Долгосрочное развитие реального сектора экономики в контексте достижения экономической безопасности
Автор: Кондратьев Л.Н.
Журнал: Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии @tps-esst
Рубрика: Региональная и отраслевая экономика
Статья в выпуске: 3 (65), 2025 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена исследованию долгосрочной эволюции реального сектора экономики и его основы – промышленности в контексте обеспечения экономической безопасности. Рассмотрен опыт осуществления трех исторических и четвертой современной индустриальной революции. Выделены положительные и отрицательные (ослабляющие экономическую безопасность) эффекты этих революций. Предложены меры, направленные на смягчение негативных последствий индустриальных революций.
Реальный сектор экономики, экономическая безопасность, антироссийские санкции, промышленная революция, промышленность, технологический прогресс
Короткий адрес: https://sciup.org/148331904
IDR: 148331904
Текст научной статьи Долгосрочное развитие реального сектора экономики в контексте достижения экономической безопасности
Современный период развития России характеризуется повышенной волатильностью характеризующих это развитие показателей, что порождает новые угрозы экономической безопасности [1]. Эти угрозы, безусловно, во многом вызваны внешним санкционным давлением, которое со стороны стран «коллективного Запада» существенно усилилось с 2022 года [2], в их декларируемом стремлении к «нанесению России стратегического поражения» (см.: . То есть, этот класс угроз экономической безопасности (угрозы, связанные с санкциями) носит намеренный, предумыш-
ГРНТИ 06.71.03
Леонид Николаевич Кондратьев – аспирант кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
ленный характер. Во многом они направлены на разрушение реального сектора российской экономики [3], основу которого составляет промышленное производство.
Промышленное развитие и экономическая безопасность
В этой связи, в качестве нового направления обеспечения национальной экономической безопасности в современных условиях выдвигается направление, связанное с обеспечением технологического суверенитета [4]. При этом, рассуждения о технологиях и инновациях, если их «заземлить» и перевести из академической в практическую плоскость, связаны, прежде всего, с разработкой и производством отечественного производственного оборудования, химических компонентов, микроэлектронных компонентов и др. Т.е. технологический суверенитет и национальная экономическая безопасность основаны на наличии и устойчивом функционировании промышленности, которая в условиях санкций испытывает определенные трудности [5].
Заметим, что промышленность, как основа реального сектора экономики, помимо отмечаемого сегодня санкционного «удара», который при всей его серьезности воспринимается нами как краткосрочный, ситуационный фактор, подвержена воздействию более фундаментальных факторов, обусловленных ее долгосрочной эволюцией, которая происходит не поступательно, но периодически оказывается под воздействием т.н. «индустриальных революций». При всей их прогрессивности, они выступают в качестве дестабилизирующего фактора, т.е. могут (в краткосрочной перспективе) оцениваться как угрозы экономической безопасности.
Индустриальные революции и экономическая безопасность
Первая индустриальная революция ознаменовала переход от ручного труда к машинному, от небольших мастерских к крупным фабрикам (см.: . Собственно, именно эта индустриальная революция и породила промышленность в ее современном понимании. В то же время, она радикально повлияла на структуру экономики, вызвав ее дестабилизацию и перераспределение ресурсов и благосостояния. До этого экономика в основном зависела от сельского хозяйства, но благодаря индустриальной революции на первый план вышло промышленное производство, и общество из сельского стало городским и индустриальным. Хотя в разных странах эти события происходили в разное время, в целом они начались во второй половине XVIII века и продолжались весь XIX век.
Главная особенность первой индустриальной революции – быстрый рост производства благодаря новым машинам и созданию фабрик. Промышленная революция изменила не только производство, но и всю жизнь общества. Благодаря ей труд стал гораздо эффективнее, люди начали массово переезжать в города, а экономика стала расти намного быстрее, чем раньше. Если до этого изменения занимали очень много времени, в среднем больше жизни одного-двух поколений, то теперь прогресс стал заметен уже при жизни одного поколения. Со временем это привело и к улучшению условий жизни людей, а также сказалось на их финансовом благополучии. В то же время, это привело к усилению имущественной дифференциации, что стало не только угрозой экономической безопасности, но и социальной стабильности.
Промышленная революция впервые произошла в Англии в конце XVIII века, а к середине XIX века распространилась на Европу и Америку. Дж. Хикс выделил следующие причины успеха Англии [6]: надёжная защита частной собственности и честных договоров благодаря хорошим законам и независимому суду; активная торговля; свободный рынок земли – её можно было легко покупать и продавать без старых феодальных ограничений; распространённость наёмного труда и отсутствие массового принуждения к работе; развитая банковская система и доступные кредиты; прогресс в науке.
Отметим, что первая индустриальная революция не стала последней. За всю историю произошло три таких революции, хотя, по сути, мы сейчас находимся в процессе четвертой, так называемой цифровой революции, которая связана с переходом к производственным киберфизическим системам, основанным на полномасштабном внедрении в экономики развитых и развивающихся стран технологических новаций (см.: chetviortaia-promyshlennaia-revoliutsiia-5f5485). Это – дополнительный дестабилизирующий фактор в современной экономике, подрывающий в краткосрочном периоде экономическую безопасность.
Итак, первая индустриальная революция произошла в Англии в период с конца XVIII века до середины XIX века. Главным двигателем английской экономики стало текстильное производство. Импульс для ускоренного индустриального развития был дан в графстве Ланкашир, где около 1760 года местные торговцы, связанные с Ост-Индской компанией, стали внедрять новые станки для увеличения производительности при выработке тканей. Первым таким станком оказалась прядильная машина Уайатта-Пауля, которая позволяла автоматизировать работу ручной самопрялки. Позже стали использовать «Водяную раму» Аркрайта. Эти изобретения увеличили производительность в 6 раз. В 1771 году Аркрайт открыл первую крупную фабрику в Кромфорде – с цехами, водяными колёсами, домами для рабочих и складами. К 1779 году там работали 300 человек и тысячи веретён. Так начался «хлопковый бум», и вскоре аналогичные фабрики заполонили весь Ланкашир.
Изменения в мировой промышленности, охватывающие вторую половину XIX и начало XX веков, получили название второй индустриальной революции. Она охватила Западную Европу, США, Российскую империю и Японию. Если первая промышленная революция основывалась на паровых двигателях и инновациях в текстильной промышленности, то вторая происходила на базе производства высококачественной стали, распространения железных дорог, электричества и химикатов. Роль науки ещё более выросла [7]. Теперь развитие экономики основывалось не просто на удачных изобретениях, а на научных достижениях.
Важнейшими открытиями в эту революцию стали такие достижения как: создание двигателя внутреннего сгорания Даймлером и Майбахом в 1882 году; успешные опыты Попова и Маркони по передаче радиосигнала в 1895 году; первое успешное испытание летательного аппарата братьев Райт в 1903 году и др. Важно отметить, что переход к новой технологии и организации промышленности происходил на научной основе. Это позволило обеспечить устойчивость переходного процесса. Этот опыт обеспечения экономической безопасности в период переходных процессов в экономике [8] целесообразно использовать и сегодня, путем развития и стимулирования интеграции в цепочке «производство – наука – образование» [9].
В середине XX века (примерно с 1960-х годов) началась третья промышленная революция, связанная с внедрением компьютеров, средств автоматизации и роботов в производство. Главным прорывом стало появление электронно-вычислительных машин. Главное, что изменилось по отношению к предыдущему периоду, это то, что станки стали работать по программам, без непосредственного участия человека. Если раньше рабочий вручную настраивал оборудование для каждой детали, то теперь стало возможным загрузить в станок программу-инструкцию, и он сам выполнял всю работу. Это позволило создать промышленных роботов и полностью автоматизировать отдельные линии и участки производства.
В дальнейшем, по мере совершенствования технологий управления и их интеграции с промышленным оборудованием, прогресс в промышленности стал ускоряться не в арифметической прогрессии, а в геометрической прогрессии. И здесь работает обратная связь: прогресс в производстве создает новые возможности для развития прикладной и фунда- ментальной науки. А развитие науки, в свою очередь, способствует дальнейшему прогрессу реального производства. Следовательно, требуется, для обеспечения национальной экономической безопасности поддерживать высокий уровень поддержки науки в стране. Это нашло отражение в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2024 г. № 309, где предусмотрено увеличение к 2030 году внутренних затрат на исследования и разработки не менее чем до 2% ВВП.
К сожалению, эта амбициозная цель на данный момент выглядит декларативно. Ее реальное достижение вызывает сомнения. Эти сомнения базируются на анализе доступной статистики. «В текущем [имеется в виду 2025 – прим. автора] году государство планирует увеличить объем ассигнований на гражданскую науку из средств федерального бюджета до 850 млрд руб. – на 158,2 млрд руб. в действующих ценах по сравнению с 2023 г. (+5,4% в постоянных ценах). Их доля в расходах федерального бюджета повысится до 2,9%, а в ВВП – останется на уровне 0,4%» (цит. по: . То есть, несмотря на рост финансирования научных исследований, их относительный уровень (как доля ВВП) в 5 раз ниже целевого. Преодолеть этот разрыв за 5 лет, по мнению автора, если и не невозможно, то маловероятно.
Сегодня мир в целом и Россия, в частности, находятся в состоянии четвёртой индустриальной революции, также обозначаемой как «Индустрия 4.0». Этот термин, изначально используемый для обозначения немецкой инициативы по внедрению в промышленность Германии технологий, базирующихся на Интернете вещей (IoT), получал широкое распространение в мире по мере того, как другие цифровые технологии (среди которых был не только IoT, но и машинное обучение, блокчейн, 3D-печать и т.п.) охватывали всё большее количество отраслей [10].
В 2015 г. исследователи компании Boston Consulting Group определили 9 ключевых технологий четвёртой индустриальной революции, обозначив их как «девять столпов технологического прогресса»: автономные роботы, инструменты симуляции, горизонтальная и вертикальная системная интеграция, промышленный Интернет вещей, кибербезопасность, облачные технологии, аддитивное производство (3D-печать), дополненная реальность и аналитика больших данных (Big Data). Предсказывается усиление гонки за внедрение этих технологий в США, странах Европы и Азии, которое повлияет на производство, цепочки поставок, технологические стандарты, а впоследствии и на смежные области, например образование. Безусловно, этот переход вызывает новые и актуализирует существующие угрозы экономической безопасности, что должно учитываться в государственной промышленной политике.
Можно ожидать, как это делает С.Д. Бодрунов [11], что в перспективе развитие техносферы на основе новых технологий предоставит людям больше выбора, больше перспектив, свободы и контроля над собственной жизнью. В результате, есть большая вероятность, что человек рано или поздно возложит ответственность за управление и обеспечение своей жизнью на «продукт своего творчества», а именно роботов и искусственный интеллект. А если даже смотреть шире, на ряд роботизированных и автоматизированных систем, управляемых и обслуживаемых сотнями искусственных интеллектов, а не людьми. Это будет означать коренную реорганизацию всей социально-экономической действительности.
Заключение
Оценим итоги четырёх индустриальных революций:
-
• первая революция началась с паровых машин и механических станков. Заводы заменили ручной труд, товары стали дешевле и доступнее. Появились железные дороги, телеграф, люди стали жить дольше. Но рабочие трудились по 14-16 часов в день, дети рабо-
- тали на фабриках, города задыхались от дыма. То есть, платой за прогресс стал рост социально-экономических рисков, что негативно повиляло на экономическую устойчивость и экономическую безопасность;
-
• вторая революция принесла электричество, телефон и конвейер. Заводы заработали быстрее, товаров стало ещё больше. Появился средний класс, наука шагнула вперёд. Однако машины вытеснили многих рабочих, а сжигание угля ухудшило экологию. То есть, опять прогресс сопровождался негативными эффектами, которые можно трактовать как угрозы экономической безопасности;
-
• третья революция связана с использованием компьютеров и сети Интернет. Производство стало автоматическим, информация – доступной всем. Мир превратился в одну большую сеть, где компании работают по всему земному шару. Но многие люди остались без работы, не сумев освоить новые технологии, усилилась дифференциация регионов и стран по технологическому и информационному признаку, что сегодня воспринимается как существенная угроза экономической безопасности;
-
• четвёртая революция происходит сегодня. Роботы, 3D-принтеры и искусственный интеллект меняют не только производство, но и социальную действительность. Заводы становятся «умными», врачи учатся лечить болезни на генном уровне, а автомобили ездят без водителей. С одной стороны появились новые возможности, с другой – новые проблемы: киберпреступность, потеря приватности, риск остаться без работы из-за роботов и др. То есть опять мы наблюдаем усиление угроз и рисков экономической безопасности.
Любая новая технология способна как улучшить жизнь людей, так и ухудшить ее. Автоматизация вынудит людей менять профессии. Четвёртая индустриальная революция может усилить неравенство, что вызовет напряженность в обществе, появляются новые угрозы в области не только экономической, но и других видов безопасности. Это требует проведения дальнейших научных исследований с целью сглаживания негативных последствий развития реального сектора экономики в периоды революционного его переустройства.