Достоевский и лютеранство

Автор: Исаев Сергей Александрович

Журнал: Христианское чтение @christian-reading

Рубрика: К 200-летию со дня рождения Фёдора Михайловича Достоевского

Статья в выпуске: 4 (99), 2021 года.

Бесплатный доступ

Ф. М. Достоевский никогда не изучал лютеранское богословие и судил о лютеранстве главным образом по опыту общения с немцами-лютеранами в Санкт-Петербурге и Германии. Суждения Достоевского о лютеранстве логически связаны с его геополитическими воззрениями и потому рассматриваются в их контексте. Во время русско-турецкой войны 1876-1878 гг. он предполагал близкое начало борьбы за мировое господство между тремя силами: римским католичеством (Францией), пангерманизмом и славянским миром во главе с Россией. Лютеранство он рассматривал как первый шаг к атеизму и как ингредиент пангерманизма. С другой стороны, в одном малоизвестном высказывании Достоевский утверждал, что всякий русский, искренне верующий в Бога, придерживается «исповедания православно-лютеранского». Следовательно, фактически под именем лютеранства Ф. М. Достоевский критиковал только либеральную теологию. Конфессиональное (консервативное) лютеранство, представленное в его время такими именами, как Август Неандер, Вильгельм Лёэ, Чарльз Портерфилд Краут, его критика не затрагивает.

Еще

Отто бисмарк, германская империя 1871 г, ф. м. достоевский, либеральная теология, лютеранство, пангерманизм, православие, протестантизм, реформация, римское католичество, славяне

Короткий адрес: https://sciup.org/140261418

IDR: 140261418   |   DOI: 10.47132/1814-5574_2021_4_44

Список литературы Достоевский и лютеранство

  • Достоевский (I-XXX(2)) - Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Л., 1972-1990.
  • Флоровский (1983) - Флоровский Г. В. Пути русского богословия. Париж, 1983.
Статья научная