Дистанционное обучение в пенитенциарных учреждениях: проект получения высшего образования
Автор: Кряклина Т.Ф., Детков А.П.
Журнал: Вестник Алтайской академии экономики и права @vestnik-aael
Рубрика: Юридические науки
Статья в выпуске: 2 (44), 2016 года.
Бесплатный доступ
В статье анализируется проблема получения осужденными образования (начального, общего среднего и высшего). Подчеркивается, что высшее образование стало доступным для данных лиц в последние десятилетия. Предлагается проект получения осужденными высшего образования в региональном вузе (Алтайский государственный университет) дистанционно. Высшее образование в статье рассматривается как институт социализации и реабилитации заключенных, поскольку оно заполняет личное пространство лиц, находящихся в местах лишения свободы, отвлекая их от бессмысленного времяпровождения и асоциального поведения.
Дистанционное обучение, высшее образование, осужденные, исправительные учреждения, профессия, трудоустройство, социальная эффективность
Короткий адрес: https://sciup.org/142179286
IDR: 142179286
Текст научной статьи Дистанционное обучение в пенитенциарных учреждениях: проект получения высшего образования
Все это говорит о том, что общество должно иметь особые механизмы социальной реабилитации преступника, к которым относятся институты, обеспечивающие приобретение профессиональных навыков, и трансформации социальных стереотипов, негативно характеризующих личность преступника в массовом сознании. Проблема ломки социальных стереотипов особенно актуальна для нашего общества, в котором проявляется такая негативная тенденция, как взаимосвязь процессов криминализации общества и массового сознания. Причины криминализации общества достаточно глубоки и во многом связаны с переходным состоянием российского общества.
Методология исследования. Методологическую основу исследования составляют институциональный, деятельностный, системный и структурно-функциональные подходы, позволяющие рассматривать образование как социальный институт, предоставляющий правонарушителям, отбывающим наказание, возможность развития познавательной деятельности, на основе которой формируются иное мировоззрение и ценности. Наряду с общетеоретическими методами исследования используются и прикладные методы, такие как анализ российского уголовно-исполнительного законодательства, статистических материалов, данных социологических исследований и компаративистики.
Основная часть. Содержание преступников во время отбывания наказания в нормальной человеческой обстановке, создание условий для развития их социальных качеств и личностного роста являются самыми надежными факторами, которые способствуют успешной социальной адаптации в обществе, куда они попадают, выходя на свободу. Переориентация государственной политики от ужесточения мер пресечения преступности к политике перевоспитания правонарушителя заключается практическая реализация тезиса, который активно отстаивается международными организациями (ЮНЕСКО, Комитетом по защите прав человека при ООН и др.), о том, что высшими социальными ценностями являются человек и его права [4].
В российском законодательстве (ст. 112 Уголовно-исполнительного кодекса РФ) предусмотрено обязательное получение осужденными, не достигшими тридцатилетнего возраста, основного общего образования в исправительных учреждениях [5]. Осужденным, желающим продолжить обучение и получить среднее (полное) общее образование, администрация исправительного учреждения и органы местного самоуправ- ления обязаны создать для этого необходимые условия. Таков механизм реализации права осужденным как гражданам Российской Федерации на получение общего (основного, полного) образования. Это право могут не реализовать по собственному желанию осужденные старше 30 лет и осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы.
В российских исправительных учреждениях можно получить не только общее среднее образование. Согласно ст. 108 УИК РФ, в них организуется и обязательное начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка осужденных, не имеющих профессии (специальности), по которой они могут работать в исправительном учреждении и после выхода из него [6]. Некоторые категории осужденных (инвалиды первой или второй группы, мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет) профессиональную подготовку могут получить, как и в случае с общим средним образованием, только по их желанию. Получение профессии осужденными в современных условиях рассматривается как одна из важнейших задач деятельности воспитательных отделов ИК (ВК), поскольку число правонарушителей, поступающих в места лишения свободы и не имеющих никакой профессии или специальности, постоянно растет. По данным ФСИН, количество осужденных, не имеющих специальности, в 2006 г. составляло 10,4% от их численности [7].
Правовые нормы, регламентирующие получение осужденными образования (прежде всего начального), существуют практически во всех европейских (и не только европейских) государствах. Так, в Германии и Англии широко практикуется развитие у них навыков программирования и работы с персональным компьютером. Им предоставляется возможность овладеть иностранным языком и основами какой-либо профессии [8]. В США в некоторых тюрьмах преступники могут обучаться по программе колледжа и получить высшее образование, используя мобильные системы и современные информационные технологии. Однако редко в мире практикуется обучение осужденных по программе высшей школы непосредственно в местах отбывания наказания; причем, такое обучение предполагает долгосрочные договорные отношения вуза и исправительного учреждения.
В 2001 г. в Уголовно-исполнительный кодекс РФ было внесено дополнение, согласно которому администрация исправительного учреждения, с учетом имеющихся возможностей, должна созда- вать условия для получения осужденными высшего профессионального образования [9]. Дополнение, содержащее такую формулировку, как «с учетом имеющихся возможностей», означает, что не во всех исправительных учреждениях по ряду объективных причин (отдаленность расположения, отсутствие благоустроенных каналов коммуникации и т.д.) можно создать систему обучения по программам высшей школы. Однако с развитием дистанционного обучения расширяются каналы получения высшего образования осужденными, содержащимися в таких учреждениях.
К началу 2000-х гг. почти полторы тысячи осужденных на договорной основе получали образование в высших и средних учебных заведениях, находящихся в 65 субъектах Российской Федерации. По состоянию на конец 2004 г. профессиональное образование осужденные получали в 63 вузах и 29 средних специальных образовательных учреждениях (техникумах, колледжах, лицеях). Ю. Александров в своей статье приводит таблицу десяти вузов, в которых обучалось наибольшее число осужденных по состоянию на 1 августа 2004 г. В их числе такие вузы, как Современная гуманитарная академия, Московский инженерно-физический институт, Московский государственный социальный университет, Северо-Западный заочный технический университет (Санкт-Петербург), Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Уральский институт социального образования (Екатеринбург) и др. [10].
По числу обучающихся осужденных лидировала Современная гуманитарная академия. В десятке учебных заведений в основном представлены вузы, дающие гуманитарное и социальное образование, лишь в 2-х вузах (МИФИ и СевероЗападный технический университет) можно было получить инженерно-техническое образование. Осужденные предпочитают обучаться по таким специальностям (направлениям), как юриспруденция, менеджмент, маркетинг, социология, психология. Наиболее популярна специальность, а в настоящее время направление подготовки обучающихся – юриспруденция. После получения высшего образования и выхода на свободу не исключено, что у бывших заключенных будут возникать проблемы с трудоустройством. В качестве примера приведем следующую статистику: из 214 осужденных из ИК-5 г. Можайска, закончивших Московский государственный университет, после отбытия наказания по специальности работает только 16 чел. (7,5%) [11]. Однако, по мнению специалистов, самый главный аргумент в пользу получения ими высшего образования, таков: осужденные, отбывающие наказание и получившие высшее образование, согласно статистике, становятся рецидивистами в 5 раз реже, чем осужденные, не обучавшиеся в вузах [12]. И в этом видится главный социальный эффект высшего образования.
10 июля 2014 г. Рособрнадзор запретил Современной гуманитарной академии осуществлять набор студентов, в том числе осужденных, в связи с нарушением лицензионных требований, которые ранее были перечислены в выданном предписании и не были ликвидированы. Однако Министерство образования и науки намерено в ближайшем будущем определить вуз, в котором заключенным, отбывающим наказание, будет предоставлена возможность получать высшее техническое образование. Как следует из письма заместителя министра образования и науки РФ А. Климова, направленного в Совет по правам человека при Президенте; «в настоящее время в рабочем порядке достигнуты договоренности с Федеральной службой исполнения наказаний о проведении совещания по вопросу о целесообразности определения образовательной организации высшего образования для обучения осужденных лиц по программам в области технических наук» [13]. Замминистра также проинформировал, что с 2014 г. у осужденных, получивших среднее общее образование в местах лишения свободы, есть возможность в течение года подать документы на дистанционное обучение в вузы и не сдавать при этом ЕГЭ.
Руководствуясь такой информацией, Алтайский государственный университет предлагает свой проект получения дистанционного высшего образования осужденными, отбывающими наказание в местах лишения свободы. Результаты маркетингового исследования, проведенного ранее Федеральной службой исполнения наказания, подтверждают практическую обоснованность и востребованность такого проекта. В качестве площадки реализации проекта предлагается одно из исправительных учреждений г. Барнаула либо г. Рубцовска. Выбор такого ИУ сделан в силу соответствия условий данных учреждений требованиям, предъявляемым к организации современного учебного процесса: в ИУ есть средняя общеобразовательная школа, оборудованные аудитории, библиотека, цифровое телевидение. Сами же учреждения находятся недалеко от Барнаула, что позволяет преподавателям университета беспрепятственно приезжать сюда на занятия.
Основная цель проекта заключена в следующей формуле: «Через высшее образование – борьба с криминализацией общества и движение к цивилизованному рынку труда без дополнительного бюджетного финансирования». Экономическую основу проекта может обеспечить взаимовыгодное сотрудничество АлтГУ и ФСИН. Стоимость обучения одного студента из колонии могла бы обойтись меньше суммы, которую платят студенты, обучающиеся непосредственно в вузе. Стоимость обучения сотрудников ИУ также можно было бы уменьшить по сравнению со стоимостью обучения студента заочного отделения университета. Сравнительно невысокая стоимость обучения осужденных и сотрудников исправительного учреждения объясняется тем, что, используя ИУ в качестве образовательной площадки, университет не несет расходов, связанных с оплатой аренды помещения, рекламных и коммунальных услуг.
Актуальность проекта подтверждается тем, что родственники многих осужденных, отбывающих наказание, поддерживают их стремление получить высшее образование и готовы платить за обучение. Кроме того, часть расходов может взять на себя АлтГУ, предоставляя оргтехнику, установку спутниковых антенн интерактивного TV, использование университетской библиотеки онлайн , обеспечивая доступ к учебной, справочной, научной и художественной литературе ведущих издательств из любого места, где есть интернет. Возможна спонсорская поддержка, а также получение средств из городского бюджета. Можно было бы создать внебюджетный фонд инвалидов при Управлении социальной защиты населения для финансирования обучения осужденных-инвалидов, отбывающих наказание.
Важной стороной проекта могло бы стать заключение университетом договорных отношений с ФСИН по производству мебели, которые предусматривали бы возможность взаимозачета в оплате обучения осужденных, отбывающих наказание. В перспективе возможна организация совместной производственной деятельности с департаментом по трудоустройству населения и управлением социальной защиты населения Алтайского края по вопросам трудоустройства осужденных, вышедших на свободу. Кроме того, совместно с ФСИН и краевым департаментом занятости населения возможно создание производственно-консалтинговых инкубаторов для бывших осужденных, получивших диплом, с целью формирования у них навыков работы по специальности и профессиональной адаптации.
Предлагаем следующую схему функционирования виртуально-тренинговой площадки ДО АлтГУ и производственной адаптации осужденных. Образовательный процесс в ИУ будет проводиться в очно-заочной форме, в его основе – новейшие дистанционные технологии, которые предусматривают самостоятельную работу обучающихся и предоставляют им возможность полной самореализации в сфере получения знаний и применения их на практике. Весь курс обучения по каждому предмету разделен на модули. Каждый модуль включает проведение двух лекций, двух семинарских занятий и одного тестирования. По материалам каждого модуля обучающийся составляет логическую схему, готовит эссе либо проект. Одним словом, выполняет письменную работу.
Таким образом, каждый обучающийся в вузе осужденный самостоятельно перерабатывает материал как отдельного модуля, так и всего учебного курса. Такая форма контроля, как тестирование, исключает субъективизм в оценке знаний обучающихся и не зависит от личного отношения преподавателя к студенту. Применение данной формы проверки полученных знаний и компетенций обучающихся, находящихся в местах лишения свободы, наиболее приемлемо, если учесть их психологические особенности [14]. Как правило, отбывающие наказание правонарушители являются людьми с расшатанной психикой. Они очень чувствительны к любым оценкам их личности или знаний, поэтому в этих случаях необходима максимальная объективность, предотвращающая возможные конфликты между обучающим и обучающимся.
Дистанционные технологии обучения в университете, составляющие основу образова- тельного процесса, предполагают значительную самостоятельную работу обучающихся с литературой в электронной библиотеке, компьютерными программами или материалами видеолекций. Повышению активности обучающихся способствуют деловые игры на семинарских и практических занятиях. Дистанционная форма обучения позволяет решить проблему систематической проверки достижений студентов в освоении материала посредством тестирования. Существенным преимуществом дистанционного обучения является использование новейших информационных технологий – курсов онлайн, размещенных на образовательных платформах.
Заключение. Много вопросов может вызывать дальнейшее трудоустройство бывших заключенных. Ведь в настоящее время даже не все выпускники вузов могут найти себе достойную работу [15]. Целесообразно изыскивать возможности для организации в колонии своего предприятия, на котором могли бы работать вольнонаемные, получившие образование, будучи осужденными.
Выводы. Таким образом, можно сделать выводы о том, что использование в исправительных учреждениях дистанционного обучения позволит наиболее конструктивно решить многие социальные проблемы, такие как адаптация бывших заключенных в социуме, снижение криминализации общества, пополнение рынка труда новыми конкурентоспособными участниками, обеспечение занятости образовательной деятельностью осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, формирование у них новых жизненных мотиваций и ориентиров.
Список литературы Дистанционное обучение в пенитенциарных учреждениях: проект получения высшего образования
- Волов, В.Т. Два принципа исследования инноваций в системе образования и обучение в пенитенциарной системе/В.Т. Волов//Вестник Университета Российской академии образования. -2008. -№3. -С. 8591.
- Волов, В.Т. Развитие телекоммуникационных образовательных технологий в контексте борьбы с криминализацией общества/В.Т. Волов//Регионология. -2008. -№1. -C. 153.
- Волов, В.Т. Информационно-коммуникационные технологии обучения в исправительном учреждении/В.Т. Волов//Социология образования. -2009. -№7. -С. 67.
- Симонов, С.В. Дистанционное образование в пенитенциарных учреждениях как фактор позитивной динамики личностного роста, перевоспитания и ресоциализации осужденных/С.В. Симонов//Гылым. -2012. -№2. -С. 7-13.
- Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. №1-ФЗ (ред. от 28 ноября 2015 г.) //Собрание законодательства РФ. -1997. -№2. -Ст. 198; 2015. -№29. -Ст. 4386.
- Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. №1-ФЗ (ред. от 2 июля 2013 г. //Собрание законодательства РФ. -1997. -№2. -Ст. 198; 2013. -№27. -Ст. 3477.
- Александров, Ю. Учиться и в тюрьме не поздно/Ю. Александров//Неволя: альманах. -2006. -№6. -С. 13-17.
- Волов, В.Т. Инновационная система воспитания в экстремальных условиях/В.Т. Волов//Известия Волгоградского педагогического университета. Серия: Педагогические науки. -2008. -№4 (28). -С. 49-54.
- Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. №1-ФЗ (ред. от 28 ноября 2015 г.) //Собрание законодательства РФ. -1997. -№2. -Ст. 198; 2015. -№29. -Ст. 4386.
- Александров, Ю. Учиться и в тюрьме не поздно/Ю. Александров//Неволя: альманах. -2006. -№6. -С. 14-16.
- Александров, Ю. Учиться и в тюрьме не поздно/Ю. Александров//Неволя: альманах. -2006. -№6. -С. 14-16.
- Вуз за решеткой. Заключенные смоленской колонии дистанционно учатся в Современной гуманитарной академии. -URL: http://www.otr-online.ru/programmi.
- Берсенева, А. Минобрнауки намерено выделить технический вуз для обучения заключенных/А. Берсенева. -URL: http://www.gazeta.ru.
- Кряклина, Т.Ф. Оценка знаний и оценка компетенций: общее и особенное/Т.Ф. Кряклина, А.П. Детков//Мир науки, культуры, образования. -2009. -№4. -С. 119-122.
- Кряклина, Т.Ф. ФГОС ВПО и потребности региональных рынков профессий и труда: проблемы и перспективы (на примере Алтайского края)/Т.Ф. Кряклина//Вестник Алтайской академии экономики и права. -2013. -Вып. 1 (28). -С. 117-120.