Документы Кодинского Свято-Троицкого монастыря XVIII века как источник для реконструкций жилых и хозяйственных построек

Бесплатный доступ

В статье анализируются документы Кодинского Свято-Троицкого монастыря (XVIII в.) как источник для реконструкции различных построек. Планы восстановления в сибирских музеях под открытым небом первых острогов привели к необходимости научного обоснования воссоздания различных крепостных сооружений, включая жилые и хозяйственные постройки. Немалую роль в осуществлении достоверной реконструкции играют размеры планов построек. К редким архивным документам, где можно найти размеры разного вида жилых и хозяйственных построек, относятся поступные, доношения, указы, ведомости и описи Кодинского Свято-Троицкого монастыря.

Реконструкция зданий и сооружений xviii в, монастырь, исторический источник, музеи под открытым небом

Короткий адрес: https://sciup.org/14522148

IDR: 14522148

Текст научной статьи Документы Кодинского Свято-Троицкого монастыря XVIII века как источник для реконструкций жилых и хозяйственных построек

Обращение к наследию прошлого приобрело в настоящее время неожиданный ракурс – практический. Особенно часто реконструируются здания и сооружения периода раннего освоения Сибири. В сибирских музеях под открытым небом реализуют проекты по восстановлению крепостей и острогов в виде макетов в натуральную величину. Исполнители таких проектов сталкиваются с необходимостью обеспечения исторической достоверности, что приводит к поискам аналогов, которые ныне уже не существуют. В этом случае значимыми становятся археологические сведения и письменные источники. Подробные описания крепостных сооружений (башен, стен) известны по многочисленным отпискам, отправленным в Сибирский приказ в качестве инвентаризационной описи для получения денег на ремонт. Другие же здания, как правило, лишь упоминаются.

Для восстановления одного названия мало, нужны сведения о размерах и материале изготовления. С материалом обычно проблем не возникает: как правило, все здания выполнялись в срубной технике из леса хвойных пород. Размеры можно установить лишь приблизительно, исходя из планов крепости и аналогов.

Рассмотрим с точки зрения выявления размеров и внешнего вида сооружений XVII–XVIII вв. такой письменных источников, как документы Ко-динского Свято-Троицкого монастыря. Они отложились в Тобольском филиале Государственного архива Тюменской области и опубликованных отдельным изданием [Кодинский (Кондинский) Свято-Троицкий монастырь…, 2005]. Описание особенностей самого монастыря и общая характеристика состава документов, созданных в XVIII в., довольно обстоятельны [Там же, с. 5–25].

Остановимся на конкретных документах – по-ступных, доношениях, указах, ведомостях и описях. В тексте все даты даны по новому стилю, размеры в метрической системе округлены до целых значений, а в ряде случаев – до десятых долей. В измерениях источника сажени и значения в 3 аршина, но нет уточнений, какая сажень взята за основу. Именно поэтому для перевода в метрическую систему использовано значение четырехаршинной сажени (284,48 см), что практически равно городовой сажени (284,8 см).

В поступной, данной «Еленой Митрофановой дочерью вдовой Леонтьевской женой Пушкаревой з дочерью своей Настасьею Леонтьевою» о продаже принадлежавших им в г. Тобольске «дворового места» и «хоромов» Кодинскому монастырю в 1741 г. [Там же, с. 216], указано, что продается земля с жилой постройкой «…мерою… длинни-ку девять сажен с аршином, а поперечнику две сажени з двумя аршины». Площадка имела длину 26 м и ширину 7 м. На ней располагалась трехчастная постройка: «…на дворе хором – изба, а против избы – клеть, а меж избою и клетью сени». Эта постройка занимала лишь часть площадки, что сразу дает порядок цифр размеров – меньше 26 метров в длину и 7 м в ширину. В ведомостях имеющегося в Кодинском монастыре «всякого монастырского строения, денежной казны, разных вещей, хлебных припасов и скота» 1763 г. [Там же, с. 223–241] указан полный перечень сооружений: «…около монастыря ограда древянная, в столбах заплотом забранная, четверы ворота; внутрь ограды строения древянного келей и кладовых анба-ров…, келии настоятельские… о дву партаментах (этажах. – А.М.), а в них покоев седьм, двои сени и два кладовых чюлана. Подле тех келей холодный покой с сеньми и кладовым чюланом. Келия иеромонашеская…, в ней забранных из досок чюланов четыре, сени. В сенях забранных чюланов из досок же четыре. Келия монашеская с сеньми…, в ней покоев: кладовой чюлан и в сенях два чюлана ж. Келия больничная… Две келии строения нового. Обиход (бытовые и хозяйственные постройки. – А.М.), в нем строений шесть. Между ними поварня. Трои сени и два кладовых чюлана. Хлебня для печения хлебов строения новаго с сеньми и два кладовых чюлана. Келия казенная ветхая, в ней покоев четыре. Анбар кладовой о дву портаментах. Погребов ветхих два. Сараи для корму лошадей овсом ветхие. Анбарцов небольших четыре. Баня братская с сеньми ветхая» [Там же, с. 223–224]. Описание дает представление о застройке территории монастыря жилыми и хозяйственными постройками различного назначения, по типу и назначению совпадающими с обычными городскими зданиями. Пожалуй, лишь название «келия» выдает принадлежность к монастырской бытности, в светской части городов их бы назвали избами, палатами или комнатами.

В этих же документах есть сведения о количестве запасов и строительного материала, а также некоторые размеры: «Бревен новых мерою четырех и трех сажен, в отрубе 9, 7 и 4 вершков на дворовое монастырское строение – 400, …оследни-ку (строевого леса. – А.М. ) мерою 5 сажен – 50, …с четырех барок брусового и бокового лесу» [Там же, с. 241]. Можно сделать следующий вывод: в основном, на строительство использовали бревна несколько больше шести и восьми метров, диаметром приблизительно в 40, 31 и 18 см. Реже требовался высококачественный большеразмерный лес длиной около десяти с половиной метров. Не гнушались использовать и детали старых судов. Можно предположить, что размеры срубов тоже укладывались в указанные рамки, а принцип их стыковки, известный со времен Древней Руси, позволял возводить сооружения различной протяженности.

Очень информативны относящиеся к 1763 г. описания монастыря, где кроме перечисления построек указаны их размеры. Так, из них узнаем, что вокруг подворья, т.е. земли со строениями, принадлежавшей монастырю, находилась ограда в виде заплота с двумя воротами – 10 саженей 2 аршина 6 вершков в длину и 15 саженей 8 вершков в ширину [Там же, с. 259], что составляет 29 м в длину и 42 м в ширину.

Внутри ограды находилось «деревянное все строение»: «…келии о дву апартаментах» [Там же, с. 260]. Одна нижняя келья была жилой. Ее стены были обиты синими бумажными обоями (длина 6 саженей 2 аршина 10 вершков – 19 м, ширина 4 сажени 2 аршина 12 вершков – 13,5 м). Над этой кельей была такая же по размерам холодная келья (т.е. без отопления), с оштукатуренными по холсту стенами. С другой двухэтажной кельей их соединяли сени, имевшие в длину 1 сажень 4 вершка, т.е. 3 м. На первом этаже двухэтажной кельи находилась стряпчая (длина 4 сажени 12 вершков – 12 м, ширина 2 сажени 2 аршина 3 вершка – 7 м), на втором – жилая комната (длина 3 сажени 4 вершка – 8,6 м, ширина 2 сажени 2 аршина 3 вершка – 7 м) и холодная комната 3 сажени длиной (8,4 м) и 2 сажени 3 аршина 3 вершка шириной (7,8 м). Следовательно, верхний этаж несколько выступал над нижним. Вокруг келий находилась галерея 4 сажени 1 аршин 4 вершка длиной (12 м) и 3 сажени 4 вершка шириной (8,6 м).

Кроме того, на подворье были: 1) сарай для сена 4 сажени 2 аршина 8 вершков длиной (13 м)

и 2 сажени 1 аршин 4 вершка шириной (6,5 м); 2) погреб 4 сажени 1 аршин 2 вершка длиной (12 м) и 2 сажени 2 аршина 3 вершка шириной (7,1 м); 3) амбар 3 сажени длиной (8,4 м) и 2 сажени 2 аршина 3 вершка шириной (7,1 м).

Длина «деревянного строения» ограды монастыря составляла 276 саженей 3 аршина 12 вершков, т.е. 775,5 м. По правилам того времени в ограде находились святые и обычные проезжие ворота, а также были добавлены двое маленьких ворот. Предполагалось, что деревянную ограду заменит каменная из шестисот тысяч кирпичей и ста сажен бутового камня «серовика» [Там же, с. 261], т.е. около 1 тыс. м3. Внутри ограды находились: церковь во имя Живоначальной Троицы, колокольня, несколько жилых и хозяйственных построек, огород «для сажения на братию капуст» (длина трех сторон 35 саженей – 98 м). Среди жилых построек были: 1) двухэтажная настоятельская келья 6 саженей 8 вершков длиной и 5 саженей шириной (17×14 м); 2) еще одна настоятельская келья с сенями и чуланчиком кладовым 2 сажени 1 аршин 10 вершков длиной и 2 сажени 1 аршин шириной (6,7×6,3 м); 3) казенная келья 11 саженей длиной и 5 саженей шириной (30,8×10,7 м); 4) три братские кельи: 7×6 саженей (19,6×16,8 м), 5 саженей 2 аршина 8 вершков × 4 сажени 2 аршина (15,7×12,6 м), 8×3 сажени (22,4×8,4 м). Все кельи имели сени.

Хозяйственные постройки включали: 1) хлеб-ню (т.е. пекарню, где в монастырях выпекали и раздавали хлеб) с маленьким хлебным амбаром (9×4 сажени – 25,2×11,2 м); 2) келарию (кладовую), размещенную под одной крышей с братской кельей и поварней (10×8 сажени – 28,4×22,4 м); 3) летний погреб (4×4 сажени – 11,2×11,2 м); 4) конюшню (8×5 саженей – 22,4×14 м); 5) две хлебные житницы (5 саженей 1 аршин 8 вершков × × 3 сажени – 15×8,4 м; 6 саженей 1 аршин 8 вершков × 3 сажени – 16,8×8,4 м); 6) амбары для хранения соли (3 сажени 8 вершков × 2 сажени – 8,8×5,6 м);

7) кладовые амбары (3 сажени 1 аршин × 3 сажени – 9,1×8,4 м); 8) баню для монастырских служек (4×3 сажени – 11,2×8,4 м); 9) больницу (3 сажени 1 аршин 12 вершков × 3 сажени – 9,6×8,4 м).

Многие постройки помечены как «ветхие», т.е. они были построены задолго до составления документов. Для изучаемого периода характерна статичность деревянной архитектуры Сибири – окраины России, куда новые веяния доходили с запаздыванием. Исходя из этого, с некоторым допущением можно распространить данные, зафиксированные в XVIII в., на конец XVII в. В документах речь идет о монастырских постройках, но конструктивно они мало отличались от тех, что возводили в городах и острогах. При реконструкции можно пользоваться приведенными размерами реально существовавших зданий и сооружений. Однако пока неясно, касаются ли они измерений внешней стороны зданий, т.к. в XVII в. было принято к размерам внутренней части постройки добавлять размеры бревен в отрубе (т.е. 4, 6 или 9 вершков – приблизительно 18, 27, 40 см). Установить это можно, видимо, обратившись к данным археологических раскопок. Кроме того, анализ прочих архивных данных позволит набрать своего рода статистику и создаст возможность выбора между несколькими вариантами, а знание площади, занимаемой постройками, поможет уточнить вероятные размеры. Сведения, содержащиеся в документах Кодинского Свято-Троицкого монастыря, позволяют считать его ценным источником для реконструкции зданий и сооружений XVII–XVIII вв.

Список литературы Документы Кодинского Свято-Троицкого монастыря XVIII века как источник для реконструкций жилых и хозяйственных построек

  • Кодинский (Кондинский) Свято-Троицкий монастырь в первой половине XVIII в.: люди и стены сибирской обители накануне секуляризации: сб. док. -Томск: Изд-во Асиновское, 2005. -354 с
Статья научная