Дневник А. Г. Достоевской: творческая история и проблема жанра

Автор: Андрианова Ирина Святославовна

Журнал: Ученые записки Петрозаводского государственного университета @uchzap-petrsu

Рубрика: Филология

Статья в выпуске: 3 (124), 2012 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается творческая история и проблема жанра дневника А. Г. Достоевской, созданного в 1867 году.

Мемуарная литература, стенографический семейно-бытовой дневник, причины создания, особенности жанра, образы автора и главного героя

Короткий адрес: https://sciup.org/14750136

IDR: 14750136

Текст научной статьи Дневник А. Г. Достоевской: творческая история и проблема жанра

Критическая мысль вплотную подошла к осмыслению личного дневника как литературного жанра во 2-й половине XX столетия. До этого времени дневниковые тексты воспринимались как вспомогательные материалы для научных исследований в области литературы, истории и других общественных наук. Начиная с 1950-х годов исследователи заговорили о необходимости изучать дневники с художественной точки зрения, о важности автономного исследования творческих дневников писателей, о поэтике дневникового текста (см., например: [11], [14], [18]), обсуждаются проблемы жанровой формы, структуры дневникового текста, его соотношения с художественной прозой и документалистикой. Так, Л. Я. Гинзбург считала дневник промежуточным жанром [2], А. Г. Тартаковский рассматривал дневниковую литературу как жанр мемуарной прозы [15], [16], В. Д. Оскоцкий заявлял о мемориальном характере дневника [13], Б. Хазанов определяет дневник как «литературный жанр, который представляет собой протест против литературы с ее жанрами и приемами» [17]; Л. М. Гапека и A. B. Лашкевич относят дневник к сублитературе [1], а М. Ю. Михеев называет его «пред-текстом», «перво-текстом», «обыденной литературой» [12]. Комплексное исследование дневникового жанра как литературного явления представил О. Г. Егоров [7], [8]. Он рассмотрел метод, стиль, типологию, жанровое содержание, систему образов в дневниках разных авторов, в том числе и нелитераторов. Исследователь подчеркнул универсальность дневникового жанра: «Дневник служит показателем литературной образованности, но последнее качество не является определяющим при создании дневника» [8; 15].

Признанием дневника литературным жанром стала публикация избранных дневников в серии «Литературные памятники». В числе их в 1993 году вышел дневник А. Г. Достоевской [5].

Анна Григорьевна Достоевская (1846–1918) – жена писателя Ф. М. Достоевского и незаменимая помощница в его творческой работе: стенографистка, переписчица, первая слушательница и первый критик, личный секретарь, корректор и издательница сочинений. Она не была профессиональным литератором. Появление произведений, написанных рукой жены Достоевского, стало своеобразным итогом духовного общения с одним из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей.

Наиболее ценную часть творческого наследия Достоевской составляют произведения мемуарного жанра – дневник и воспоминания. За дневником, характеризующимся синхронной системой отражения действительности, признается бóльшая фактическая достоверность, документальность. С. В. Житомирская называет ежедневные записи жизненных событий, мыслей, чувств и впечатлений 20-летней девушки «контрольным источником», посредством которого можно проводить критический анализ продуманных воспоминаний 70-летней вдовы писателя [9; 395]. Впрочем, подобный односторонний взгляд игнорирует литературное значение дневника Достоевской, результатом чего является отсутствие работ, посвященных поэтике ее дневникового текста.

14 апреля 1867 года, через два месяца после свадьбы, супруги Достоевские отправляются в Европу с целью наладить семейные отношения, избежать кредиторов и тем самым создать благоприятные условия для написания нового романа. Дневник Анны Григорьевны – это ее записи о семейной и творческой жизни супругов Достоевских в Европе в 1867–1868 годах. Документ 20-летней девушки не задумывался изначально как литературное произведение, рассчитанное на публикацию и гласность. Его интимный, засекреченный от окружающих характер подтверждает форма ведения – стенографические записи. Не знал о содержании дневника даже Ф. М. Достоевский: «Дорого бы я дал, чтоб узнать, Анечка, что ты такое пишешь своими крючочками» [3; 156]. Одна часть стенографического дневника была расшифрована самой Достоевской в 1890-х годах, другая – ленинградской стенографисткой Ц. М. Пошеманской в 1950–70-х годах.

В воспоминаниях жены писателя указаны причины возникновения дневника: необходи- мость фиксировать для памяти впечатления от заграничной жизни, практика в стенографии с целью усовершенствования навыков скорописи, желание лучше узнать мужа записыванием его мыслей и замечаний. Была и психологическая причина ведения дневника, характерная для юных авторов и обусловленная возрастным процессом самоосуществления личности, или индивидуации (термин К. Юнга). Дневник для молодой жены Достоевского стал хранителем событий нового этапа психологического развития, вызванного освобождением от родительского влияния и первыми сложностями супружеской жизни: «…дневник был другом, которому я поверяла все мои мысли, надежды и опасения» [3; 156].

В черновых набросках воспоминаний Достоевская указывает еще одну причину ведения подробных дневниковых записей. 20-летняя девушка дает обещание матери по приезду поделиться впечатлениями от жизни в Европе: «…я тут же на станции купила записную книжку и со следующего дня принялась записывать стенографически все, что меня интересовало и занимало» [4; 307-307 об.]. Подобная причина является самой типичной из тех, по которым возникали юношеские дневники XIX века. Родители часто рекомендовали процедуру ведения дневника детям, так как, по их понятиям, «молодой человек пишет хронику своей внутренней жизни и социального поведения и на ее основе корректирует свои мысли и поступки» [8; 22].

Структурообразующим элементом дневникового жанра являются пространственные и временные рамки. Дневник XIX века выработал три классические разновидности пространственновременной организации текста, которые были сформулированы О. Г. Егоровым как локальный (субъект повествования является участником или очевидцем описываемых событий), континуальный (в сферу повествования включаются события, свидетелем которых автор не мог быть в силу их пространственной удаленности) и психологический хронотопы (событиями являются факты душевной жизни повествователя, непосредственно не связанные с миром физических или общественных явлений) [7; 6].

В основании дневника А. Г. Достоевской лежит оригинальная смешанная форма хронотопа. Впервые в записи от 30 августа / 11 сентября 1867 года (в день своего рождения) А. Г. Достоевская вводит воспоминания о событиях, происходивших с ней в этот день в прошлом – в 1866, 1865 и 1861 годах [5; 186]. Обозначив записи пережитого «воспоминаниями» и имея намерение переписать их отдельно от дневникового текста, Анна Григорьевна выступает как человек, осведомленный в теоретических вопросах историколитературного порядка. С 6 октября в дневниковых записях Достоевской за 1867 год параллельно появляются воспоминания о событиях, быв- ших с ней год назад в тот же день: знакомство с писателем, работа с ним над романом «Игрок», первое время жениховства. Локальная форма хронотопа, превалировавшая ранее, теперь окончательно вытесняется смешанной: время идет в двух параллельных измерениях, обладающих самостоятельной ценностью, – в настоящем и прошлом. Осознание своего взросления и безрадостное настоящее, обусловленное тяжелым материальным положением Достоевских («думаю я, вот еще бы день, да только поскорей, пока какие-нибудь денежки придут, и мы не станем так сильно нуждаться» [5; 315]), рождают воспоминания о счастливом прошлом: «…дай Бог всякому быть таким счастливым, как я была в это время» [5; 372].

С предназначением дневника Анны Григорьевны тесно связано его жанровое содержание. Достоевский считал, что жена ведет путевой дневник: «Анна Григорьевна… куда ни приедет, тотчас же все осматривает и описывает...» [6; 223]. Однако он не является таковым. Описание европейских достопримечательностей находится в нем на отдаленном плане и встречается преимущественно вначале: до 18 апреля, когда впечатления от архитектуры городов сменяются рассказом о первой ссоре с мужем. Это признает и автор дневника: «Сначала я записывала только мои дорожные впечатления… Но мало-помалу мне захотелось вписывать все, что так интересовало и пленяло меня в моем дорогом муже...» [4; 307 об.-308].

Дневник Достоевской – семейно-бытовой по жанровому содержанию. Характерной особенностью таких дневников является уравнивание их авторами рядовых происшествий с более значительными событиями жизни. В дневнике Достоевской культурный и домашний быт неразделимы. Она подробно и последовательно описывает свой день – с момента пробуждения («Я встала сегодня довольно рано, чтобы идти на почту, а потом в церковь» [5; 53]) до приготовления ко сну («Я тотчас же легла в постель, боясь поздно проснуться» – запись от 14/26 мая [5; 56]). Дневник наполнен многочисленными деталями, которые зримо воссоздают семейный быт, – от хозяйственных мелочей до супружеских ссор и примирений. Как точно заметил О. Г. Егоров, «предметный мир приобретает в дневнике особую значимость в силу неустойчивости (материального. – И. А .) положения Достоевских. Он поглощает значительную часть дня и часто оттесняет на второй план сферу общения и духовной жизни [8; 150].

Сфера общения и духовной жизни Достоевских представлена в дневнике совместным творческим процессом (он – писатель, она – стенографистка), посещением музеев, библиотек и картинных галерей. Одним из видов семейного досуга Достоевских является сочинительство шуточных стихов и пародий. В конце дневни- ка записаны (частично стенографически) шесть поэтических шуток, сочиненных вместе с мужем. В двух из них (назидательно-дидактической басне «Дым и Комок» и комической пьесе «Абракадабра») высмеиваются мещанские нравы. Остальные - стихотворные импровизации на бытовые темы, в которых авторы подтрунивают над молодой женой («Я просил жену о мыле...», «Вся в слезах негодованья…») и иронизируют над денежными неудачами мужа и тягой к рулетке («Два года мы бедно живем...», «Есть ли у тебя, брат, совесть?») [5; 387-388]. Домашнее сочинительство шуточных стихов стало своего рода литературной школой, в которой писатель исподволь, в традициях совмещения приятного с полезным формировал вкусы молодой жены.

Главным образом дневника выступает Ф. М. Достоевский – «Федя», «Федичка». Он строится путем последовательного прибавления черт характера, жизненных обстоятельств, поступков, с каждым разом раскрываясь полнее, обогащаясь, усложняясь. Достоевская создает целостный диалектический образ, в котором сочетаются ее отношение к Достоевскому и реальные свойства его характера: «…бывало, он так страшно кричит, что я просто иногда страшилась за свою будущую жизнь» (3/15 июня) [5; 85]; «Федя даже смеялся, лежа в постели, и дразнил меня, по обыкновению. Милый Федя, какой он славный и как меня любит» (25 июля / 6 августа) [5; 185]. Нервный, вспыльчивый, брюзжащий, непредсказуемый в поступках, не приспособленный к быту, талантливый, заботливый, любящий – таким предстает писатель в дневнике жены, его образ проходит эволюцию вместе с тем, как он становится ближе и понятнее ей.

Образ автора, присутствующий в каждой записи, раскрывается и через семейные, социаль- ные отношения, и через строй эмоций и чувств, и через самохарактеристики: «Я не знаю, в каком это я состоянии, но чтобы вывести меня из терпения, нужно очень немного» [5; 161]; «Я целый день сегодня ужасная шутиха, смеялась, не зная чему, так что даже досада берет» [5; 108]. Не случайно слова «смеяться», «смех», «смешно» чаще других используются автором дневника: с трудностями заграничного периода жизни Достоевской помогают справиться чувство юмора, самоирония, способность весело взглянуть на сложные жизненные обстоятельства.

Достоевские прожили за границей четыре года – с 1867-го по 1871-й. Сохранившийся до настоящего времени дневник жены писателя охватывает период жизни молодоженов с 14/26 апреля до 10/22 декабря 1867 года. Хронологические рамки его ведения заканчиваются февралем – мартом 1868 года. Дневник помог Достоевской преодолеть стадию психологической индивидуации и в дальнейшем не велся. В Россию она вернулась с совершенно новыми взглядами и жизненным опытом: из кроткой, наивной, неуверенной в себе, временами истеричной девочки превратилась в решительную, практичную, духовно развитую, мудрую и понимающую жену, умевшую оградить мужа от угнетавших его житейских забот.

Дневник А. Г. Достоевской, откровенный, богатый подробностями жизни и работы супругов Достоевских в 1867 году, создает яркие образы и самого автора, и главного героя – Ф. М. Достоевского. Этот памятник русской словесности XIX века уникален. Он принадлежит к числу тех открытий жанра, которые дают повод усомниться в справедливости «приговора», вынесенного многими критиками дневнику как вспомогательному, второстепенному жанру литературы.

Список литературы Дневник А. Г. Достоевской: творческая история и проблема жанра

  • Гапека Л. М., Лашкевич A. B. Личный дневник как жанр суб-литературы: проблема структуры и функции «diary» в контексте межкультурной коммуникации//Синтез документального и художественного в литературе и искусстве: Сборник статей и материалов Междунар. науч. конф. (3-6 мая 2006 г.). Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2007. С. 391-396.
  • Гинзбург Л. Я. О психологической прозе. Л.: Худож. лит., 1977. 444 с.
  • Достоевская А. Г. Воспоминания. СПб.: Азбука, 2011. 480 с.
  • Достоевская А. Г. Воспоминания. Беловые автографы отдельных глав//РГАЛИ. 212.1.147. 316 л.
  • Достоевская А. Г. Дневник 1867 года. М.: Наука, 1993. 452 с.
  • Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л.: Наука, 1985. Т. 28. 616 с.
  • Егоров О. Г. Дневники русских писателей XIX века: исследование. М.: Флинта, 2002. 287 с.
  • Егоров О. Г. Русский литературный дневник XIX века. История и теория жанра: исследование. М.: Флинта, 2003. 279 с.
  • Житомирская С. В. Расшифрованный дневник А. Г. Достоевской//Литературное наследство: Ф. М. Достоевский. Новые материалы и исследования. М.: Наука, 1973. Т. 86. С. 155-166.
  • Житомирская С. В. Дневник А. Г. Достоевской как историко-литературный источник//Достоевская А. Г. Дневник 1867 года. М.: Наука, 1993. С. 391-422.
  • Кулакова И. И. Мемуарно-автобиографическая проза А. В. Никитенко. Белгород: Политерра, 2005. 233 с.
  • Михеев М. Ю. Дневник в России XIX-XX века -эго-текст, или пред-текст. М., 2006 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.srcc.msu.su/uni-persona/site/research/miheev/kniga.htm
  • Оскоцкий В. Д. Дневник как правда//Вопросы литературы. 1993. № 5. С. 3-58.
  • Розенблюм Л. М. Творческие дневники Достоевского. М.: Наука, 1981. 368 с.
  • Тартаковский А. Г. 1812 год и русская мемуаристика. М.: Наука, 1980. 312 с.
  • Тартаковский А. Г. Русская мемуаристика XVIII -первой половины XIX в.: От рукописи к книге. М.: Наука, 1991. 288 с.
  • Хазанов Б. Дневник сочинителя//Октябрь. 1999. № 1 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://magazines.russ. ru/october/1999/1/hasanov. html
  • Эйхенбаум Б. М. С. П. Жихарев и его дневники//Жихарев С. П. Записки современника. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1955. С. 638-661.
Еще
Статья научная