происходит снижение показателей физической подготовленности (табл. 3) силовых и скоростно-силовых способностей. По нашему мнению, это связано с недостаточным количеством занятий физической культурой, присутствующих в учебном плане.

Годы обучения в вузе положительно сказались на самооценке здоровья студентов (табл. 4). Имеются статистически значимые различия как в абсолютном выражении (8,86 ± ± 0,79 балла у первокурсников, 6,21 ± 1,0 балла у выпускников), так и в процентах (31,63 ± ± 2,88 % у первокурсников, 22,18 ± 3,57 % у выпускников). Это связано с адаптацией психики на «длинной дистанции» обучения в вузе. Студенты начинают обучение в вузе уже

Таблица 1

Table 1

Физическое развитие студентов

Physical development characteristics of university students

Параметр / Parameter

Группа 1 / Group 1

Группа 2 / Group 2

M

± m

M

± m

Возраст, лет / Age, years

18,41

0,08

23,41

0,21

Длина тела, см / Body length, сm

176,76

0,52

180,44*

0,92

Масса тела, кг / Body weight, kg

68,90

0,66

77,91*

2,08

Окружность грудной клетки, в покое, см Resting chest circumference, cm

91,31

0,52

96,35*

1,30

Примечание. Здесь и в табл. 2–4 * – различия достоверны, р < 0,05.

Note . Here and in table 2–4 * – statistically significant differences at р < 0.05.

Таблица 2

Table 2

Параметр / Parameter

Группа 1 / Group 1

Группа 2 / Group 2

M

± m

M

± m

Проба Штанге, с / Stange test, s

64,75

1,71

70,06

3,77

Проба Генчи, с / Genchi test, s

37,56

1,45

32,77

1,61

Частота сердечных сокращений, уд./мин Heart rate, bpm

76,23

0,94

75,71

1,67

Частота дыхания, вдохов/мин Respiratory rate, breaths/min

18,51

0,43

16,53*

0,48

Таблица 3

Table 3

Параметр / Parameter

Группа 1 / Group 1

Группа 2 / Group 2

M

± m

M

± m

Прыжок в длину с места, м Standing long jump, m

2,38

0,16

2,09*

3,73

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, раз Push ups, reps

39,25

1,25

32,84*

2,05

Наклон вперед из положения стоя, см Standing forward bend test, cm

6,70

0,82

9,00

0,91

Таблица 4

Table 4

Параметр / Parameter

Первый курс / First year

Выпускной курс / Final year

M

± m

M

± m

СОЗ, баллы / Health self-assessment, points

8,86

0,79

6,21 *

1,9

СОЗ % / Health self-assessment, %

31,63

2,88

22,18 *

3,57

Диагностика аддиктивного поведения (количество человек/процент от общего количества) Addictive behavior diagnostics (case counts/group percentages)

1–30 баллов / 1–30 points

19

61,3 %

13

59,2 %

31–50 баллов / 31–50 points

11

38,7 %

7

31,8 %

51–70 баллов / 51–70 points

0

0

2

9%

71 и более баллов / 71 and more points

0

0

0

0

Функциональное состояние студентов

Indicators of functional state among students

Физическая подготовленность студентов

Indicators of physical fitness among students

Самооценка здоровья и диагностика аддиктивного поведения

Health self-assessment and addictive behavior diagnostics

в состоянии стресса, вызванного подготовкой к выпускным и вступительным экзаменам, что и может вызывать снижение самооценки здоровья у первокурсников.

Оценка аддиктивного поведения показала, что обследуемые студенты разделились на две группы в соотношении 2 к 1. В более многочисленной группе аддикция не прослеживалась, во второй группе наблюдались отдельные признаки аддиктивного поведения.

Полученные нами противоречивые результаты говорят о наличии разрыва между ухудшающимся состоянием физического здоровья и субъективным ощущением благополучия.

Это свидетельствует о том, что в сознании студентов-медиков существует ложное убеждение собственного физического и ментального благополучия. Это согласуется с данными [16] о том, что юноши менее склонны к развитию симптомов депрессии.

Возможно, это является видом психологической защиты, что связано со спецификой профессионального обучения. Возможно также искажение результатов тестирования респондентами. Так, по данным литературы [11], сведения, полученные от одних и тех же людей разными методами (ретроспективный опрос, ежедневные записи), могут сильно разли- чаться в зависимости от степени формирования аддикции и с течением времени.

Важно своевременное адресное выявление студентов с повышенным риском развития депрессии и тревожности и повышение доступности психологической помощи. Об этом говорят данные исследований других авторов [7, 10].

Выводы. Таким образом, в ходе исследование показано следующее:

  • 1.    Негативные изменения в физической подготовленности у студентов старших курсов.

  • 2.    Уровень самооценки здоровья студентов

  • 3.    Показатели аддиктивного поведения были низкими и не претерпели изменений в течение срока обучения.

  • 4.    Несмотря на имеющийся потенциал здоровья, уже можно выявить негативные тенденции в психофизическом профиле. С возрастом эти тенденции будут усиливаться, что приведет к негативному влиянию на индивидуальное здоровье и профессиональную деятельность.

выпускных курсов улучшился в сравнении с таковым у первокурсников.

Статья научная