Дискуссия буддистов и санкхьяиков об Атмане (перевод фрагмента из "Таттвасанграхапанджики")

Автор: Титлин Лев Игоревич

Журнал: Гуманитарий: актуальные проблемы науки и образования @jurnal-gumanitary

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 2 (42), 2018 года.

Бесплатный доступ

Введение. Шантаракшита - буддистский мыслитель Индии и Тибета, представитель махаянской школы йогачара-сватантрика-мадхъямака. Его самое известное произведение - «Таттвасанграха» («Собрание сущностных [проблем]», или «Компендиум категорий») - масштабное полемическое сочинение, в котором подвергаются критике основные понятия главных философских школ Индии. В разделе «Полемика с санкхьяиками об атмане» разворачивается философская полемика между буддизмом и индийской школой санкхья по вопросу о существовании и свойствах субъекта. Целью статьи является представление первого перевода с санскрита на русский язык главы «Полемика с санхьяиками об атмане» раздела «Атмапарикша» (букв. «Исследование атмана») «Таттвасанграхи» Шантаракшиты c комментарием «Панджика» Камалашилы. Материалы и методы. При переводе санскритских текстов использовался метод сравнительного анализа всех имеющихся переводов на различные языки с целью установления исходного смысла текста в попытке адаптации его к ментальным и языковым реалиям русской культуры. Была задействована современная методология научной компаративистики и востоковедения: широко применялись методы историко-философской интерпретации текстов - историко-философская реконструкция и компаративный анализ. Исследование базируется на результатах последних научных достижений в области изучения индийской философии, выполненных отечественными и зарубежными учеными. Результаты исследования. Научная новизна исследования состоит в выполнении первого перевода с санскрита на русский язык главы «Полемика с санхьяиками об атмане» главы «Атмапарикша» «Таттвасанграхи» Шантаракшиты c комментарием «Панджика» Камалашилы. Перевод предваряется кратким рассмотрением метафизической системы санкхьи и понятия субъекта в ней, сведениями об авторе и комментаторе текста и анализом приводимого отрывка. Обсуждение и заключение. Санкхьяики считают, что атман (пуруша) имеет природу сознания, причем оно отлично от познания (буддхи), которое имеет природу материи-Пракрити. Буддисты указывают на противоречие между понятием вечного и неизменного атмана и его свойством сознающего субъекта, а также понятием бессознательной Пракрити, которая предоставляет плоды познания и деятельности в форме интеллекта-буддхи.

Еще

Атман, субъект, шантаракшита, камалашила, "таттвасанграха", "панджика", не-я, санкхья, пуруша, пракрити, буддхи

Короткий адрес: https://sciup.org/147218317

IDR: 147218317   |   DOI: 10.15507/2078-9823.042.018.201802.170-183

Список литературы Дискуссия буддистов и санкхьяиков об Атмане (перевод фрагмента из "Таттвасанграхапанджики")

  • Лепехов С. Ю. Философия мадхьямиков и генезис буддийской цивилизации. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1999. - 237 с.
  • Лысенко В.Г., Канаева Н.А. Шантаракшита и Камалашила об инструментах достоверного познания. - М.: Институт философии РАН, 2014. - 295 с.
  • Титлин Л. И. Полемика с ньяя-вайшешикой по вопросу о существовании субъекта в «Таттва-санграхе» Шантаракшиты [Электронный ресурс] // Философская мысль: электрон. журн. - С. 139-163. - URL: http://e-notabene.ru/fr/article_20948.html (дата обращения 10.10.2017).
  • Титлин Л. И. Полемика Шантаракшиты и Камалашилы с мимансаками о существовании и свойствах атмана в «Таттвасанграха-панджике» (перевод фрагмента) // Logos et Praxis 2018. - Волгоград, 2018.
  • Титлин Л. И. Понятие субъекта в буддизме пудгалавады // История философии. - 2013. - № 17. - С. 15-40.
  • Титлин Л.И. Понятие субъекта в санкхье и дискуссия между буддистами и санкхьяиками в разделе «Атмапарикша» «Таттвасанграхи» Шанатаракшиты о существовании и свойствах атмана // Ценности и смыслы. - М., 2018.
  • Чаттерджи А. К. Идеализм йогачары / пер. Д. Устьянцев. - Шечен, 2004. - 268 с.
  • Blumenthal J. Śāntarakṣita, Rgyal-tshab Dar-ma-rin-chen. The ornament of the middle way: a study of the Madhyamaka thought of Śāntarakṣita: including translations of Śāntarakṣita's Mādhyamakālaṃkāra (The ornament of the middle way) and Gyel-tsab's dbU ma rgyan gyi brjed byang (Remembering «The ornament of the middle way»). - Snow Lion Publications, 2004. -
  • 381 p.
  • Jha G. (Tr.). The Tattvasangraha of Shantaraksita with the Commentary of Kamalashila. Delhi: Motilal Banarsidass, 1986. - Vol. 1. - 739 p.
  • Ratié I. Une critique bouddhique du Soi selon la Mimamsa: Présentation, édition critique et traduction de la Mimamsakaparikalpitatmapariksa de Śantaraksita. Series: Beiträge zur Kultur- und Geistesgeschichte Asiens. - Austrian Academy of Sciences Press, 2014. - 371 p.
  • Śāntarakṣita. Tattvasaṃgraha, with the comment. Pañjikā of Shrī Kamalaśīla // Gaekwad's Oriental series: in 2 vols / ed. E. Kṛṣṇāmācārya; with a Foreword by B. Bhattacharyya. - Baroda, 1926.
  • Tattvasaṃgraha of Ācārya Śāntarakṣita with the commentary Pañjikā of Śrī Kamalaśīla. Critiсal Edited by Swāmi Dvārikāda Śāstrī: in 2 vols. - Varanasi: Bauddha Bharati, 1968.
Еще
Статья научная