Драконья дева в китайских верованиях и литературных описаниях
Автор: Сторожук Александр Георгиевич
Журнал: Вестник Бурятского государственного университета. Философия @vestnik-bsu
Рубрика: Филология
Статья в выпуске: 8, 2015 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается развитие представлений о Драконьей деве, дочери Царя Драконов (Лун-вана), в ортодоксальных и простонародных религиозных системах Китая. Проследить этот генезис возможно путем анализа текстов классических сутр (например, «Алмазной сутры»), а также светских литературных произведений Танского времени и позже. Драконья дева, или Дочь Дракона, восходящая к ортодоксальным махаянским концептам буддизма, со временем трансформировалась в самостоятельный и весьма специфический объект поклонения, соединяющий в себе разнообразные черты буддийских, даосских и простонародных верований. Главным сюжетом светских литературных произведений о ней является рассказ о браке с простым смертным. Традиция подобных произведений восходит к эпохе Тан, но вариации того же сюжета встречаются и позже, вплоть до цинской литературы. Драконья дева имеет четкую иконографическую традицию, связанную с культом Бодхисаттвы Авалокитешвары (Гуань-инь), при этом специфическая даосская или простонародная иконография отсутствует. Это может быть вызвано общей чертой данного образа, прослеживающейся во всех возможных воплощениях и позволяющей обращаться к ней с молениями в ортодоксальной буддийской ипостаси: Лун-нюй представляет собой воплощение веры в благое преображение и в негаданную удачу.
Дракон, буддизм, даосизм, верования, литература, история, религия, драконья дева, дочь дракона
Короткий адрес: https://sciup.org/148183089
IDR: 148183089 | DOI: 10.18097/1994-0866-2015-0-8-80-84
Список литературы Драконья дева в китайских верованиях и литературных описаниях
- Алимов И.А. Бесы, лисы, духи в текстах сунского Китая. -СПб., 2008.
- Баранов И.Г. Верования и обычаи китайцев. -М., 1999.
- Вэнь Цзянь. Даосские кумиры: История и современность//Россия и Китай на дальневосточных рубежах: материалы междунар. конф. -Благовещенск, 2001. -Вып. 2. -С. 287-289.
- Гроот Я.Я.М., де. Демонология древнего Китая: пер. с англ. -СПб., 2000.
- Гуляка и волшебник: Танские новеллы (VII-IX вв.)/пер. с кит. И. Соколовой, О. Фишман. -М., 1970.
- Духовная культура Китая. Энциклопедия: в 5 т. + доп. том. -М., 2006-2010.
- Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2 т. -М., 1982.
- Сторожук А.Г., Корнильева Т.И., Завидовская Е.А. Духи и божества китайской преисподней. -СПб., 2012.
- Сторожук А.Г. Лун-ван в китайских верованиях и новеллистике//Россия -Китай: история и культура: сб. ст. и докл. участников VI Междунар. науч.-практ. конф. -Казань, 2014. -С. 494-502.
- Сутра о Бесчисленных Значениях. Сутра о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы. Сутра о Постижении Деяний и Дхармы Бодхисаттвы Всеобъемлющая Мудрость/пер. с кит. А.Н. Игнатовича. -М., 1998.
- Фиссер М.В. Драконы в мифологии Китая и Японии/пер. с англ. А.Г. Фесюн. -М., 2008
- Дун Фан-юань. Тайвань жэнь дэ шэньмин (Духи тайваньцев) 董芳苑.臺灣人的神明.一Тайбэй, 2008.
- Ма Шу-тянь. Тушо чжунго саньбай шэнь (Иллюстрированный трехсот китайских божеств). 圖說中國三百神.一Пекин, 2007.
- Тайпин гуан цзи (Обширные записи годов Тайпин).太平廣記.一Пекин, 1959. -Т. 1-5.
- Пу Сун-лин. Ляо Чжай чжи и (Странные истории из кабинета неудачника). п/р. Ван Цзяо-и.蒲松齡.聊齋誌異. 王皎譯著.一Харбин, 2013. -Т. 1-2.
- У Чэн-энь. Си ю цзи (Путешествие на Запад). 吳承恩.西遊記.一Тяньцзинь, 2004. -Т. 1-2.
- Фо, пуса, лохань, хуфа тушо. (Иллюстрированные пояснения к Будд, Бодхисаттв, архатов, дхармапал). П/ред. Хэ Сань-цянь, У Цяо.佛菩薩羅漢圖說.禾三千,吳喬編著.一Харбин, 2005.
- Юань Мэй. Цзы бу юй цюань цзи (Полное собрание «О чем не говорил Конфуций»).袁杈.ナ不語全集.一 Шицзячжуан, 1987.
- Тайсё синсю дайдзокё (Заново отредактированное великое собрание сутр годов «Тайсё»). 大正新修大藏經.Токио, 1924-1932. -Т. 1-100.