«Древесная» символика в декоративном убранстве удмуртского костюма: истоки, бытование, смысл

Автор: Людмила Анатольевна Молчанова

Журнал: Финно-угорский мир @csfu-mrsu

Рубрика: Культурология

Статья в выпуске: 2 т.14, 2022 года.

Бесплатный доступ

Введение. В статье анализируется семантика древовидных фигур традиционного женского костюма. Целью работы является определение истоков этого образа в удмуртской орнаментике. Материалы и методы. В работе использован метод структурно-семиотического анализа, позволяющий рассматривать костюмный орнамент как знаково-символическую систему. Результаты исследования и их обсуждение. Два первообраза, возникшие еще в период формирования человеческой ментальности, – женщина и тотемный зверь – легли в основу мифопоэтического символа мирового дерева. Комплекс удмуртского воршуда сконцентрировал в себе и сохранил отголоски древнейшего культа женщины-прародительницы, наделенной тотемным именем. Каждый удмуртский род имел свое воршудное имя. Это имя было связано с природным тотемом, принадлежало женщинам рода и передавалось из поколения в поколение по женской линии. Воршудным именем называлась и родовая территория, и ее сакральный центр – воршуд в святилище куа. Воршуд демонстрирует две ключевые идеи мирового дерева: связь, преемственность поколений и центр родовой территории. Заключение. В ходе исследования выявлена связь «древесных» символов костюмного орнамента с культом удмуртского воршуда и символикой мирового дерева. Тем самым выявлены истоки и семантика «древесных» символов в удмуртском костюмном орнаменте.

Еще

Костюмный орнамент, материнский тотем, воршуд, родовое дерево, мировое дерево

Короткий адрес: https://sciup.org/147237044

IDR: 147237044   |   DOI: 10.15507/2076-2577.014.2022.02.207-222

Список литературы «Древесная» символика в декоративном убранстве удмуртского костюма: истоки, бытование, смысл

  • Атаманов-Эграпи М. Г. Происхождение удмуртского народа: моногр. Ижевск: Удмуртия, 2010. 576 с.
  • Багин С. Свадебные обряды и обычаи вотяков Казанского уезда // Этнографическое обозрение. 1897. № 2. С. 59–92.
  • Березкин Ю. Э. Мифологические деревья в лесу культуры // Этнографическое обозрение. 2012. № 6. С. 3–18.
  • Верещагин Г. Е. Вотяки Сарапульского уезда Вятской губернии. СПб.: Тип. И. Н. Скороходова, 1889. 199 с. (Зап. Императ. Рус. геогр. о-ва по Отд-нию этнографии; т. 14, вып. 3).
  • Владыкин В . Е . Ми – удмуртъёс . Ӟечесь-а? = Мы – удмурты. Здравствуйте! = We are the Udmurts. Nice to meet you! / пер. на удмурт. яз. С. В. Матвеев; пер. на англ. яз. А. Н. Прокопьев, О. Б. Белоусова. Ижевск: Удмуртия, 2007. 124 с.
  • Владыкин В. Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. Ижевск: Удмуртия, 1994. 383 с.
  • Волдина Т. В. Образ древа жизни в традиционной культуре обских угров в контексте реинкарнации // Финно-угорский мир. 2015. № 4. С. 84–90.
  • Генинг В. Ф. Азелинская культура III–V вв.: Очерки истории Вятского края в эпоху великого перенаселения народов. Свердловск; Ижевск, 1963. 161 с. (Вопр. археологии Урала; вып. 5).
  • Денисова И. М. Отражение фито-антропоморфной модели мира в русском народном творчестве // Этнографическое обозрение. 2003. № 5. С. 68–86.
  • Дэвлет М. А., Дэвлет Е. Г. Мифы в камне: мир наскального искусства России. М.: Алетейа, 2005. 472 с.
  • Емельянов А. И. Курс этнографии вотяков. Вып. 3. Остатки старинных верований и обрядов у вотяков. Казань: Изд. Казан. вотского изд. подотд., 1921. 156 с.
  • Зеленин Д. К. Что такое «воршуд»? // Микроэтнонимы удмуртов и их отражение в топонимии: сб. ст. Ижевск, 1980. С. 118–132.
  • Золотарев А. М. Родовой строй и первобытная мифология. М.: Наука, 1964. 328 с.
  • Красс Н. А. Концепт «дерево» в славянской мифологии и поэзии А. С. Пушкина // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Русский и иностранный языки и методика их преподавания. 2004. № 1. С. 50–55.
  • Крюкова Т. А. Удмуртское народное изобразительное искусство. Ижевск; Л.: Удмуртия, 1973. 158 с.
  • Ладыгина Ю. М., Советова О. С. Тема плодородия в наскальном искусстве Минусинской котловины // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 2-6. С. 151–156.
  • Лебедева С. Х. Удмуртская народная вышивка = Удмурт калык пужыятон = Udmurt folk embroidery. Ижевск: Удмуртия, 2009. 88 с.
  • Лебедева С. Х. Удмурт калык дӥськут = Удмуртская народная одежда = Udmurt folk costume. Ижевск: Удмуртия, 2008. 207 с.
  • Мартынова Н. В. Символико-мифологический образ мирового древа в традиционной культуре народов Приамурья // Проблемы и перспективы развития научно-технологического пространства России: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. 11 июня 2020 г. Белгород, 2020. С. 42–47.
  • Маслова Г. С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. М.: Наука, 1978. 207 с.
  • Михельсон О. К., Поляков Н. С., Тимченко К. П. Религиозный символизм в популярной культуре: полисемантичность образа древа // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 1. С. 109–112.
  • Напольских В. В. Мифологема мирового древа в мифологии народов уральской языковой семьи // Этнографическое обозрение. 2012. № 6. С. 19–28.
  • Новгородова Э. А. Мир петроглифов Монголии. М.: Наука, 1984. 168 с.
  • Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. 2-е изд. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1986. 365 с.
  • Путешествия к удмуртам и марийцам. Письма Уно Хольмберга 1911 и 1913 гг. = Matkat udmurttien ja marien luo. Uno Holmbergin kirjeitä vuosilta 1911 ja 1913 / под ред. С. Лаллукки, Т. Г. Миннияхметовой, Р. Р. Садикова. – Toimittaneet Seppo Lallukka, Tatjana Minnijahmetova ja Ranus Sadikov. CПб.: Европейский Дом, 2014. 223 с.
  • Рябов Н. В. Образ мирового древа как опора мироздания финно-угорского народа // Финно-угорский мир. 2013. № 2. С. 103–106.
  • Сем Т. Ю. Семантика образов богини-прародительницы у тунгусо-маньчжурских народов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2007. Т. 16, № 40. С. 244–247.
  • Столяр А. Д. Происхождение изобразительного искусства. М.: Искусство, 1985. 298 с.
  • Таказов Ф. М. Мировое дерево в осетинской мифологии // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7900 (дата обращения: 12.04.2022).
  • Топоров В. Н. Мировое дерево: Универсальные знаковые комплексы: в 2 т. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2010. Т. 1. 448 с.
  • Фатыхов С. Г. История женщины: Этнокультур. ретроспектива и крат. анализ фактов, обрядов, легенд, обычаев и ритуалов. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2000. 463 с.
  • Штернберг Л. Я. Первобытная религия в свете этнографии: Исслед., ст., лекции / под ред. и с пред. Я. П. Алькора. Л.: Изд-во Ин-та народов Севера, 1936. 572 с. (Материалы по этнографии; т. 4).
  • Элиаде М. Космос и история: избр. работы: пер. с фр. и англ. М.: Прогресс, 1987. 312 с.
  • Юнг К. Г. Архетипы и коллективное бессознательное. М.: АСТ, 2020. 224 с.
  • Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени: пер. с нем. М.: Прогресс; Универс, 1996. 336 с.
  • Estes C. P. Women Who Run With the Wolves: Myths and Stories of the Wild Woman Archetype. New York: Ballantine books, 1992. 560 p.
  • Lehtinen I. Naisten korut Keski-Venäjällä ja Länsi-Siperiassa = Women’s jewellery in Central Russia and Western Siberia. Helsinki, 1979. 209 s.
  • Molchanova L. A. ‘Syulyk’ as a signifi cant symbolic detail of the Udmurt woman’s image // Ежегодник финно-угорских исследований. 2017. Т. 11, № 3. С. 138–142.
  • Ehrenberg M. Women in prehistory. Norman: University of Oklahoma Press, 1989. 192 p.
Еще
Статья научная