Диверсификационные возможности сельской экономики на основе сельского туризма

Автор: Максанова Л.Б.Ж., Михеева А.С., Итыгилова Е.Ю., Хребтова Т.А., Жамбалова С.Ш.

Журнал: Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент @vestnik-bsu-economics-management

Статья в выпуске: 1, 2024 года.

Бесплатный доступ

В последнее десятилетие курс на диверсификацию сельской экономики в России связан с развитием несельскохозяйственных видов деятельности, среди которых значение сельского туризма поднято до осознания его решающей роли в диверсификации, создании альтернативных форм занятости/самозанятости и устойчивом развитии сельских территорий. В данной работе анализируются диверсификационные возможности сельской экономики, основанные на сельском туризме. Обзор литературных источников свидетельствует как об актуальности и популярности, так и о проблемах и перспективах развития сельского туризма. На основе критического анализа понятия «сельский туризм» выявлено, что в терминологическом аппарате Закона о туристической деятельности закрепились агротуристические концепции, составляющие суть диверсификации сельскохозяйственного производства. В статье обсуждаются противоречивые ситуации, обусловленные персонифицированным статусом сельхозтоваропроизводителя как ключевого субъекта сельского туризма, и предлагаются пути их разрешения. Исследование показывает, что сельский туризм относится к одной из важнейших концепций развития туризма в России. В этом русле совершенствуется законодательство, формируются правовые основы регулирования сельского туризма, реализуются разнообразные направления государственной поддержки.

Еще

Сельская экономика, диверсификация, сельский туризм, сельскохозяйственный товаропроизводитель, государственная поддержка

Короткий адрес: https://sciup.org/148328518

IDR: 148328518   |   DOI: 10.18101/2304-4446-2024-1-81-90

Текст научной статьи Диверсификационные возможности сельской экономики на основе сельского туризма

Диверсификационные возможности сельской экономики на основе сельского туризма / Л. Б.-Ж. Максанова, А. С. Михеева, Е. Ю. Итыгилова и др. // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. 2024. № 1. С. 81–90.

Диверсифицированная модель сельской экономики считается широко распространенной стратегией развития сельских районов [1]. М. Ю. Шерешева и др. отмечают, что «значение диверсификации, то есть развитие различных производств, как связанных, так и напрямую не связанных с сельским хозяйством, для сельской экономики в первую очередь заключается в том, что она позволит осуществить переход от преимущественно монофункциональной модели сельской экономики к полифункциональной, то есть многоотраслевой» [2]. Выделяются две стратегии диверсификации сельской экономики: одна стратегия является отраслевой и реализуется внутри сельского хозяйства (связанная диверсификация); вторая стратегия предполагает проникновение в другие отрасли и сферы за счет использования сельских ресурсов (несвязанная диверсификация) [2,3].

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в качестве приоритетных направлений диверсификации сельской экономики определяет туризм, обрабатывающую промышленность и индустрию информационнокоммуникационных технологий [4]. В России широкие возможности сельского развития связаны с формированием диверсифицированной сельской экономики, в которой деятельности по переработке сельхозпродукции, сельскому туризму, торговле, бытовым услугам, народным ремеслам и промыслам отводится решающая роль [5].

В разных странах сельский туризм давно уже выступает приоритетным направлением диверсификации сельской экономики, способствующим возрождению сельских районов, выживанию небольших фермерских хозяйств, занятости сельского населения, развитию сельской культуры [6–10]. Отметим, заметное место в зарубежных исследованиях (почти 41%) отводится обсуждению преимуществ сельского туризма в контексте устойчивого развития сельских территорий [8]. Arora S. and Sharma A. указывают на особенную важность сельского туризма в постпандемической реальности, поскольку теперь, после Covid-19, люди ищут пути снятия стресса и оздоровления в природной среде и будут очень разборчивы в выборе мест для отдыха [11].

Считается, что универсального определения сельского туризма не существует, попытки сформулировать его точное определение продолжаются. Многочислен- ные определения сельского туризма содержат такие ключевые признаки, как местоположение в сельской местности, функциональность, масштаб, характер и структура места. При этом критерий местоположения является наиболее часто упоминаемой определяющей характеристикой сельского туризма в литературе (77,7%) [8].

В России в последние годы многократно возрос теоретический интерес к определению сущностных аспектов сельского туризма и его соотнесения с агротуризмом, изучению критериев и особенностей его развития как самостоятельного вида туризма [12; 13]. Отметим, сельский туризм относится к одной из важнейших концепций развития туризма в России, в этом русле в стране совершенствуется законодательство, реализуются государственные программы и национальные проекты (рис. 1).

Рис. 1. Схема реализации государственной политики в сфере сельского туризма в Российской Федерации Источник: составлено авторами

В настоящее время рынок сельского туризма формируется практически во всех российских регионах, примеров тому в литературе представлено множество [12; 14; 15]. В 2021 г. после длительных обсуждений в федеральном законе от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» установлено понятие «сельский туризм», содержание которого идентифицируется через следующие ключевые аспекты: а) сельская местность либо малые города с численностью населения до тридцати тысяч человек являются основным местом пребывания туриста; б) предоставляется широкий спектр услуг, включая временное размещение, организацию досуга, экскурсионные и иные услуги; в) организацией услуг сельского туризма занимается сельхозтоваропроизводитель; г) помимо отдыха, приобщения к традиционному укладу жизни предусматривается ознакомление с деятельностью сельскохозяйственных товаропроизводителей и (или) участие туриста в сельскохозяйственных работах без извлечения материальной выгоды. Поддержка сельскому туризму, которая оказывается только сельскохозяйственным товаропроизводителям в виде предостав- ления грантов «Агротуризм», предусмотрена в федеральном законе от 29.12.2006 г. № 264 «О развитии сельского хозяйства» (п. 15, ст. 7).

На наш взгляд, в терминологическом аппарате Закона о туристической деятельности закрепились агротуристические концепции сельского туризма, составляющие суть государственной аграрной политики в части диверсификации сельскохозяйственного производства, создании альтернативных форм занятости и самозанятости, а также устойчивом развитии сельских территорий.

В этом контексте обнаруживается противоречивость норм туристического закона, которые могут затруднить его правоприменительную практику. Несмотря на то, что законодательством закреплено понятие «сельский туризм», объекты сельского хозяйства, предоставляющие агротуристические услуги, не указаны в перечне объектов туристической индустрии или относятся в этом перечне к объектам «иного назначения», набор которых может быть широким. Так, например, в Республике Бурятия услуги сельского туризма предоставляются на таких сельскохозяйственных объектах, как сельскохозяйственные производственные кооперативы, в том числе рыбзаводы, крестьянские (фермерские) хозяйства, включая конефермы, мараловые, страусиные фермы, пчеловодческие хозяйства, конные клубы, предприятия по переработке дикоросов, личные подсобные хозяйства и пр.

Отметим еще одну противоречивую ситуацию, когда характерные для сельхозтоваропроизводителя виды экономической деятельности как субъекта агротуризма не включены в состав собирательной классификационной группировки видов экономической деятельности «Туризм» на основе ОКВЭД 2, утвержденной приказом Росстата от 25.01.2022 № 36 «Об утверждении официальной статистической методологии расчета показателей “Валовая добавленная стоимость туристической индустрии” и “Доля валовой добавленной стоимости туристической индустрии в валовом внутреннем продукте Российской Федерации”» (рис. 2). По мнению авторов, поскольку ключевым субъектом организации услуг сельского туризма является сельхозтоваропроизводитель, то целесообразно дополнить указанную группировку видами деятельности для ведения сельского хозяйства.

Нуждается в разрешении противоречие, когда «туризм от сельхозтоваропроизводителя» неоправданно ограничивает роль всех иных хозяйствующих субъектов, находящихся в сельской местности и работающих в сфере размещения, питания, транспорта и др. А между тем в сельской местности крайне важно непротиворечивое партнерство ключевых участников туристической деятельности.

Отметим, сразу после выхода закона, а, впрочем, и задолго до его принятия отмечалось о необходимости поддержки в сельской местности всех видов бизнеса, которые оказывают услуги туристам [16]. Мы полностью солидарны с предложением исследователей о корректировке понятия «сельский туризм» [12], поскольку сегодня наблюдается значительное расхождение между мерами поддержки сельхозтоваропроизводителей и хозяйствующих субъектов, оказывающих туристические услуги на сельской территории, а также результатами их деятельности. Например, этнотуристический комплекс «Степной кочевник» в селе Ацагат Заиграевского района Республики Бурятия знакомит туристов с традиционным укладом жизни бурят, демонстрируя 5 видов животных. Однако предприятию невозможно получить государственную поддержку на закуп и содержание скота (приобретение сена) ни по линии регионального Минсельхозпрода, поскольку оно не является сельхозтоваропроизводителем, ни по линии Минтуризма, поскольку такая деятельность не регулируется туристическим ведомством.

Рис. 2. Состав характерных для сельского туризма видов экономической деятельности. Составлено авторами

Отталкиваясь от базовых характеристик сельского туризма, можно условно выделить три основные группы туристических и экскурсионных услуг в сельской местности (рис. 3.).

Туристические и экскурсионные услуги в сельской местности

Услуги временного размещения туристов в сельских средствах размещения

Туристические

и экскурсионные услуги, оказываемые на сельскохозяйственных

предприятиях

Услуги по организации экскурсий, досуга и развлечений, услуги перевозок как трансфера и обслуживания экскурсий

Рис. 3. Туристические и экскурсионные услуги в сельской местности Составлено авторами по [14]

  • 1.    Прием туристов в сельские средства размещения, к числу которых сегодня относятся гостевые дома, фермерские дома, коттеджи, хижины, избы, юрты, дома рыбака и др. Сюда можно отнести и модульные некапитальные средства размещения, создание которых осуществляется на сельских территориях с 2022 г. в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Так, например, в Республике Бурятия в 2022–2023 гг. на средства федеральной субсидии реализовано 44 проекта по созданию таких средств размещения на общую сумму 702,1 млн р.

  • 2.    Туристические и экскурсионные программы с посещением сельскохозяйственных предприятий (сыродельни, винодельни, коптильни, молочные, грибные фермы и пр.), где предлагают демонстрацию и участие в производственном процессе, дегустацию и приобретение готовой продукции, обучение рецептам приготовления и т. п. приобрели огромную популярность у туристов. В целях обустройства таких объектов туристского посещения, приобретения оборудования для анимационных программ, транспортных средств, благоустройства прилегающих территорий, повышения качества и безопасности Министерством сельского хозяйства РФ с 2021 года на конкурсной основе отбираются проекты сельского туризма, которые могут получить грантовую поддержку по направлению «Агротуризм»2. Так, в 2023 г. поддержку получили 73 проекта из 50 субъектов РФ с общим объемом федерального финансирования 500 млн р. Отметим, в конкурсном отборе сельскохозяйственные товаропроизводители Республики Бурятия принимают участие с проектами по созданию объектов агротуризма. Например, в 2021 г. на реализацию проекта «Создание туристической этноагрофермы “Алтан”» на базе К(Ф)Х Т. Б. Бороева Иволгинского района», предоставлен грант в сумме 10,0 млн р. А в 2022 г. ИП Ц. Д. Жамбалдоржиева (Хоринский район) стала победителем с проектом «Путешествие в Соболиную степь» и получило поддержку в сумме 1 860,0 тыс. р.

  • 3.    К числу типичных туристических услуг в сельской местности следует отнести услуги по организации экскурсий, досуга и развлечений, оказываемые сельскими учреждениями культуры (библиотеки, музеи, дома культуры и пр.), кото-

  • рые формируют «культурное пространство» села, развивая народное творчество, сохраняя традиции и объекты культурного наследия и вовлекая их в туристический оборот.

Первым шагом к регулированию деятельности сельских средств размещения стало утверждение требований к ним, которые вступили в силу с 1 марта 2023 г. и будут действовать до 1 марта 2029 г.1. Не отрицая позитивные изменения в организации и упорядочении деятельности сельхозтоваропроизводителей в оказании ранее им не свойственной «типичной» туристической услуги по размещению туристов, отметим необходимость решения актуальных вопросов повышения качества и обеспечения безопасности предоставляемых услуг, овладения новыми компетенциями, налаживания партнерских отношений с турбизнесом, продвижения туристического продукта и т. д., что, безусловно, требует обучения субъектов сельского туризма основам ведения деятельности в сфере гостеприимства.

В русле государственной поддержки сельского туризма российские регионы не только опираются на общефедеральные меры, но и совершенствуют собственную региональную политику по его поддержке. Так, в Республике Бурятия поддержка оказывается как хозяйствующим субъектам, так и муниципальным образованиям по благоустройству территорий, прилегающих к местам туристического показа, обустройству экологических троп, установке санитарных комплексов и туристической навигации (рис. 4). При этом специфическим механизмом развития сельских туристических территорий является их участие в рамках всероссийского проекта «Самые красивые деревни и городки России». Пять сел в Бурятии обладают этим почетным статусом: Десятниково, Большой Куналей, Ярикто, Посольское, Хойто-Гол.

Рис. 4. Формы и направления государственной поддержки сельского туризма в Республике Бурятия. Составлено авторами

Господдержка хозяйствующих субъектов в сфере сельского туризма в Бурятии за счет региональных средств в форме субсидии на возмещение затрат осуществляется с 2009 г. в соответствии с постановлением Правительства Республики Бурятия от 07.12.2009 № 453 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий на поддержку и развитие субъектов малого предпринимательства в сфере туризма». С 2020 г. проводится конкурс проектов в сфере сельского туризма на получение грантовой поддержки из республиканского бюджета в соответствии с региональным постановлением от 08.08.2022 № 206 «О мерах государственной поддержки проектов в сфере внутреннего и въездного туризма на территории Республики Бурятия». Деньги в сумме 250 тыс. р. предоставляются на приобретение оборудования, используемого для организации анимационных программ (конная упряжь, музыкальные инструменты, луки для стрельбы и пр.); на приобретение, строительство, установку юрт и иных традиционных жилищ; на приобретение и изготовление выставочного оборудования.

Как видим, использование разнообразных направлений содействия развитию сельского туризма предусмотрено как на федеральном, так и на региональном уровнях. При этом ожидаемо появление новых и неспецифичных инструментов поддержки, а также сочетание прямых финансовых и косвенных стимулирующих мер диверсификации сельской экономики, приоритетным направлением которой выступает сельский туризм.

Исследование показывает, что сельский туризм относится к одной из важнейших концепций развития туризма в России. В этом русле совершенствуется законодательство, формируются правовые основы регулирования сельского туризма. Ключевым субъектом сельского туризма выступает сельхозтоваропроизводитель, однако его персонифицированный статус серьезно ограничивает роль всех иных хозяйствующих субъектов, которые расположены в сельской местности и оказывают широкий комплекс туристских услуг. Совмещение в границах сельской территории разнообразных организаций и видов экономической деятельности, актуализирует проблему определения и взаимовыгодного партнерства участников рынка сельского туризма и, как следствие, разработку стратегии их развития. Практика Республики Бурятия по развитию сельского туризма подтверждает диверсификационный курс региональной политики по развитию сельской экономики, поддержку фермерства и альтернативных форм занятости и самозанятости.

Список литературы Диверсификационные возможности сельской экономики на основе сельского туризма

  • Закупнев С. Л. Диверсификация сельской экономики как фактор развития сельских территорий // Научный альманах. 2018. № 6–1(44). С. 58–61.
  • Шерешева М. Ю., Оборин М. С., Шимук О. В. Анализ международного опыта диверсификации сельской экономики // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 3. Экономика. Экология. 2017. Т. 19, № 3(40). С. 209–223.
  • M. De Rosa, G. McElwee, R. Smith. Farm diversification strategies in response to rural policy: a case from rural Italy. Land Use Policy 81. 2019: 291–301.
  • OECD. New Rural Policy: Linking up for growth. Background Document, National Pros- perity through Modern Rural Policy Conference. Memphis, USA, 2015. 34 р.
  • Павлова Г. Н. Диверсификация сельской экономики Сибири путем привлечения инвесторов в сельские районы // Никоновские чтения. 2021. № 26. С. 36–39.
  • Sharpley R. Rural tourism and the challenge of tourism diversification: the case of Cyprus. Tourism Management. 2002; 23, 3: 233–244.
  • Lane B. & Kastenholz E. Rural tourism: The evolution of practice and research approach- es-towards a new generation concept? Journal of Sustainable Tourism. 2015; 23 (8–9): 1133– 1156.
  • Rosalina P. D., Dupre K., Wang Y. Rural tourism: A systematic literature review on definitions and challenges. Journal of Hospitality and Tourism Management. 2021; 47: 134–149.
  • Madanaguli A., Dhir A., Joseph R. P., Albishri N. A. & Srivastava S. Environmental sus- tainability practices and strategies in the rural tourism and hospitality sector: a systematic litera- ture review and suggestions for future research. Scandinavian Journal of Hospitality and Tourism. 2023; 23: 1–28.
  • Gao J., Wu B. Revitalizing traditional villages through rural tourism: A case study of Yuanjia Village, Shaanxi Province, China. Tourism Management. 2017; 63 (2017): 223–233. https://doi.org/10.1016/j.tourman.2017.04.003
  • Arora S. and Sharma A. Covid-19 Impact on Overtourism: Diversion from Mass Tourism to Alternative Tourism, Sharma; A. and Hassan, A. (Ed.) Overtourism as Destination
  • Risk (Tourism Security-Safety and Post Conflict Destinations), Emerald Publishing Limited, Bingley. 2021: 275–283.
  • Шахраманян И. Д., Трухачев А. В. Теоретические аспекты развития сельского туризма в России // Сервис в России и за рубежом. 2021. Т. 15, № 5. С. 25–36. DOI: 10.24412/1995-042X2021-5-25-36.1
  • Сарафанова А. Г., Шабалина Н. В., Сарафанов А. А. Сельский и агротуризм: подходы к определению // Современные проблемы сервиса и туризма. 2020. Т. 14, № 1. С. 100–108.
  • Максанова Л. Б.-Ж. Сельский туризм в Сибири // ЭКО. 2015. № 9. С. 38–42.
  • Охотина Н. М. Развитие сельского туризма в Республике Марий Эл // Сервис plus. 2018. Т. 12, № 3. С. 26–33.
  • Андреева А. М., Жамбалова С. Ш. Проблемы и перспективы развития сельского туризма в Республике Бурятия // Островские чтения. 2020. № 1. С. 212–215.
Еще
Статья научная