Договор лизинга

Автор: Костина Я.А.

Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium

Статья в выпуске: 2-2 (15), 2015 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена рассмотрению особенностей договора финансовой аренды. Автор рассматривает понятие договора лизинга с точки зрения действующего гражданского законодательства и правоприменительной практики, а также рассматривает исторические аспекты возникновения термина «лизинг».

Лизинг, договорные правоотношения, аренда, лизинговый процесс

Короткий адрес: https://sciup.org/140112112

IDR: 140112112

Текст научной статьи Договор лизинга

Право внедрения аренды в современную деловую практику оспаривается двумя компаниями – английской «BritishRailway Wagons» и американской телефонной компанией «Bell», руководство которой в 1877 г. приняло решение сдавать свои телефонные аппараты в аренду. Тем не менее, в современном представлении механизм лизинга сформировался в США. [2] Его основателем считается Генри Шонфельд, который в 1952 г. учредил первую лизинговую компанию. На европейском континенте лизинговые отношения начинают развиваться в конце 50-х – начале 60-х годов предыдущего столетия. Предпосылкой для быстрого роста финансового лизинга в Северной Америке и Европе послужила научно-техническая революция 50-х годов. Перед предприятиями возникла необходимость обновления основных производственных фондов, а лизинговый механизм позволял это сделать на более выгодных условиях, чем приобретение оборудования через банковский кредит. Кроме того, активно развивался и рынок финансовых услуг, который предлагал новые формы кредитования, низкие процентные ставки, что в сочетании с благоприятным налоговым режимом лизинговых сделок сделал их привлекательными для многих компаний.

В 70-е годы ХХ столетия лизинг приобретает популярность в странах Азии, Южной Америки и Африки, а в 80-е годы концепции финансовой аренды приняты практически во всем мире.

Начало современного развития лизинговых операций в России можно отнести к 1988-1989 гг. в связи с внедрением арендных форм хозяйствования. [4]

Совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в ходе реализации договора лизинга, представляется длительным процессом, отличающимся сложной организацией и взаимоотношениями субъектов сделки.

Лизинговый процесс – от концептуальной идеи до практической реализации проекта – можно представить в виде цикла, состоящего из трех основных стадий: подготовительной (прединвестиционной), организационной (инвестиционной) и эксплуатационной. [5]

С практической точки зрения, лизинговый процесс осуществляется преимущественно лизинговой компанией, которая, в первую очередь, заинтересована в реализации договора лизинга и, соответственно, в получении прибыли.

Подготовительный этап является одним из наиболее существенных в лизинговом процессе, так как необходимо определить участников отношений, а также изучить все условия и особенности предстоящей сделки.

Потенциальный лизингополучатель, осознав потребность в новом оборудовании и преимуществах лизинговой формы финансирования, определив необходимый предмет сделки, приступает к поиску потенциального поставщика лизинговых услуг – лизингодателя. Получив заявку на приобретение имущества, лизингодатель оценивает целесообразность собственного участия в сделке, проверяет платежеспособность лизингополучателя, рассчитывает и согласует общую сумму платежей по договору лизинга, осуществляет переговоры с косвенными участниками сделки. Таким образом, на подготовительном этапе должны определиться все участники лизинговой сделки и их взаимоотношения.

Договоры лизинга заключаются с целью получения в длительное пользование необходимого имущества. Как правило, лизингополучатели – коммерческие организации заключают договоры лизинга на длительные сроки, часто сопоставимые со сроком полезного использования имущества, получаемого в лизинг (3,5, 7 и более лет). Однако договоры, заключаемые государственными (муниципальными) учреждениями, имеют свои особенности, связанные с правовым положением учреждений.

Рассматривая возможность заключения договора лизинга, учреждению необходимо определиться с источником финансового обеспечения, за счет которого будут осуществляться соответствующие платежи лизингодателю. При этом надо иметь в виду, что в настоящее время нормативные документы, регламентирующие определение размера субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, не предусматривают нормативных затрат на такие платежи. Следовательно, осуществление лизинговых платежей за счет субсидии на госзадание учреждением может производиться только в ущерб другим расходам.

Осуществление лизинговых платежей за счет приносящей доход деятельности возможно только в том случае, если учреждение твердо уверено в том, что в течение установленного договором срока лизинга:

  • а)    приносящая доход деятельность будет соответствовать уставным целям учреждения, а изменения законодательства не поставят такую деятельность «вне закона»;

  • б)    объема средств, получаемых учреждением от приносящей доход деятельности, будет достаточно для покрытия текущих нужд учреждения и оплаты обязательств по договору лизинга.

Существующая экономическая ситуация, а также ожидаемая смена экономической модели развития страны значительно увеличивают риски учреждения при заключении договоров лизинга.

На инвестиционном этапе для выполнения своих обязательств по договору лизинга субъекты лизинга заключают обязательные и сопутствующие договоры.

Заметим, что привлекательность лизинговых отношений дополняется наличием налоговых преференций, благодаря которым данный вид отношений приобретает преимущественное положение по отношению к арендным и кредитным отношениям.

Договор лизинга вступает в законную силу с момента передачи оборудования как объекта сделки по акту приема-передачи и действует в течение оговоренного срока.

Существующее на сегодняшний день в законодательстве определение понятия финансовой аренды (лизинга) требует пересмотра и определенной доработки. Законодателю необходимо исключить смешение экономических и правовых понятий и опираться на такое определение финансовой аренды (лизинга), которое бы четко отграничивало собственно договор финансовой аренды (лизинга) от других гражданско-правовых институтов, а также от внеправовых явлений.

Следует заметить, что никаких принципиальных возражений против включения в закон экономического понимания финансовой аренды (лизинга) и не возникало бы, если бы введение в текст нормативного правового акта неправовых категорий не порождало бы искаженного представления о смысле норм и круге регулируемых ими отношений.

Следует заметить, что встречающиеся в литературе упоминания о соглашениях, заключаемых по истечении срока договора лизинга, как о лизинговых соглашениях не соответствует природе этих отношений. Д.В. Стадик и А.В. Крутик указывают, что «...по окончании срока действия лизингового соглашения лизингополучатель вправе... возобновить лизинговое соглашение на прежних условиях...».[3] Такие отношения связаны с предоставлением имущества во временное пользование на возмездных началах, они опосредуются договором аренды, что в свою очередь влечет изменение субъектного состава, прав и обязанностей сторон в сравнении с теми, которые характеризовали их как участников лизинговых отношений.

Во-вторых, такой критерий, как срок амортизации имущества, являющегося предметом договора лизинга, представляется неудачным с правовой точки зрения. Он является, скорее, экономическим. Более того, тот факт, что имущество передается по договору на срок, сопоставимый со сроком полной амортизации такого имущества, еще не означает невозможности совершения гражданско-правовых сделок в отношении данного имущества.

В-третьих, ни Гражданский кодекс РФ, ни Федеральный закон «О финансовой аренде», регулирующие лизинговые отношения, не содержат четкого ограничения относительно продолжительности срока договора. Предполагается, что он должен быть продолжительным. Однако законодатель не предусматривает запрета на заключение договора на небольшой срок. В связи с этим можно признать, что передача имущества по договору на срок, существенно меньший срока полной амортизации данного имущества, не означает отсутствие договора лизинга как такового. В данном случае реализуется право сторон самим определить, как долго они будут взаимодействовать в рамках заключенного ими договора лизинга.

Таким образом, договор финансовой аренды (лизинга) – это соглашение между арендодателем (лизингодателем) и арендатором (лизингополучателем) по которому арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного продавца и предоставить его арендатору за плату во временное пользование и владение для предпринимательских целей. Полагаем, что прочие конструктивные особенности данного договора в его общем определении должны отсутствовать. Это касается и возможного выбора лизингодателем продавца, и определения им конкретного имущества, так как данное условие не влияет на квалификацию соглашения как договора именно лизинга.

Не имеют такого значения и другие условия, которые часто присутствуют, но не формируют предмет договора, включая источник денежных средств, направляемых на приобретение объекта лизинга, какие-либо особенности объекта, помимо, определенного в законе и т. д.

Список литературы Договор лизинга

  • Федеральный закон от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (ред. от 31.12.2014)
  • Кабанова И.Е. Правовое регулирование лизинга в РФ: автореф. дис. канд. юрид. наук. -М., 2011. С. 18.
  • Кряквина СБ. Договор лизинга и его особенности//Современная юриспруденция: теоретико-прикладные проблемы. -Елец: Изд-во Елец.филиала НО ВПО «Рос.новый ун-т», 2011. -С. 122.
  • Ратовская С.А. Некоторые особенности договора финансовой аренды (лизинга)//Советник в сфере образования. -2015. -№2. С.43
  • Горемыкин В.А. Организационное и методическое обеспечение лизингового процесса//Финансовый менеджмент. -2003. -№5. С. 103-123.
Статья научная