Древнейший культуросодержащий горизонт стоянки Дарвагчай-1
Автор: Деревянко А.П., Зенин В.Н., Рыбалко А.Г., Кулик Н.А.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Археология каменного века палеоэкология
Статья в выпуске: XV, 2009 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14521494
IDR: 14521494
Текст статьи Древнейший культуросодержащий горизонт стоянки Дарвагчай-1
Стоянка Дарвагчай-1 стационарно исследуется с 2005 года [Деревянко и др., 2005]. В раскопах и береговых обнажениях Геджухского водохранилища получена серия разрезов, характеризующих стратиграфическую ситуацию на участке местонахождения. Анализ разреза позволяет выделить три разновозрастные пачки отложений, отделенные друг от друга существенными стратиграфическими перерывами с явными следами размыва. Пачка 1 (включает слой 1) генетически соответствует переходной зоне между шельфом и побережьем (глубина вод в среднем 8–15 м). Пачка 2 (слои 2–9) сформирована в условиях типичного морского побережья в интервалах глубин от 0 до 15 м (переходная, предфронтальная и пляжная зоны). Пачка 3 (слои 10–13) сформирована, преимущественно, в субаэральных условиях – ведущую роль в осадконакоплении играли коллювиальные, делювиальные, пролювиальные и элювиальные процессы (подробнее см.: [Деревянко и др., 2009]).
За время исследований культурные материалы были зафиксированы в прибрежно-морских осадках раннего неоплейстоцена (бакинский интервал) – слои 5–8. Нижележащие отложения неоплейстоцена (слои 3 и 4) в предыдущие годы не вскрывались, за исключением локальных участков вдоль берегового обнажения водохранилища. До недавнего времени наиболее древними считались малочисленные артефакты из слоя 5, но предполагалось, что они могут быть переотложенными из слоя 4 [Деревянко, Зенин, 2007]. На это указывали характеристики слоя 5 и редкие окатанные обломки кремня с признаками расщепления из слоя 4, которые можно было трактовать и как результат воздействия природных факторов.
Раскопки стоянки Дарвагчай-1 в июле-сентябре 2009 года проводились на площади 30 кв.м. на двух участках (сектор № 7–12 кв.м. и сектор № 8–18 кв.м.). В результате были полностью вскрыты отложения слоев 5–9 (ранний неоплейстоцен – бакинский интервал), а слой 4 разбирался локально – в секторах 6 и 8. Культурные материалы зафиксированы в слоях 4, 5, 6, 7/2, 7/4 и 8 (табл. 1). Общее количество полученных в раскопе 2009 года артефактов составило 1713 экз. Отмечено абсолютное преобла-
Таблица 1. Стоянка Дарвагчай-1. Распределение каменного инвентаря по слоям. Материалы раскопок 2009 года.
В процессе раскопок отмечены серьезные нарушения слоев в виде отрывов крупных блоков ракушняка от тела берегового вала (слой 6) и их смещение в юго-восточном направлении. В результате смещения глыб были смяты и частично срезаны слои 4–6, а образовавшиеся трещины были заполнены отложениями слоя 8. В локальных понижениях рельефа создавались относительно благоприятные условия для накопления различных фаунистических остатков – раковин моллюсков и костей крупных млекопитающих. Большинство найденных костей представлено в виде неопределимых фрагментов зубов, трубчатых или костной трухи.
Типолого-морфологический состав индустрии в целом не изменился – сохраняется преобладание орудий размером до 30 мм и перечень основных категорий каменного инвентаря. Изменения наблюдаются лишь в процентном соотношении отдельных типов и категорий внутри технокомплексов. Особую значимость имеет установление культурных материалов в отложениях слоя 4, являющихся наиболее ранними на месте стоянки.
В настоящее время коллекция каменных материалов с признаками расщепления из слоя 4 стоянки Дарвагчай-1 составляет 57 экз. Все предметы выполнены их кремня, обладают слабой и средней степенью окатанности и восковым блеском поверхности раскалывания. В качестве сырья использовалась преимущественно галька. Достоверно установить использование желваков и плиток кремня по имеющимся материалам не представляется возможным. Пористые участки сохранившейся галечной корки на ряде предметов прокрашены окислами железа (цвет – от коричневого до черного).
Морфологически выраженные нуклеусы в коллекции отсутствуют. Достаточно представительную серию составляют нуклевидные обломки – 10 экз., включая две колотые гальки с негативами разнонаправленных снятий. Размеры изделий – от 19 до 75 мм. Галечная корка сохранилась у шести предметов. В качестве ударных площадок диагностируются галечные (корочные) или гладкие поверхности раскалывания галек. Минимальное количество негативов сколов на поверхности обломков – 3, максимальное – 9. Скалывание производилось «бессистемными», встречными и однонаправленными сколами.
Обломки – 12 экз. Представлены массивными аморфными образцами кремня с негативами мелких сколов на поверхности. Размеры изделий – от 13 до 28 мм. Участки галечной корки сохранились у пяти предметов.
Осколки – 21 экз. Представлены преимущественно плоскими образцами кремня с признаками вентральной и дорсальной поверхности, но лишенные остаточных ударных площадок. Размеры образцов колеблются от 11 до 52 мм. Направление скалывания на вентральной поверхности часто невозможно определить с полной уверенностью. Дорсальная поверхность у десяти предметов сохраняет участки галечной корки (частично или полностью). Огранка спинок слабо диагностируется – она, как правило, бессистемная, в виде мелких разнонаправленных снятий. Примерно у половины изделий наблюдается выкрошенность по краям или участки с 2–3 фасетками ретуши.
Сколы – 3 экз. Все они массивные, укороченные, обладают полным набором признаков намеренного скалывания (вентральная поверхность, ударный бугорок, ударная площадка). Размеры сколов – от 18 до 22 мм. Один из сколов является первичным, два других имеют огранку разнонаправленными снятиями. Ударные площадки у двух сколов гладкие, у третьего – двугранная. Ударные бугорки рельефные, хорошо выражены, занимают до половины вентральной поверхности.
Орудийный набор представляют 11 изделий. В качестве основ для изготовления орудий использовались мелкие гальки, обломки, осколки и целые сколы. Доминирующее положение в группе занимают выемчатые и шиповидные орудия.
Выемчатые орудия – 5 экз. Одно из них изготовлено на мелкой плоской гальке (29×20×11 мм). Вогнутое лезвие организовано на конце заготовки отвесной клектонской выемкой с последующей подправкой мелкой краевой ретушью. Другое орудие изготовлено на подтреугольном в плане галечном обломке (48×44×19 мм). Слабовогнутое лезвие протяженностью 27 мм расположено на коротком крае заготовки и оформлено многорядной крутой ретушью. Три других орудия изготовлены на осколках (размеры: 31×23×12 мм, 20×15×9 мм, 13×10×5 мм). Их лезвия оформлены в двух случаях отвесной ретушью, а в одном – клектонской выемкой.
Шиповидные орудия – 3 экз. Рабочий элемент орудия на осколке (14×10×2 мм) выделен мелкой краевой ретушью. Другое орудие изготовлено на углу обломка края скребловидного орудия (29×11×8 мм) путем нанесения крутой ретуши на участке слома. Третье орудие изготовлено на первичном сколе с гладкой ударной площадкой (22×22×7 мм). Шиповидное острие выделено ретушированными выемками на углу дистальной части заготовки.
Прочие орудия представлены по одному экземпляру. В их числе: нук-левидный скребок на обломке (31×26×21 мм), зубчатое орудие на осколке (36×13×9 мм) и атипичный угловой резец на обломке (29×18×14 мм).
В представленной коллекции изделий из кремня отчетливо выделяется серия бесспорных сколов, включая образцы преобразованные в орудия. Это позволяет считать слой 4 наиболее ранним культуросодержащим горизонтом в стратиграфической последовательности стоянки Дарвагчай-1. Его стратиграфическая позиция между слоями 3 и 5, в которых установлено доминирование раннебакинских видов остракод [Лещинский и др., 2008] позволяет предполагать и соответствующий относительный возраст палеолитической индустрии.