Драма для чтения XVIII-XIX вв. как явление романизации драматической формы
Автор: Журавлева Ольга Алексеевна
Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu
Рубрика: Теория литературы
Статья в выпуске: 4 (59), 2021 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются некоторые аспекты эмансипации драматической формы от театра под влиянием процесса романизации в XVIII-XIX вв. и ставший результатом этой эмансипации жанр драмы для чтения. Под драмой для чтения (иначе - несценическая драма) подразумевается устойчивая литературная форма, наследующая драматические и эпические родовые черты и представляющая собой разновидность драматического жанра, автором не предназначенную для постановки на сцене. Отмечается, что осваивание эпических элементов драматической формой является следствием развития теории познания XVIII в. и изменения практики чтения в Новое время. Романизации драмы сопутствует движение от хоральности, публичности, к уединенному чтению. Решающую роль в становлении драмы для чтения как отдельной драматической формы играет роман и связанная с ним тенденция романизации. Под романизацией (понятие введено М.М. Бахтиным) понимается распространение романных принципов на другие литературные жанры и формы. Наиболее показательные образцы драмы для чтения XVIII-XIX вв. принадлежат экспериментальной и радикальной литературе романтического направления. Среди принципов романной поэтики, заимствованных романтической драмой для чтения, выделяются следующие: повествовательность, масштабность изображаемых событий, контрастность, предметно-описательный характер текста, диалогичность, психологизм. Освоение драмой для чтения принципов романной поэтики показано на примере драм И.В. Гете «Гетц фон Берлихинген» и «Фауст», В. Гюго «Кромвель», Г. Флобера «Искушение святого Антония».
Драма, роман, романизация, бахтин, прозаизация, диалог, гротеск, романтизм, романтическая драма
Короткий адрес: https://sciup.org/149139263
IDR: 149139263 | DOI: 10.54770/20729316_2021_4_30
Список литературы Драма для чтения XVIII-XIX вв. как явление романизации драматической формы
- Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского // Бахтин М.М. Собрание сочинений: в 7 т. Т. 6. М.: Языки славянской культуры, 2002. 799 с.
- Бахтин М.М. Эпос и роман (О методологии исследования романа). М.: Азбука, 2000. 304 с.
- Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды (1841) // Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: в 13 т. Т. 5. М.: Издательство АН СССР, 1954. С. 7-9.
- Гегель Г.В.Ф. Эстетика. Т. 3. М.: Искусство, 1971. 616 с.
- Грифцов Б.А. Теория романа. М.: Государственная академия художественных наук, 1927. 152 с.
- Гюго В. О Вальтере Скотте. По поводу «Квентина Дорварда» // Гюго В. Собрание сочинений: в 15 т. Т. 14. М.: ГИХЛ, 1956. С. 46-55.
- Гюго В. Предисловие к «Кромвелю» // Гюго В. Собрание сочинений: в 15 т. Т. 14. М.: ГИХЛ, 1956. С. 74-131.
- Кожинов В.В. К проблеме литературных родов и жанров // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. М.: Наука, 1964. С. 39-49.
- Кожинов В.В. Происхождение романа: теоретико-исторический очерк. М.: Советский писатель, 1963. 440 с.
- Лейтес Н.С. Роман как художественная система: учеб. пособие по спецкурсу. Пермь: Пермский университет, 1985. 80 с.
- Лотман Л.М. Островский и [русская] драматургия второй половины XIX в. // История всемирной литературы: в 8 т. Т. 7. М.: Наука, 1983-1994, 1991. С. 6275.
- Пушкин А.С. Письма 1815-1830 гг. // Пушкин А.С. Собрание сочинений. В 10 т. Т. 9. М.: Художественная литература, 1977. С. 166.
- Рымарь Н.Т. Введение в теорию романа. Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1989. 268 с.
- Рымарь Н.Т. Современный западный роман: проблемы эпической и лирической формы. Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1978. 128 с.
- Тютелова Л.Г. Автор и герой в драматургии И.С. Тургенева II Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2009. № 4. С. 1619-1625.
- Фрейденберг О.М. Вступление к греческому роману II Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1995. № 4. С. 78-85.
- Шеллинг Ф.В. Философия искусства. М.: Алетейя, 1996. 496 с.
- Naugrette F. Publier Cromwell et sa Préface: une provocation fondatrice. Impossibles Théâtres XIXe-XXe siècles. Acta fabula. Chambéry: Éditions Comp'Act, 2004. pp. 26-41.
- Puchner M. Stage Fight: Modernism, Anti-theatricality & Drama. Baltimore: John Hopkins University Press, 2002. 234 p.
- Silva F. Os sentidos do drama histórico de Goethe II Goethe J.W. Götz von Berlichingen da mao de ferro. Sao Paulo I Londrina: Aetia Editorial, 2020. pp. 172-173.
- Thomasseau J-M. Le vers noble ou les chiens noirs de la prose? II Le Drame romantique. Rencontres nationales de dramaturgie du Havre. Paris: Éditions des Quatre-vents, 1999. pp. 32-40.